Как украинцев обманывают с товарами и высокими тарифами на ЖКУ
Ранее портал Domik.ua сообщал о том, какие товары и услуги подорожают в Украине весной .
В Украине массово нарушают потребительские права граждан. В прошлом году предприятия уже оштрафовали за это более чем на 2 млн грн. Примерно половину этой суммы компаниями заплатили добровольно, остальное — оспаривается, в том числе, в судах, - пишет UBR.ua .
Начиная со второго полугодия 2016 г., Госпродпотребслужба начала осуществлять и рыночный контроль за ценообразованием. Ведомство уже оштрафовало украинские компании за нарушения в этой сфере на почти 13 тыс. грн.
Читайте также: Как изменились цены на продукты во время поста
На что жалуетесь?
Как рассказала временно исполняющая обязанности заместителя главы Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Лилия Стиренко, ее ведомство рассмотрело в прошлом году более 9 тыс. жалоб и предложений от украинских потребителей, половина из которых была удовлетворена.
Основные виды нарушений:
- Отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции или продавце.
- Реализация товара с истекшим сроком годности.
- Ограничение или отказ в использовании платежных терминалов.
- Отказ в обмене товара.
- Создание преград должностному лицу при проверке.
- Нарушение условий договора между потребителем и исполнителем.
- Размещение внешней рекламы без разрешений.
Особое внимание проверяющие уделили компаниям, которые продают украинцам одежду и игрушки. В большинстве случаев изделия не отвечали требованиям безопасности. Причем, нарушителями являлись не только безымянные бренды, но и довольно раскрученные марки.
«Не всегда высокая стоимость товара означает его надлежащие качество. Например, во время проверки одного из известных украинских производителей одежды выяснилось, что его товар не соответствует техническому регламенту. И я бы очень хорошо задумалась после этого, покупать ли у них вещи», — отметила в разговоре с UBR.ua Лилия Стиренко.
По словам члена правления Украинской ассоциации индустрии игрушек Кирилла Левина, некачественные игрушки на украинских рынках и магазинах также являются большой проблемой. Доля контрафактного товара достигает 50%. На нем, как правило, отсутствует какая-либо информация о производителе или импортере, и часто такие игрушки реально угрожают жизни и здоровью детей.
Взрослым же очень часто не дает покоя дым и запахи от кальянных, которые массово открылась в Киеве. Как говорит координатор медиапрограмм Украинского центра контроля над табаком Оксана Тотовицкая, украинцы все чаще жалуются на них, ведь нередко такие заведения располагаются на первых этажах жилых домов.
Читайте также: Сколько зарабатывают украинцы: как росли средние зарплаты и цены в Украине
Также потребители начали активно строчить жалобы на коммунальщиков. Сетуют, в основном, на космические платежки. И как отметили в Госпродпотребслужбе иногда нарекания граждан небезосновательны. Компании-поставщики порой вписывают в тариф, например, те издержки, которые никак не касаются потребителей.
Правда, жалобами на дорогое отопление в ведомстве займутся уже в этом году, так как они массово посыпались на контролеров лишь нынешней зимой.
Зато, к примеру, платежки за воду проверяющим уже удалось сбить на 2-3 грн./куб.
Не забывают жаловаться украинцы и по другим поводам. Например, много недовольных качеством товара и обслуживанием в аптеках и продуктовых магазинах.
Контролерам ставят палки в колеса
Инициировать проверку ведомство может лишь с подачи потребителей или общественных организаций, которые мониторят эту сферу. А после забора всех необходимых материалов их необходимо отправить на экспертизу, что стоит денег.
Как и в прошлом году, на 2017 г. бюджетом предусмотрено выделение Госпродпотребслужбе более 125 млн грн на проведение лабораторных исследований. Как отметили в ведомстве, если работать на полную мощность, то этой суммы может не хватить.
Как отмечают эксперты, в Украине существует серьезная проблема с защитой прав потребителей. И она во многом усугубляется действием моратория на проверки малого и среднего бизнеса.
А когда дело касается монополистов рынка по предоставлению тех или иных услуг, например, электроэнергии, то компании вполне могут просто не пустить к себе на порог проверяющих.
Также недобросовестным предпринимателям играет на руку то, что проверяющий орган должен уведомить их о проведении рейда заранее. Но, что интересно, более, чем в 75% случаев проведения планового контроля все равно обнаруживаются нарушения.