Подать объявление

Авто с пробегом: обмениваем или продаем?

Авто с пробегом: обмениваем или продаем?
Популярная в США и Европе система trade-in, обмен старых автомобилей на новые, в Украине пока не прижилась: украинцы массово продают б/у машины на авторынках и по объявлениям.

Эксперты утверждают: всему виной несовершенное законодательство.

Рано или поздно любой автолюбитель решает продать свой, видавший виды, автомобиль и приобрести более новую модель. В Украине период эксплуатации новых авто в среднем составляет до трех лет – по истечении этого срока владелец всерьез задумывается о покупке новой машины. Но прежде чем обзавестись новинкой, нужно расстаться с имеющимся авто. Еще лет пять назад это можно было сделать двумя способами: выставив машину на авторынке или подав объявление в специализированной прессе. Недавно в Украине появился еще один способ реализации бывшего в эксплуатации автомобиля – продажа и покупка по схеме trade-in. Но пока особой популярности у автовладельцев он не снискал.

На первый взгляд, это странно. В странах Западной Европы, к примеру, благодаря услуге trade-in продаются порядка 40 процентов от всего количества реализуемых автомобилей. В США, родине этой услуги, – около 60 процентов. В Украине же – всего 4–5%. У крупных игроков рынка доля сделок по схеме трейд-ин, по данным Ассоциации дилеров автомобилей с пробегом, составляет не более 5–10%. В то время как большая часть бывших в эксплуатации автомобилей продается через интернет-объявления и на авторынках. В чем же причины непопулярности этой, хорошо зарекомендовавшей себя за рубежом, услуги у нас в стране?


На площадках дилеров, торгующих автомобилями с пробегом по схеме trade-in, множество машин. Но большим спросом они пока не пользуются

По словам директора центра trade-in «ВиДи Автомаркет» Игоря Куца, «несколько лет назад официальные дилеры начали предлагать такую услугу, как один из дополнительных маркетинговых инструментов, но в счет уплаты за новый автомобиль принимались автомобили только тех брендов, официальным представителем которых являлся тот или иной дилер».

– Это было связано с тем, что, например, официальный дилер Toyota не мог на своей станции проверить сдаваемый по этой схеме автомобиль другой марки и осуществить предпродажную подготовку, – говорит Куц. – Сейчас ситуация изменилась. Многие официальные дилеры уже готовы принимать автомобили не только тех марок, которые они продают. И это повлияло на спрос на услугу trade-in – он существенно повысился.

Единственное препятствие, которое, по мнению Игоря Куца, тормозит развитие trade-in в Украине, – несовершенное законодательство.

– Украинские автодилеры сейчас играют роль налогового агента, удерживая с владельца подоходный налог в размере 15% от суммы полученного им дохода от продажи автомобиля с пробегом. И 20% НДС от всей стоимости продажи такой машины при заключении каждой сделки купли-продажи, – отмечает Куц. – Поэтому в счет покупки нового автомобиля засчитывалось на 15% меньше рыночной стоимости, а автомобиль должен был продаваться на 20% выше рыночной стоимости. Таким образом, доля налогов в стоимости автомобиля составляла 35%, но автодилер при этом ничего не зарабатывал.

Если бы украинские власти последовали примеру Европы, где все налоги по такой сделке – это разница между ценой выкупа авто и ценой продажи новому потребителю, то количество тех, кто желал бы обменять старое авто на новое по trade-in, увеличилось бы.

Между тем власти пока не торопятся снижать налоги по trade-in. В сентябре 2010 года Верховная Рада отклонила законопроект, по которому существенно упрощалась схема обмена старого автомобиля на новый. Впрочем, некоторое налоговое послабление заложено в принятом парламентом проекте Налогового кодекса: при продаже подержанных автомобилей автосалон будет оплачивать НДС не от стоимости всего автомобиля, а только в размере 20% со своей маржи (разницы между ценой покупки и продажи машины). Уже это, по мнению операторов рынка trade-in, может повысить спрос на услугу.

Пока же рядовому украинскому автолюбителю схема обмена машин trade-in не выгодна. Владельцы авто считают оценочную стоимость транспортного средства, которую выдает автосалон, существенно заниженной и не готовы платить за посреднические услуги работников trade-in. Выходит, что этой услугой пока что пользуются те, кому дорого время и безопасность проводимой сделки и кто готов расстаться с определенной суммой за услуги салона. Возможно, более доступным trade-in станет после принятия ряда законов, упрощающих налогообложение при продаже авто с пробегом по этой схеме. Большинство же автолюбителей пока предпочитают продавать машины по старинке – на автобазарах и по объявлениям в прессе.

Преимущества услуги trade-in

– экономия времени: автомобиль продает не владелец, а работники автосалона

– предпродажная подготовка машины (диагностика, уборка, а иногда и химчистка салона, мелкий кузовной ремонт) проводится на фирменном СТО

– безопасность и прозрачность оформления сделки купли-продажи, в которой гарантом выступает салон-посредник

– возможность приобретения нового авто в кредит: некоторые салоны идут на то, чтобы в качестве первого взноса зачислить сумму, вырученную за б/у автомобиль

– можно продать авто одной марки, а новое купить – другой

– на продажу не принимаются «проблемные» машины: после серьезных ДТП, угнанные, не обслуживавшиеся на фирменном СТО
Недостатки услуги trade-in

– выкупная стоимость автомобиля по trade-in, как правило, на 10–20% ниже рыночной цены: во-первых, автосалон берет комиссию за услуги, а во-вторых, действующее законодательство обязывает оператора trade-in оплачивать 15%-ный подоходный налог и 20% НДС со сделки купли-продажи

– человек, продающий машину по системе trade-in, может забрать новое авто только после того, как салон, предоставляющий услугу, найдет покупателя на б/у автомобиль

– есть ограничения по производителю, возрасту и пробегу автомобиля: если машина старше семи лет или прошла более 200 тысяч км, то, скорее всего, ее не возьмут на реализацию. Также салоны, занимающиеся trade-in, как правило, не принимают авто производства СНГ и Китая

– владелец авто должен самостоятельно снять машину с учета в ГАИ

Важно знать

Как продать авто по схеме trade-in

  1. выбрать новый автомобиль в салоне дилера или уточнить сроки его поставки;
  2. снять авто с учета в ГАИ;
  3. приехать в автосалон, где есть trade-in;
  4. определить стоимость автомобиля, пройти в сервисном отделе дилера диагностику ходовой, трансмиссии, кузова и двигателя;
  5. с управляющим отдела продаж согласовать оценочную стоимость машины;
  6. внести остаток суммы оплаты в кассу автосалона;
  7. забрать новый автомобиль.

Полезный совет

Покупаете авто с пробегом? Поинтересуйтесь его «историей»

По сути, схема покупки автомобиля с пробегом по схеме обмена ничем не отличается от обычного приобретения авто в салоне. Однако, покупая машину по схеме trade-in, нужно поинтересоваться у дилера, сколько человек владело авто до вас, узнать результаты диагностики выбранного автомобиля, проверить наличие сервисной книжки, состояние и работоспособность всех систем машины. Также важно узнать, бывал ли автомобиль в ДТП, а для достоверной оценки можно пригласить независимого эксперта. Кроме того, нужно оценить ездовые качества покупаемого авто. Поэтому поинтересуйтесь, есть ли возможность провести тест-драйв. Серьезные дилеры, как правило, такие услуги предоставляют.

Мы спросили: «Воспользовались бы вы услугой trade-in, если бы захотели обменять свое нынешнее авто на новое?»

Алина СОКОЛЕНКО, автомобиль Nissan Micra 2008 г. в.:

– Моей машине уже два года, и, естественно, я задумывалась о том, чтобы в ближайшем будущем сменить авто на более новое. Но произойдет это не раньше, чем погашу кредит за предыдущий автомобиль. Хотелось бы сменить мою Micra на практичное, оправдывающее свою цену, авто. Например, на Nissan Juke или минивен на базе Micra. Продавать свою машину по trade-in я бы не стала – уж слишком много денег оставляет себе салон. Выгоднее продать машину по объявлениям на автофорумах. А вот купить автомобиль в салоне по trade-in можно было бы.

Дмитрий БУРЯК, автомобиль Toyota Corolla 2007 г.в.:

– Если бы салоны, в которых есть trade-in, поменьше брали за свои услуги, то, возможно, я бы и обратился к ним. Тем более что моя Corolla меня уже не совсем устраивает: в семье – пополнение, присматриваюсь к более вместительной машине. Мысли об обмене автомобиля, скажем, на Rav-4, у меня были. И я, возможно, и обменял бы свою машину по trade-in, но на авторынке за нее дадут больше, чем в салоне.

Алексей ШПЕХТ, автомобиль Volkswagen Touran 2007 г.в.:

– Какой trade-in, вы что? Когда я думал покупать новый автомобиль, хотел обменять свой старый Golf в салоне на новый Touran. Но мне за него такую невыгодную цену предложили – на $2,5 тысячи меньше, чем предлагали по объявлениям. К тому же, не понравилось, что не согласились скинуть цену на новый автомобиль – а по телефону говорили, что если сдам старое авто, то на новое будет скидка. В общем, не доверяю я этой схеме.

Василий ИВАНЕНКО, автомобиль Peugeot 308 2006 г.в.:

– Человек я занятой и, скорее всего, воспользовался бы этой услугой. Мне некогда бегать по нотариусам, оценщикам, на рынок ездить тоже не хочу – знакомые рассказывали, как там обманывают при покупке: то деньги фальшивые вручат, то уверят, что уладят все с налоговой, а потом продавцу звонят из «органов» и предлагают заплатить налоги с проданной машины. Так что trade-in мне подходит. Я когда покупал машину, тоже все документы доверил оформлять салону. Пусть и заплатил больше на $1 тыс., но без головной боли. Единственное, что не нравится в нынешнем trade-in, что машину с учета в ГАИ надо самому снимать.

Александр ГИЛЕВ, фото Анатолия БОЙКО

Оцените статью
0 голосов

Читайте также

Инвестиции в свое будущее с безопасным ЖК DELREY

Инвестиции в свое будущее с безопасным ЖК DELREY

Безопасность и Комфорт: Почему следует обратить внимание именно на ЖК DELREY?

Безопасность и Комфорт: Почему следует обратить внимание именно на ЖК DELREY?

Специальное предложение на квартиры бизнес-класса в ЖК DELREY

Специальное предложение на квартиры бизнес-класса в ЖК DELREY

Поделитесь вашим мнением
0 комментариев
Реестр инвесторов на форуме Домика
Кнопка добавления в реестр расположена вверху каждой темы ЖК на форуме. Следите за продажами сами!
Подробнее