Подать объявление

Почему люстрация в Украине невозможна?

Почему люстрация в Украине невозможна?
Одно из требований Майдана — непременное проведение люстрации. Но когда, как и по каким критериям ее следует проводить? И удастся ли это сделать?

Люстрацией в странах Восточной Европы называли процессы, начавшиеся после 1989 года и регламентировавшие доступ к государственным должностям лиц, причастных к преступлениям советского режима.

В Украине ничего подобного не произошло ни в 1991, ни, несмотря на призывы и обещания, в 2004. Разве что на два года была запрещена деятельность Компартии, что, впрочем, не помешало ее бывшим членам быстренько сменить политическую ориентацию и занять теплые местечка у власти. Примерно то же произошло и в 2005 году — одни лица у власти сменили другие, но система власти, несмотря на конституционную реформу, осталась прежней.

Тем не менее, люстрация в Украине необходима, причем, на всех уровнях — от Верховной Рады и Кабмина до сельских и поселковых советов. Только это совместно с децентрализацией власти способно вернуть доверие к ней населения и сформировать у претендентов четкое понимание того, что даже малейшее злоупотребление чревато ответственностью.

Сегодня, несмотря на все достижения Майдана, депутаты, судя по всему, стремятся пойти старым проверенным путем - кулуарных договоренностей и кадровых рокировок . А политики вне парламента и общественность наперебой предлагают программы очищения власти . Все активней звучат призывы запретить деятельность Коммунистической партии, а с ней — и Партии регионов.

Должна ли это сделать Верховная Рада текущего созыва или уже следующего — вопрос открытый.

В существующем составе Рады решение о запрете деятельности КПУ еще может пройти, а вот ПР — уже вряд ли. Но даже запрещение КПУ может создать опасный для многих прецедент, потому едва ли депутаты охотно пойдут на этот шаг. Особенно, если запрещать не только деятельность партии, но и запретить ее членам занимать любые должности органах власти всех уровней — собственно, это и есть суть люстрации. Без этого вчерашние коммунисты и регионалы просто разбегутся по другим партиям или создадут новые.

То есть, за люстрацию в чистом виде в сегодняшней Раде просто не проголосуют. Что же касается нового созыва, многое будет зависеть от того, когда будут выбирать и кого выберут. Если политической воли депутатов таки хватит для самороспуска Рады и проведения парламентских выборов одновременно с президентскими , не факт, что на Юге и Востоке Украины не проголосуют за вчерашнюю партию власти. Альтернативы там, увы, просто нет: ВО «Свобода», главный парламентский апологет люстрации, на Юго-Востоке воспринимается не иначе как «фашисты» и «бандеровцы», «Батьківшина» и УДАР тоже особой популярностью не пользуются, а новые политические силы сформироваться просто не успеют.

То есть, если люстрация не будет проведена до парламентских выборов, у ПР и КПУ есть все шансы быть избранными в новый состав парламента. Получается замкнутый круг. И кому-то придется очень хорошо продумать и технические, и юридические детали. Вот только найдутся ли желающие об этом думать? Особенно, учитывая личные и деловые связи между депутатами из якобы противоборствующих партий?

Но даже если допустить, что люстрация таки будет проведена, Компартия и Партия регионов — запрещены, возникает второй вопрос - на кого будет распространяться этот запрет? Только на бренды партий, действительных на определенную дату партийцев или всех, кто когда-либо входил в КПУ и ПР? Членством в Партии регионов в прошлом запятнали себя и отдельные активные оппозиционеры: например, Петр Порошенко был одним из основателей партии. А если запрет распространить еще и на всех членов КПСС, политику вынуждены будут оставить большинство сегодняшних деятелей из всех лагерей. Что, конечно, к лучшему, но пока кажется фантастикой.

В итоге, учитывая все технические, юридические и идеологические трудности, скорее всего, люстрация коснется только «соучастников преступлений режима Януковича» - части министров и их заместителей, сотрудников Администрации президента, занимавших эти должности в 2010-2014 году, а в регионах — глав администраций и их заместителей. Максимум — наиболее одиозных депутатов, вроде авторов языкового и «диктаторских» законов. Возможно, должности в правительстве, во всяком случае, переходном, не разрешат занимать сотне самых богатых людей Украины , как этого сегодня требует Майдан.

Но многие регионалы и, не исключено, коммунисты, останутся таки при своих мандатах. И, заодно, контролируемых финансовых потоках. Всеми доступными способами замедляя трансформацию структуры власти.

Но даже при этом такая трансформация неизбежна — общество для нее уже созрело.

Автор:   Наталия Рева , © domik.ua, 2014

Оцените статью
0 голосов

Читайте также

Инвестиции в свое будущее с безопасным ЖК DELREY

Инвестиции в свое будущее с безопасным ЖК DELREY

Безопасность и Комфорт: Почему следует обратить внимание именно на ЖК DELREY?

Безопасность и Комфорт: Почему следует обратить внимание именно на ЖК DELREY?

Специальное предложение на квартиры бизнес-класса в ЖК DELREY

Специальное предложение на квартиры бизнес-класса в ЖК DELREY

Поделитесь вашим мнением
0 комментариев
Каталог відгуків про будинки Києва
Знайдіть свій будинок та розкажіть про нього. Що подобається, а що ні? Допоможіть тим хто шукає житло
Подробнее