Свой бизнес: урбанистическая одежда из Японии
С тех пор он мечтал попасть в Страну восходящего солнца, но не для того, чтобы полюбоваться цветущей сакурой, пагодами и видом на Фудзияму. Его тянуло в магазины с тин-той роботами — жестяными гуманоидами, которыми играли японские дети в 1950-х годах. Позже интерес к городской культуре распространился на одежду. Наконец, киевскому маркетологу и его жене, телеведущей Татьяне Гончаровой, посчастливилось побывать в Токио. Осознав, что они будут приезжать в этот город еще и еще, супруги решили организовать бизнес, который компенсировал бы затраты на дорогие круизы. Так возникла идея открыть в Киеве магазин японской молодежной одежды.
Жизнь за прилавком
"Я не помню, когда в последний раз покупал вещи в Украине, — признается бизнесмен. — В Киеве не было интересной одежды до появления магазинов, подобных нашему". С начала 2008 года, когда был открыт Toshoshop, Костоваров и Гончарова ездят на Дальний Восток четыре раза в год. В Японии они знакомятся с тенденциями местной моды и новыми брендами. А договора на оптовые поставки заключают с дилерами, офисы которых располагаются в странах Юго-Восточной Азии, преимущественно в Китае.
В деле задействовано всего три человека. Совладельцы занимаются подбором товара, распределяя между собой мужской и женский ассортимент. Управляться с магазином помогает директор. Прежде работавший в лавке единственный продавец открыл свой бизнес. С тех пор г-н Костоваров сам стоит за прилавком и не спешит нанимать новых работников. "Это мое личное пространство, где я не только зарабатываю деньги, но и встречаюсь с друзьями", — объясняет хозяин.
Начиная дело, Артем не исследовал степень востребованности своего товара на украинском рынке. "Мы просто делали то, что хотели. Наверное, поэтому вначале совершили много ошибок, — рассказывает он. — Главная заключалась в том, что вырученные деньги не вкладывали в развитие, а тратили на путешествия. Но я не огорчаюсь — это мой стиль жизни".
Богемская рапсодия
Хозяин бутика отмечает, что вещи, которые продает, не пользуются массовым спросом в Киеве. Не каждый решится надеть экстравагантные джинсы или футболку. Однако для клубной молодежи Toshoshop — драгоценный клад. Цены сравнимы с расценками магазинов, торгующих известными массовыми брендами: Zara, Benetton и т.д. Футболки стоят от 98 до 258 грн, джинсы — от 238 до 998 грн, худи (кофты с капюшоном) и регланы — от 298 до 898 грн. "У нас цены близки к ценам на подобный ассортимент в интернете. Придерживаемся мировых расценок", — комментирует владелец.
Бизнес стартовал без раскачки. Костоваров и Гончарова с ходу расстались почти с $10 тыс. Деньги пошли на оплату первых трех месяцев аренды помещения для магазина, ремонт и декор интерьера, закупку торгового оборудования, поездку за первой партией товара, торжественное открытие. Креативный "пипл" набросился на диковинный товар, как на горячие пирожки. Однако по целевой аудитории и, соответственно, по бизнесу Костоварова и Гончаровой больно ударил кризис. Диджеи, режиссеры, дизайнеры, рекламисты и другие представители творческих профессий лишились высоких заработков и возможности тратить деньги на имиджевые прихоти. "Раньше наши посетители могли позволить себе купить все, что понравится. А нравилось им многое", — улыбается Артем. С осени 2008 г. прибыль Toshoshop стабильно снижалась. На старте в магазине выстраивались очереди, а теперь Костоварова никто особо не отвлекает от общения с друзьями. Тем не менее его бутик никогда не был убыточным. Слабое место — узкий сегмент — оказалось в то же время сильной стороной бизнеса. Поредевшей аудитории все равно больше негде искать полюбившиеся вещи.
Кроме стильных киевлян частые гости магазина — модники из российских мегаполисов, для которых посещение Toshoshop входит в обязательную экскурсионную программу по украинской столице. Некоторые приезжают специально, охотясь за брендами, которые не представлены в похожих московских и питерских бутиках.
Сила стихии
Toshoshop не использует традиционную рекламу, направляя усилия только на свою целевую аудиторию. Наибольшим вложением в промоушн стала организация вечеринки, посвященной открытию магазина. Владельцы пригласили своих друзей — потенциальных покупателей, а те — своих знакомых. Татьяна Гончарова использовала "служебное положение" — профессия телеведущей не только вызвала общественный резонанс, но и способствовала интересу к мероприятию коллег-журналистов. "Нас с энтузиазмом поддержали журналы-гиды по развлечениям и телепрограммы, затрагивающие вопросы моды", — вспоминает Артем. На праздник с диджеем и коктейлями пришло порядка 300 человек.
Интерес поддерживался концептуальными электронными вечеринками в андерграундном клубе "Хлеб", которые имели резонанс в масс-медиа. С клубом магазин поддерживает постоянные партнерские отношения: в бутике висят афиши "Хлеба", а в клубе — плакаты Toshoshop. Владельцы создали оригинальный сайт магазина, но он, как ни странно, не является инструментом продвижения. "Это открытка, которая, в большей степени раздражает случайных посетителей ресурса, — отмечает Артем. — К нам даже заходили специально, чтобы пожаловаться на сайт". В большей степени о новинках на прилавках информируют аккаунты в социальных сетях.
Со временем из импортеров Костоваров и Гончарова решили превратиться в экспортеров и производителей. Супруги разработали свою ТМ Robotto Tosho, под которой намерены выпускать одежду, близкую к японской урбанистической стилистике, и продавать ее по всему миру. В эти и другие бизнес-планы супругов вторглась безжалостная стихия — мощнейшее землетрясение, которое вызвало цунами в Японии. "Конечно же, события в Японии отразились на нашей деятельности. Запланированный экспорт в эту страну партии одежды под брендом Tosho отложен на неопределенный срок. Возможны затруднения и с поставками одежды оттуда, поскольку у наших японских бизнес-партнеров сейчас совсем другие заботы", — говорит Артем.
Сергей Волохов