Подать объявление

Штопор для пробки: почему и как возникают заторы на дорогах

Штопор для пробки: почему и как возникают заторы на дорогах
Эксперты говорят, что заторы в городах — из-за недостатка паркингов, запрета на работу эвакуаторов и отсутствия штрафов "под дворник". Мировой опыт — как избавиться.

Английские футурологи XIX века прогнозировали, что из-за стремительного увеличения количества конных экипажей в Лондоне столица Великобритании через 100—120 лет окажется заваленной навозом до вторых—третьих этажей, так как его не будут успевать вывозить. Действительность откорректировала их прогнозы: на смену коню пришел автомобиль, но появилась новая проблема — пробки и тянучки. Причина их, вроде бы, очевидна: многочисленное автомобильное "стадо" не помещается на узких старых улицах городов.

Но, проблема не только в количестве машин. "Главная причина заторов — парковка автомобилей на проезжей части, ведь если, например, на улице с двумя полосами движения в каждую сторону одна полоса занята стоящим транспортом, то очевидно, что пропускная способность дороги снижается вдвое, — говорит начальник отдела организации дорожного движения УГАИ Киева подполковник Андрей Ющенко. — Теоретические расчеты говорят, что по одной стандартной полосе дороги шириной 3,75 м в час может проехать максимум 1200 автомобилей, по двум — 2400. Минус одна полоса автоматически означает тянучку в часы пик длиной примерно 6,5 км (исходя из средней длины автомобиля 4,5 м и дистанции между ними не менее 1 м)". О том, как влияют на величину автозаторов другие факторы — ДТП, непогода — см. инфографику. В то же время Ющенко признает, что водители паркуются на проезжей части столичных улиц вынужденно, даже несмотря на запрещающие знаки и штрафы (255—340 грн), так как подземных и надземных паркингов на всех не хватает.

В итоге центральная часть Киева постоянно заставлена транспортом. По словам милиционера, в столице эта проблема самая болезненная, сил столичной ГАИ недостаточно, чтобы бороться с нарушителями правил парковки. "Мы общаемся с коллегами из других городов-миллионников: Харькова, Днепропетровска, Одессы — и тянучки, и неправильная парковка у них тоже есть, но с киевскими они несопоставимы. Закон запрещает эвакуировать неправильно припаркованный автомобиль или выписывать   штраф  за неправильную парковку в отсутствие водителя. Инспектор обязан дождаться его и лишь тогда составить протокол, что практически нереально, ведь можно прождать целый день. Депутаты должны принять закон, разрешающий, как в Европе, составлять протокол без водителя и оставлять бумагу под дворником на лобовом стекле, тогда нарушителей парковки станет намного меньше", — полагает Ющенко.

ПОЛМИЛЛИОНА "КОНЕЙ".

По оценке специалистов КП "Киевдорсервис", которое занимается организацией движения автотранспорта в столице, в Киеве зарегистрировано порядка миллиона автомбилей, из которых примерно половина ежедневно выезжает на улицы. Плюс иногородний транспорт, число которого не поддается учету. "Приезжие водители плохо знают город, из-за чего стараются передвигаться только по основным магистралям, создавая на них дополнительную нагрузку, — говорит директор "Киевдорсервиса" Виктор Черний. — А водители сами создают аварийные ситуации — не успевают перестроиться на перекрестке, поворачивают не из крайнего ряда, едут на желтый свет, паркуются где попало. В результате попадают в ДТП, от чего заторов становится еще больше. Учитывая, что средств на строительство подземных паркингов в горбюджете сейчас нет, единственный выход разгрузить центральные городские улицы — уменьшить на них количество транспорта. Для этого уже строятся перехватывающие паркинги возле конечных станций метро (всего их будет шесть, по два на каждой ветке; могут построить уже в следующем году)". По словам Черния, планируется, что водители, приезжающие на работу из пригорода, станут оставлять там машины — бесплатно либо за символическую плату, и пересаживаться на метро. Так им будет и быстрее, и дешевле — экономия бензина. Не пустят дальше конечной станции метро и пригородные маршрутки. Только все ли согласятся на это — большой вопрос. "Я постоянно перемещаюсь на своем автомобиле по городу, встречаюсь с заказчиками, время дорого, а объезжать тянучки по прилегающим улочкам я уже научился", — сказал нам замдиректора стройфирмы Андрей Будовой.

Что такое "большой затор"

Степень загруженности городских улиц обычно оценивается по 10-балльной шкале, где 1 балл означает, что путь свободен, а 10 — что в городе сплошной затор. 1 — Дороги свободны (можно двигаться с максимально разрешенной скоростью)
2 — Дороги почти свободны (транспорт есть, но можно ехать 60 км/ч)
3 — Местами затруднения (приходится замедляться до 40—50 км/с)
4 — Местами затруднения (приходится замедляться до 30—40 км/ч)
5 — Движение плотное (20—30 км/ч)
6 — Движение затрудненное (10—15 км/ч)
7 — Серьезные пробки (5—10 км/ч)
8 — Многокилометровые пробки (2—5 км/ч)
9 — Город стоит 
(0—2 км/ч)
10 — Лучше ехать на метро

мировой затор на тысячу километров Самая длинная пробка в мире была зафиксирована в Нидерландах, в 1999 году. Из-за сильного снегопада и обледенения трассы протяженность дорожного затора достигала 975 км! Этот рекорд пока не удалось побить никому. Вновь в дорожный хаос Голландия погрузилась в 2012 м году, когда длина затора составила 800 км.

азия: китайцы стояли 12 дней   Самая длинная пробка зафиксирована на трассе Пекин—Тибет в 2010 году. Китайские автомобилисты стали заложниками 12-дневного затора, который образовался из-за ремонтных работ на автостраде. Длина пробки составила 260 км. На застрявших в пробке хорошо нажились окрестные торговцы, взвинтившие цены  на еду и напитки в 10 раз.

африка: машин мало, но стоят, потому что не соблюдают правила движения Рекордные заторы тут регулярно возникают на трассе Лагос—Индия. Например, в 2012 одна из пробок достигла 65 км, и рассосалась только через сутки. Такая ситуация на дорогах связана с большим количеством машин, и отсутствием правил дорожного движения.

Европа: "черная суббота" по-французски Рекордсменом среди загруженности дорог считается Франция. Звание самого проблемного участка закрепилось за трассой Париж—Лион. В 2007 г. там был установлен рекорд — пробка длинной 842 км. Французы даже придумали спецтермин: "черная суббота" — день, когда парижане массово выезжают за город, и на трассе образуются гигантские заторы.

ЮЖНАЯ АМЕРИКА: А мы на вертолете!   Тут лидером дорожных заторов по праву является бразильский мегаполис Сан-Паулу. В 2013 г. рекордная пробка в стране растянулась на 305 км. Катастрофические заторы случаются ежедневно, и местные жители уже научились приспосабливаться. Например, чтобы сэкономить время, обеспеченные бразильцы все чаще меняют машины на вертолеты.

северная америка: от урагана — в затор   В США самая длинная пробка была зафиксирована в 2005 г. в городе Хьюстон штата Техас. Американцы простояли более суток, пытаясь преодолеть 160 км затора, причиной которого послужила хаотичная эвакуация жителей во время урагана "Рита". Хьюстон считается одним из самых загруженных городов США из-за низкой пропускной способности автобанов.

КИев : зеленые волны

В Киеве уже четверть века (с 1989 г.) работает автоматизированная система управления дорожным движением (АСУД). Как рассказал нам начальник службы внедрения и эксплуатации АСУД Сергей Катрич, такие же системы, но намного более мощные и современные, имеются во всех крупных городах мира, где есть проблемы с заторами. "АСУД наиболее эффективна в центральной части города, где много регулируемых перекрестков, — говорит Катрич. — Основной принцип ее действия — создание так называемой "зеленой волны" для автомобилей, едущих по магистральным улицам. То есть, водитель, въехавший на перекресток на зеленый свет светофора, проедет по улице максимальное расстояние, двигаясь со скоростью не более разрешенной (60 км/ч), прежде, чем для него загорится красный свет. В Киеве из 630 городских светофоров к АСУД сейчас подключено 124 — на Крещатике, бульваре Шевченко, пл. Победы, ул. Владимирской и улицам, к ним прилегающим. Работу системы контролирует оператор, который при необходимости вмешивается в расписание светофоров (если ДТП, он сообщает ближайшему наряду ГАИ, при перегорании лампы красного света светофор переводится в мигающий режим и т. д.)".   В планах службы — подключить к системе как можно быстрее еще 150 светофоров, при этом — установить более современное вычислительное оборудование. В службе обещают, что после этого заторов станет меньше, но на это нужны десятки миллионов гривен, и пока таких денег в бюджете города нет. Впрочем, по словам Катрича, даже устаревшая АСУД эффективна: тесты, проведенные в 1990 г., показали, что после внедрения ее первой очереди (47 перекрестков) заторов стало меньше на 15—30%, а средняя скорость передвижения увеличилась на 20—25% (на 10—12 км/ч), вредных выбросов стало меньше на 18%. Впрочем, Катрич признает, что даже самая новая АСУД не даст эффекта без увеличения количества доступных подземных парковок в центре, или временного ограничения въезда туда транспорта в рабочие дни.

топ-10 как разгрузить дороги

Все страны мира борются с пробками одинаково: синхронизируют светофоры, строят новые развязки и просят водителей пересаживаться на общественный транспорт и велосипеды. Но есть и креативные подходы. Мы выбрали самые интересные.

1 В Берлине сместили время ­выхода на работу. Некоторые ком­пании теперь начинают рабочий день для своих сотрудников в 7 утра, остальные — в 8 или 9 утра. Это помогло существенно разгрузить дороги в час пик.

2 В Лондоне и Стокгольме въезд в центр города сделали платным. Причем сумма по местным меркам достаточно солидная (от 8 до 17 евро): позволить себе ее могут немногие. Такая мера помогла разгрузить движение и сделать центр комфортнее для туристов и пешеходов.

3 Финляндия. Там решили бороться с заторами с помощью технологии отслеживания и оповещения водителей о пробках. Аппаратура следит за скоплением мобильных телефонов на дорогах, когда количество мобилок начинает стремительно расти — идет сигнал об образовании пробки.

4 В Пекине, Шанхае (Китай) и Сингапуре ограничили регистрацию автомобилей. Там за год разрешается выдать госномера только определенному количеству авто (например в 2014 году — 100 тыс. знаков), при этом купить машину можно без проблем. Поэтому номерные знаки продаются на аукционах, а это дорогое удовольствие (цена от $1600).

5 В Израиле автобаны оснащены специальными табло, которые показывают наиболее загруженные направления. Информация дублируется каждый час по радио. Для водителей создана горячая линия, по которой оператор сообщит текущую ситуацию на дорогах.

6 В Лейпциге (ФРГ) большую часть автомобилистов успешно пересадили на трамваи и электрички. С апреля 2012 г. все водители и члены их семей могут бесплатно ездить в трамваях и электричках. Для этого им лишь нужно предъявить права.

7 В Токио проблему с заторами решают с помощью очень сложных развязок. В центре есть даже 5-уровневые развязки, то и дело попадающие в рейтинги самых немыслимых дорог в мире.

8 В Афинах по будням въезд в центр разрешен по четным числам, автомобилям с четными номерами, по нечетным — с нечетными.

9 В Париже полосы для автобусов и такси проходят по всем главным автобанам города. За въезд на такую полосу — штраф в 35 евро, а "рецидивистам" — лишение прав.

10 В Сеуле максимально упростили систему общественного транспорта. Там соединили автобусные маршруты с системой метро, так что пересадка теперь занимает не более двух минут.

Оцените статью
0 голосов

Читайте также

Инвестиции в свое будущее с безопасным ЖК DELREY

Инвестиции в свое будущее с безопасным ЖК DELREY

Безопасность и Комфорт: Почему следует обратить внимание именно на ЖК DELREY?

Безопасность и Комфорт: Почему следует обратить внимание именно на ЖК DELREY?

Специальное предложение на квартиры бизнес-класса в ЖК DELREY

Специальное предложение на квартиры бизнес-класса в ЖК DELREY

Поделитесь вашим мнением

Комментарии посетителей

2 комментария
ДДЖ• 
Примеры -не для нас (никчемные дороги, никчемная организация движения...). У нас ГЛАВНАЯ причина - совершенно НЕ РАБОТАЕТ ГАИ (а зарплату получают, звания и льготы накапливаются и т.д.). Вместо профилактики занимаются "ловлей", а системные ВИДИМЫЕ нарушения не пресекаются МГНОВЕННО (проходят мимо, как будто ничего не происходит - видимо за все уплачено). Массовые стоянки транспорта в запрещенных знаками местах, а ГАИ ходит и не видит. В случае ДТП их "величеств" ждать надо часами (а затор растет!). "Парковки" на проезжей части дорог ГАИ могла бы и не допускать (пусть СТРОЯТ отдельные площадки, если хотят зарабатывать, а не делать деньги из воздуха. Что можно взять з "сіренького"?
0+7
6777• 
А вот если бы ещё дармоеды-вымогатели из ГАИ работать начали.....а то им только перегар подавай, а то что половина водителей ездит как хочет им ,по барабану, Автомайдановцы бы вместо политических дрязг лудше бы создали мощное общественое движение за соблюдение ПДД, да и депутаты-бездельники поотменяли бы свои дурацко-популисткие законы.
0+5
Купуй квартиру на Domik.ua
Широкий вибір квартир від власників, забудовників та ріелторів
Подробнее