Как усовершенствовать систему социального страхования
О действующей системе
- В соответствии с Конституцией граждане имеют право на социальную защиту, в том числе право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, - рассказывают в Фонде. - Это право гарантируется за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций.
Сейчас в Украине действуют четыре вида государственного социального страхования: на случай безработицы, в связи с временной потерей трудоспособности, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности, а также пенсионное страхование. На рассмотрении Верховной Рады находятся законопроекты по пятому виду общеобязательного страхования - медицинского.
- Управление фондами осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей, - пояснили в ведомстве. - Основным источником формирования средств социального страхования на случай безработицы и в связи с временной потерей трудоспособности являются страховые взносы страхователей - работодателей и застрахованных лиц, а также ассигнования из Государственного бюджета Украины.
Принципиальным отличием страхования от несчастного случая на производстве является то, что расходы несут только работодатели, уплачивая взнос на этот вид страхования дифференцированно по 67 классам профессионального риска производства, а застрахованные лица не несут никаких расходов, - уточняют в Фонде.
О задачах фонда
- Фонд возмещает ущерб потерпевшим и членам их семей, выплачивая ежемесячные страховые выплаты пострадавшим и членам их семей, а также пособие пострадавшим и членам их семей или пенсии по потере кормильца и инвалидности, - говорят специалисты. - Также обеспечивает потерпевших целым комплексом услуг с медицинской и социальной реабилитации. Специалисты Фонда утверждают, что более 91% расходной части бюджета составляют прямые выплаты и оплата медико-социальных услуг пострадавшим на производстве, то есть защищенные статьи бюджета. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что в системе социального страхования Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве является самой эффективной организацией по использованию средств.
О законодательных инициативах
- Первое, что предлагается, это убрать из обязанностей фондов социального страхования несвойственные функции, которые были механически перенесены с времен предыдущей социально-экономической формации, - объяснили в ведомстве. - Что позволит сэкономить значительные средства и направить их на другие социально защищенные статьи расходов.
Предполагается обеспечение страховой защиты граждан, которые работают по гражданско-правовым договорам, а это несколько миллионов человек. Эти люди согласно действующему законодательству не защищены в случае получения травмы или профессионального заболевания на работе.
Одной из глобальных проблем, которая не позволяет обеспечить полноту наполнения доходной части бюджетов фондов социального страхования для обеспечения выполнения в полном объеме уставных задач, являются значительные объемы теневого сектора экономики. С целью решения этого вопроса необходимо легализировать заработную плату путем внесения изменений в законодательные акты.
Специалисты говорят, что нужно ввести действенный механизм мотивации работодателей по созданию безопасных условий труда. В настоящее время страховой тариф зависит только от вида деятельности, который осуществляет страхователь. Поэтому отсутствуют экономические рычаги, которые бы побуждали работодателя создавать безопасные условия труда на своих предприятиях. Предлагается определять размер страхового взноса не по виду экономической деятельности, а в зависимости от состояния травматизма на каждом предприятии.
Кроме того, необходимо установить социальную справедливость по размерам страховых выплат. Нужно ввести их повышенный размер для тех, кому размер ежемесячной страховой выплаты в пересчете на сто процентов потери трудоспособности не соответствует размеру установленной минимальной заработной платы.
При этом нужно не допускать получения страховых выплат из разных источников. Если человек имеет право на страховые выплаты по нескольким источникам, то он должен будет выбрать одну страховую выплату, например, ежемесячную страховую выплату или пенсию.
Также стоит установить предельные размеры страховых выплат с целью недопущения превышения их размера над доходами трудоспособных лиц. Так, размер единовременного пособия семье в случае гибели пострадавшего в результате несчастного случая на производстве определить в сумме 150 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
Размер единовременного пособия иждивенцам в случае смерти пострадавшего в результате несчастного случая на производстве установить согласно 35 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
В случае установления МСЕК причинной связи смерти потерпевшего с вредом для здоровья, что было ранее, осуществлять только ежемесячные страховые выплаты иждивенцам исходя из ежемесячной страховой выплаты на день смерти потерпевшего.
Это первоочередные вопросы, которые необходимо решить, чтобы обеспечить стабильную и эффективную работу системы общеобязательного государственного социального страхования в Украине.