Чем грозят претензии МВФ к украинским чиновникам
Ранее Domik.ua писал, почему Украина может не получить четвертый транш МВФ .
Запуск системы электронного декларирования имущества украинских госчиновников был одним из требований МВФ для выделения очередного транша Украине. Как известно, данная система начала функционировать с 1 сентября, но уже за столь незначительный период времени всплыла информация, которая привлекла внимание зарубежных доноров Украины и должна заинтересовать правоохранительные органы. Так, старший эксперт финансового сектора МВФ Эмануэль Матиас сделал заявление, в котором выразил обеспокоенность тем фактом, что в некоторых е-декларациях чиновников топ-уровня не отображено все имущество, а именно – находящееся за рубежом. В связи с этим возникает ряд закономерных вопросов: «Имеет ли право МВФ комментировать ситуацию с е-декларациями в Украине?», «Какие последствия могут наступить для Украины в сложившейся ситуации?», а также «Какая ответственность ждет чиновников, которые все-таки указали не все свое имущество?».
В первую очередь нужно пояснить, что должностные лица Украины не раз обращались с просьбой к МВФ предоставить информацию об украинских чиновниках, а также оказать помощь в проведении расследований вокруг их активов. Наряду с этим, Международный валютный фонд, как «заказчик» внедрения е-деклараций в Украине и как главный кредитор, имеет вполне принципиальное право мониторить декларации чиновников, а также давать комментарии и рекомендации по этому поводу. Ведь логично, что подразумевается право Фонда задать украинским властям вопрос: «Зачем вам давать очередной транш, если вы не можете проконтролировать чиновников, которые осваивают на свои нужды государственные деньги».
Данная информация никак не красит Украину и требует надлежащей реакции государства. Отрицательные результаты в расследовании этой ситуации могут повлечь за собой ряд негативных последствий. Дискредитация страны на международном уровне может привести, например, к отказу в очередном транше или к потере доверия со стороны международного сообщества.
Однако, стоит также отметить, что официально Украина еще не проводила расследований, а значит – и обвинять ее в чем-то пока рано. Но пристальное внимание и соответствующие заявления международных доноров способны простимулировать расследовательскую деятельность и исключить возможность манипуляций с ее результатами.
А вот с ответственностью в Украине все куда яснее. Законодательством предусматривается дисциплинарная, административная или же уголовная ответственность за подачу в е-декларации недостоверных сведений.
Так, если предоставленные данные разнятся более чем на 138 000 гривен, но не более 344 500 гривен от реального состояния чиновника, то такой «промах» влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от 17 000 до 42 500 гривен. Если же данные отличаются менее чем на 138 000 гривен, такого чиновника будет ждать дисциплинарная ответственность.
Читайте также: Будь бдителен: о чем говорят результаты финмониторинга украинских банков
А вот если чиновник «забыл» указать имущество, стоимость которого будет превышать 344 500 гривен, для него наступает вполне конкретная уголовная ответственность. За это правонарушение полагается штраф в размере от 42,5 до 51 тысячи гривен, общественные работы или лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать должности в органах власти до трех лет.
Наряду с этим, 11 ноября нынешнего года был утвержден порядок контроля деклараций на своевременность, правдивость, а также на логические и математические несоответствия. Также утвержден порядок проведения мониторинга образа жизни, суть которого сводится к анализу информации о чиновнике и членах его семьи, полученной из СМИ, социальных сетей, заявлений физических и юридических лиц.
Все это в совокупности должно обеспечить правоохранителям действенный механизм для полного и надлежащего расследования. Однако, вместе с тем, отсутствие необходимой доказательной базы – договоров купли-продажи, свидетельских показаний или других сопутствующих доказательств – очень усложнит процедуру доказывания.
Подытоживая, стоит подметить, что в МВФ польщены тем фактом, что система е-декларирования все-таки смогла заработать в Украине, как и первыми результатами, которые она дала. На данном этапе очень важно не упустить возможность и доказать Фонду, всему международному сообществу и гражданам, что в стране существует действенная система расследования и надлежащего наказания чиновников, имеющих нелегальный доход. Поэтому необходимо как можно скорее начать расследования по тем е-декларациям, которые дают основания заподозрить декларанта в коррупционных действиях, и получить готовые результаты в виде привлечения чиновников-коррупционеров к ответственности.
Комментарии посетителей