Подать объявление

«Строители-бандиты явились в Киеве в наши дни...»

«Строители-бандиты явились в Киеве в наши дни...»
Так писали в киевских газетах ровно сто лет назад о недобросовестных домовладельцах, по вине которых за один только год в городе обрушилось три здания и пострадали десятки людей.

Как раз к тому времени наблюдалась новая вспышка «строительной лихорадки», которую Киев уже испытал в конце 1890-х годов. Всякий, у кого оказывались свободные деньги, стремился вложить их в доходное домостроительство, дававшее неплохие по тем временам прибыли (хотя в наши дни эти 10-12% годовых едва ли кого-то заинтересовали бы).

Были домовладельцы, строившие доходную недвижимость всерьез и надолго. И были спекулянты, которые наскоро поднимали постройки ради быстрой продажи с «наваром». А чтобы «наварить» побольше, жертвовали качеством.


Дом на ул. Горького, 3-а (фото здания на момент аварии не сохранилось) / фото автора

Еще в 1900 году фельетонист газеты «Киевлянин» высказался о подобных горе-строителях и плодах их деятельности: «Посмотришь на такой дом: восторг и очарованье. Фасад украшен лепкой, стиль самый что ни на есть ренессанс, внутри позолота, лепные украшения, расписные потолки, паркет. Просто глаза разбегаются. А покопайтесь под этой позолотой, под этой живописью, и окажется, что в стенах вместе с кирпичом всякая дрянь, стенки из старого гнилья, балки сомнительного свойства, окна трещат от самого нежнейшего зефира... Несомненно, когда-нибудь обнаружатся результаты нашей строительной деятельности, и кому-нибудь очень солоно придется».

Мрачное газетное пророчество сбылось в 1911 году. Именно тогда город встряхнули сразу несколько строительных катастроф – к несчастью, с человеческими жертвами.

Девять трупов среди руин


Работы саперов на руинах дома
по ул. Львовской (нынешняя Артема), 14-а / фото 1911 г.

Первый обвал произошел на Кузнечной, 3 (ныне ул. Горького), где строили сразу несколько зданий. В апреле на одном из них рухнули леса на уровне шестого этажа. Пострадали двое рабочих – один получил сильные травмы, другой погиб. Этот случай списали на неосторожность самих жертв, хотя при тщательном осмотре стройки были обнаружены многочисленные нарушения норм и правил.


Дом на ул. Артема, 14-а/фото автора

Затем, 20 мая (2 июня), пришла очередь новостройки на Мариинско-Благовещенской (Саксаганского), 102. Там невероятно быстрыми темпами возводили доходный дом братьев Цейтлиных по проекту одного из них, Абрама Цейтлина. Как потом оказалось, у него была специальность инженера-механика, не дававшая права возводить городские постройки. Невзирая на это, молодой «специалист» затеял шестиэтажное строительство – и доигрался. Часть стены завалилась на соседний небольшой деревянный дом, принадлежавший Гуго Беренду. В доме находились его сыновья. Старший, Павел, погиб, младший ранен. Как потом оказалось, Цейтлин ради экономии замешивал раствор вместо песка на земле; кладка была слишком тонкой... Инженер угодил в Лукьяновскую тюрьму, а дом пришлось перестроить заново (его сделали 5-этажным).


Разрушенные дома по ул. Мариинско-Благовещенской (нынешняя Саксаганского) / фото 1911 г.

Не успели жители города пережить новости, связанные с гибелью молодого Беренда, как Киев облетела еще более жуткая весть. На улице Львовской (Артема), 14-а, шло строительство опять-таки 6-этажного здания для владельца Исаака Червоненкиса по проекту Федора Олтаржевского. 19 июня (2 июля) дом внезапно обрушился.

По свидетельству очевидца, проезжавшего мимо в трамвае, «мы услышали сначала треск лопнувшей стены и вслед за тем грохот. Вагоновожатый остановил вагон, и в этот момент было видно, как в стене образовалась трещина, которая все увеличивалась, леса зашатались, и сравнительно медленно стена изогнулась и стала оседать».

Потом несколько дней из-под развалин извлекали тела несчастных рабочих. Итог был горьким: 9 убитых, 19 раненых.
Здание разобрали до основания, чтобы в 1913-1914 годах на этом же месте построить новое, по проекту гражданского инженера Александра Кобелева, по заказу нового владельца усадьбы Макса Михельсона. Практически в таком виде этот дом стоит доныне.

Из суда – домой


Поиск жертв среди развалин на ул. Львовской / рисунок 1911 г.

Горожане ожидали, что за гибель ни в чем не повинных людей вследствие недобросовестного строительства кто-то должным образом ответит. Популярный газетный удожник Наядин (В. Кадулин) даже опубликовал карикатуру: домовладелец в котелке и строитель в инженерной форме сначала сооружают карточные домики на песке, а потом глядят на «небо в клеточку». Но, как показали дальнейшие события, главные обвиняемые довольно-таки дешево отделались.


Карикатура на преступное домостроительство. 1911 г.

Весной 1913 года состоялся судебный процесс над лицами, причастными к трагедии на Львовской улице. На скамье подсудимых оказались инженер-строитель Олтаржевский, домовладелец Червоненкис и его приказчик Райкин. Олтаржевского обвинили в некомпетентности; это грозило ему лишением лицензии и взысканием убытков. Червоненкису предъявили обвинение в сознательных опасных действиях, приведших к гибели людей; минимальным наказанием за это были 8 лет каторги.

В ходе следствия было отмечено, что в той части здания по улице Львовской, где произошло обрушение, допущено отклонение от утвержденного проекта: вместо обычных оконных проемов в первом этаже были устроены витрины магазинов.

С другой стороны, однако, важную подробность раскрыл компетентный свидетель – местный подрядчик Яков Файбишенко: «Киевский кирпич вообще считается самым лучшим, но в 1911 г. кирпич был почти весь (до 80%) плохого качества. Дело в том, что, вследствие большого требования на кирпич, заводы обжигали сырой кирпич. Между тем, по внешнему виду это трудно было узнать и отличить плохой от хорошего. Такое качество кирпича вызвало тогда трещины и в других домах».

Суд признал, что причиной катастрофы было, прежде всего, применение негодного строительного материала, но преступного замысла в деле не было. Таким образом, вину Червоненкиса и Райкина усмотрели в том, что они не приняли на строительстве всех мер безопасности. Закон предусматривал за это максимум 4 месяца лишения свободы, так что, с учетом предварительного заключения, обоих отпустили по домам. Ответственного же строителя, 46-летнего инженера Федора Олтаржевского, присяжные оправдали.

Тем не менее, карьера зодчего фактически была закончена, ибо в глазах потенциальных заказчиков его запятнало даже подозрение в преступлении... Параллельно велось следствие в отношении инженера строительного отделения губернского правления Владимира Эйснера и городского архитектора Ипполита Николаева. Именно они в начале июня 1911 г. обследовали работы на Львовской, 14-б. Строители-чиновники констатировали отклонения от первоначального проекта, составили акт о необходимости в недельный срок представить проект с коррективами, которые бы учли различия, – и на этом успокоились. Прокурор окружного суда инкриминировал Эйснеру и Николаеву непринятие необходимых мер для предотвращения катастрофы. Но в октябре 1913-го Киевская судебная палата их оправдала.

Дуть на холодную воду

Долго еще тема строительных катастроф не сходила со страниц местных изданий.

Авторы публикаций обвиняли не только жадных домовладельцев, не только незадачливых строителей, но и местные власти, которые пользовались явно устаревшими нормативами, без учета новых масштабов застройки.

Журналист самой популярной в городе газеты «Киевская мысль» Гарольд (Исаак Левинский) высказывал мысли, не лишенные актуальности и в нынешнее время:

«Что Киев растет с американской быстротой, – это очень приятно для нас, киевлян. Приятно для нас, что город украшается великолепными громадными постройками, которыми любуются знатные иностранцы.Приятно, что город становится неузнаваемым.Но этого мало...Владельцы громадных домов думают только о том, чтобы выгнать как можно больше этажей, и больше ни о чем не заботятся.
Доходность на первом плане, а на все остальное – наплевать».

В той же газете можно было прочесть и стихотворный отклик на животрепещущую тему:

Все строим мы да строим,
Повсюду дом-гигант.
Стал нынче дня героем
Строитель-спекулянт...
Размах американский:
Строй новые дома!
Довольно хулиганский
При этом склад ума...
Пускай в тревоге житель
Злосчастных наших стран, –
Желает злой строитель
Набить себе карман.
Живет, не унывая,
Спокойно ест и пьет...
Не вывезет кривая –
Возьмет и удерет...
Строители-бандиты
Явились в наши дни.
Открыв себе кредиты,
Возводят западни.
Все с видом бесшабашным,
Всем снится миллион, –
И стал сезоном страшным
Строительный сезон.

Органы строительного надзора долго еще после этого, что называется, дули на холодную воду. Был составлен перечень всех новостроек высотой в четыре и более этажей. За каждой из них велось регулярное наблюдение, для чего создали несколько специальных комиссий.

Малейшая трещина становилась предметом суровой проверки. В 1912 году вообще было решено ограничить высоту новостроек шириной прилегающих улиц. Но погибших рабочих это уже не могло воскресить.

Михаил КАЛЬНИЦКИЙ

Оцените статью
0 голосов

Читайте также

Демонтаж металлических конструкций в Киеве и области

Демонтаж металлических конструкций в Киеве и области

1
Переезд в новую квартиру: самая необходимая мебель и предметы интерьера

Переезд в новую квартиру: самая необходимая мебель и предметы интерьера

1
Как продать квартиру без посредников за 48 часов?

Как продать квартиру без посредников за 48 часов?

Поделитесь вашим мнением

Комментарии посетителей

1 комментарий
colovrat88• 
Современные евреи-строители недалеко ушли от своих сородичей начала 20 века
0+0
Реестр инвесторов на форуме Домика
Кнопка добавления в реестр расположена вверху каждой темы ЖК на форуме. Следите за продажами сами!
Подробнее