Подать объявление

У нас в управлении $5 млрд. и мы инвестируем в Украину

У нас в управлении $5 млрд. и мы инвестируем в Украину
Инвестиционный фонд East Capital Group начал работать на украинском рынке с 2002 г., вкладывая инвестиции в энергетический сектор, в частности, покупая акции «Захидэнерго».

С тех пор East Capital Group инвестировал практически во все сектора украинской экономики. Фонд владеет немалыми пакетами акций в компаниях агросектора, банковского сектора, ритейла, в отрасли недвижимости и строительства и заявляет: украинский фондовый рынок 5-ый худший в мире в 2011 году. О деятельности Фонда, проблемах иностранных инвесторов с украинским правительством, олигархами и законодательством, а также о том, какие отрасли украинской экономики интересны для иностранных инвесторов в эксклюзивном интервью Building.ua рассказал Айварас Абромавичус, партнер East Capital Group.

Building.ua С чем связана разнонаправленность инвестиционной деятельности East Capital Group – от сельского хозяйства до ритейла?

А.Абромавичус: Есть несколько отраслей, где мы имеем больше знаний, чем в других, поэтому именно туда стараемся инвестировать доверенные акционерами средства. Во-первых, это всегда был банковский сектор. Также, по возможности максимально, мы стремились инвестировать в отраслевые сектора, связанные с внутренним потреблением. Считалось, что во всех странах Восточной Европы доходы населения растут, налоги маленькие, затраты на ЖКХ невысоки, поэтому много денег в процентах от зарплаты остается на потребление. Потом появилась энергетика, и мы сделали отдельный фонд. Сельскохозяйственный сектор разросся в Украине больше, чем в других странах. Но есть сектора, куда мы не «лезем». Скажем, мы не совсем понимаем Интернет, где нет материальной прибыли. Есть, конечно, исключения – мы вкладываем не в чисто «интернетные» проекты, а в медийный бизнес, где, надо признать, Интернет не такая уж маленькая часть. Мы развиваем такие проекты в Сербии, Эстонии и Украине. Не очень хорошо знаем химическую промышленность, потому и туда стараемся не «лезть». Очень мало инвестируем в самую главную отрасль Украины – металлургическую, потому что пакеты собственников консолидированы и не ясно, где владелец старается сделать центр прибыли.

Building.ua Какова доля инвестиций Фонда в недвижимость?

А.Абромавичус: Мы инвестировали в недвижимость через две компании, которые владеют 125 тыс. кв. м торговых площадей «Новой линии». Первоначально недвижимость строилась под эту сеть, но торговые центры расширялись, сейчас мы развиваем ее как сеть «Модуль» и владеем 51% акций.

Building.ua Какой объем инвестирован East Capital Group в Украину с начала деятельности в стране?

А.Абромавичус: На данный момент наши инвестиции составляют около $200 млн. из $5 млрд., которыми управляет фонд.

Building.ua Каковы ваши планы на будущее?

А.Абромавичус: Мы всегда присматриваемся и ищем что-то интересное. Но сейчас, из-за сложного положения на глобальных финансовых рынках, планировать достаточно трудно. В фонде открытого типа, как наш, все зависит от уровня доверия клиентов, и если они в какой-то момент почувствуют некое недоверие к развивающимся рынкам, то инвестиции на этом рынке могут быть свернуты. Сейчас у нас в управлении более $5 млрд., мы сохраняем свои позиции в десятке крупнейших инвесторов Восточной Европы, но часть украинских инвестиций в общем «котле» за последние три года существенно снизилась. Инвестиционный климат Украины, ни для кого не секрет, остается достаточно негативным. За последние годы для развития рынка капитала в Украине практически ничего не делалось. Посмотрите на биржу – это просто смешно! Торговля акциями на украинской бирже на каждодневных условиях приравнивается по обороту к эстонской бирже. Где 46 млн. жителей, а где 1,5 миллиона? В Украине слишком велики риски и слишком плохое законодательство.

Building.ua И как долго не наблюдаются положительные сдвиги?

А.Абромавичус: К сожалению, с самого начала. Были спорадические улучшения – создание новой биржи, UX. И, что немаловажно, вообще ничего не делается для создания долгосрочной инвестиционной базы. Имеется в виду, что в Украине так и не начаты накопления в частные пенсионные фонды. Нет законодательной базы, намерения только декларируются. Во всех странах, где прошла реформа, именно локальные пенсионные фонды – самые большие игроки на местном рынке. Это Польша, это Чили. И, соответственно, акции компаний в этих странах стоят дороже, так как иностранцы приходят и уходят, а местные инвесторы остаются навсегда. Кто самый большой держатель американских акций? Американцы. Кто самый большой держатель шведских акций? Шведы. Кто самый большой держатели чилийских и польских акций? Чилийцы и поляки. В Украине должно быть также. Но пока здесь нет культуры, нет базы. Местные компании пытались что-то сделать – пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, но это были лишь первые шаги и они не увенчались успехом, все упало, доверие населения к таким фондам тоже упало. Но продолжать работать надо. В отличие от той же самой Росии, я не вижу, что государственные чиновники самого высокого уровня вообще знают, что такое биржа, какая ее значимость для остальной части экономики и так далее.

Building.ua Ваш фонд обычно выступает, как миноритарный инвестор. Как решаются вопросы с другими инвесторами?

А.Абромавичус: Вообще, мы неконфликтные инвесторы. Но Украина сама по себе страна, где права миноритариев защищены крайне слабо. Я, конечно, не сравниваю со странами Центральной Азии или Кавказа, кроме Грузии, но среди всех восточноевропейских стран в Украине законодательство защищает миноритариев наихудшим образом. Можно взять навскидку любую компанию, которая выставляет свои акции на бирже, и там будет очень большая вероятность, что были или есть нарушения корпоративного управления. Очень часто, например, проводятся сделки с заинтересованностью, выводятся большие денежные потоки, не выкупаются у остальных миноритариев акции при покупке контрольного пакета и так далее. Украина – единственная страна, где мы ведем бизнес, в которой нет закона о выкупе акций миноритариев при покупке контрольного пакета!

Building.ua В России такой закон есть?

А.Абромавичус: Конечно. Приведу пример: весной, когда Pepsi выкупала «Вим-Биль-Данн», где у нас был небольшой пакет, они естественно выкупили и нашу долю. У нас там были еще локальные акции, они торговались с 50% скидкой к ADR. На ADR  они предлагали 30% премию. А мы и те, кто держали локальные акции, заработали 100% плюс 30%. В Украине была история, когда «Кернел» покупал «Укррос» и миноритариям не предложили выкупа. Одновременно проходила сделка: «Укрлендфарминг» господина Бахматюка покупала компанию «Дакор Агро Холдинг», и у семьи из Ровно Королькевичей акции выкупили, а у остальных миноритариев – нет.

Building.ua Можете назвать инвестиции в Украине, которыми вы более-менее довольны?

А.Абромавичус: Тем, что связано с «Новой линией», мы, в принципе, довольны. Довольны некоторыми инвестициями в сельское хозяйство. Иногда доволен бываешь, если купил по хорошей цене в хороший момент. Это же не секрет, что сейчас акции в Европе стоят дешевле, чем десять лет назад, японские сейчас дешевле, чем 20 лет назад, «Нокиа» стоит процентов на 80 дешевле, чем десять лет назад. Поэтому тут немаловажно, когда ты купил. У тебя может быть хорошая компания в портфеле, но ты купил ее в конце 2007-начале 2008, то есть на самом пике, когда никто и не думал, что все так обернется. Поэтому те инвестиции, которые мы приобретали в начале 2009 г, все хороши.

Building.ua Инвестиции в ритейл себя оправдали?

А.Абромавичус: Только не в фуд-ритейл, пока. Мы приобретали небольшие доли «Великой Кишени» и «Фуршета» еще перед кризисом, затем докупали после кризиса, то есть усредняли цену. Мы не покупали по самым высоким ценам, но обе эти компании на бирже до кризиса стоили $800 млн., а сейчас «Велика Кишеня» стоит $100 млн., а «Фуршет» немногим более. То есть те, кто купил акции на самом пике, очень много потеряли. «Ашан» купил 20% акций «Фуршета» по стоимости $800 млн. за целый пакет. 17 иностранных банков влили $7 млн. в украинские банки, когда в среднем оценка компаний была 4,1 балансовой стоимости. Сейчас три из банков, которые торгуются на бирже, – «Укрсоцбанк», «Райффайзен Банк Аваль» и «Форум», в среднем стоят 0,4 от балансовой стоимости. Так что все, кто покупал банки, потеряли до 90% вложений.

Building.ua При каких условиях вы избавляетесь от активов?

А.Абромавичус: В самом начале кризиса мы продали стратегу наш 7% пакет «Захидэнерго», – очень успешно. Мы его копили где-то пять лет, они предложили хорошую цену с премией. Недавно маленькую позицию продали в «Дарнице» – там было частное размещение перед кризисом, потом акции обвалились, хотя результаты у нее хорошие, у нее самая высокая маржа в секторе. Но цена упала, потому что главный владелец недостаточно открытый. В самый разгар кризиса некоторые иностранные инвесторы, которые держали похожие акции, распродавали их ниже рыночной цены, так как закрывали фонды. Мы тогда купили на 30% ниже рынка, продержали два года и продали главному владельцу в три раза дороже, чем покупали. Но все равно мы очень дешево продали – мы поняли, что компанию не собираются вернуть на биржу. Некоторые компании воспользовались тем, что Франкфуртская биржа, где размещалось большинство украинских частных размещений («Укрейниан медиахолдинг», «Дарница», «Фуршет», «Давенто») начала ужесточать требования к эмитентам. И  тех, кто не желал давать больше информации, или платить больше денег за листинг – попросту снимали с листинга. А многие инвесторы не могут больше держать таких бумаг в своем портфеле. Фонд перед инвестором должен показывать – откуда идет котировка, что это листингованная компания, что это ликвидная бумага и так дальше. То есть некоторые украинские компании «поигрались» немножко в открытость, в рынок, в биржу, взяли денег у инвесторов, провели какое-то там расширение, а потом подумали: а у нас свои планы!

Building.ua В каких украинских банках ваш фонд является акционером?

А.Абромавичус: К сожалению, у нас есть инвестиции в «Надра», пакет в «Форуме», где у нас было несколько процентов еще до прихода «Коммерцбанка». Чуть-чуть денег в «Авале», более крупные пакеты в «Пивденном» и «Платинум Банке». Банковский сектор нам интересен традиционно, потому что мы видим в нем двигатель экономики и, если экономика восстанавливается, то банки это чувствуют первыми. Но там всегда есть свои проблемы, потенциальная девальвация, к примеру. Но в «Надра», «Пивденном» и «Платинуме» у нас работает команда профессионалов во главе с Марго Джекобс, американкой, которая во всех трех банках входит в наблюдательный совет.

Building.ua Как часто вы покупаете именно на бирже?

А.Абромавичус: Через биржу мы покупаем очень много, гораздо больше, чем не через биржу. Из 5 млрд. 80% – через биржу, 20% – прямые инвестиции. В Украине же в данный момент соотношение 50 на 50, хотя был момент, когда инвестиции через биржу были больше, чем прямые.

Building.ua Помогает ли на данный момент East Capital Group украинским компаниям выходить на биржу?

А.Абромавичус: Сейчас нет, потому что это нереально. Сейчас нет спроса не то что на украинские бумаги, сейчас нет спроса на любые IPO. Что российские, что турецкие, что польские. Инвесторам не нужны никакие новые компании, потому что те, которые уже находятся на бирже, и так очень дешевые. Новые компании не готовы «отдаваться» по таким низким оценкам. И вообще, IPO всегда происходит, когда рынки оживлены, когда есть приток новых денег в регион. Как говорится: появится спрос, появится и предложение.

Building.ua Ваш фонд делает вложения в жилую недвижимость?

А.Абромавичус: Сам фонд не занимается инвестированием в жилую недвижимость ни в одной стране мира. Вот через листингованные компании – да. К примеру, через российскую компанию LSR, являющуюся одним из самых больших девелоперов России. Компания много строит в Петербурге, соответственно там у нас довольно много акций, общей суммой более $100 млн. В Украине из компаний, которые занимаются недвижимостью, на бирже активно представлена только «ТММ», но их акций у нас нет. В данный момент я не вижу толчков для оживления этого рынка в Украине.

Building.ua А какие «толчки» необходимы?

А.Абромавичус: Самые обычные условия. Должен расти доход населения, а он в данный момент не растет, а после девальвации, скорее всего, еще и уменьшится. Второе – банки должны кредитовать по привлекательным низким ставкам. А за последние два года я не вижу даже, чтобы вторичка хотя бы чуть-чуть подросла, так что мой прогноз малоутешительный. Хотя перспективы строительной отрасли в Украине – огромные. Но законы надо менять, упрощать и ускорять получение разрешений. Я знаю, что над этими вопросами работал Сергей Тигипко, приглашал грузинских экспертов, ведь в Грузии все разрешения на строительство можно получить в течение полугода.

Building.ua То есть грузинский образец мог бы сделать строительную отрасль Украины более привлекательной для зарубежного инвестора?

А.Абромавичус: Трудно сказать, строительство везде сложный бизнес. Очень мало стран Восточной Европы, в которых работает сильный иностранный девелопер. Строительство везде – местный бизнес. Крупные предприниматели, которые строят, должны знать местные «моменты». Всегда местные имеют преимущества перед иностранцами, которые часто покупают только уже готовую недвижимость, которая уже дает какую-то прибыль. За деньги, порой пенсионные, покупаются офисные здания, торговые здания, но вкладывать в девелопмент, особенно на ранних этапах – рискованно, не говоря уже о строительстве жилой недвижимости. Ни в Литве, ни в Эстонии, ни в России, ни в Украине, ни в Грузии почти не бывает случаев подобных инвестиций.

Building.ua Вы ожидаете вторую волну кризиса?

А.Абромавичус: На данный момент мы даем негативные комментарии, но остаемся оптимистами, считая, что второй волны не будет, что мы сможем «разрулить». Да, в Европе есть проблемы, но у нас есть еще и китайские инвестиции, и наши специалисты из Китая говорят, что сильного замедления экономики там не стоит ожидать. Да и американская экономика, оказывается, сильнее, чем думали еще пару месяцев назад. Так что за счет силы роста развивающихся рынков и Америки сможем преодолеть этот кризис.

Building.ua То есть вы не собираетесь выводить инвестиции из Украин?

А.Абромавичус: Какая-то часть средств уже ушла. Рынок хуже, чем Украина, найти трудно. Только фондовый рынок Кипра, Греции, Египта и Австрии хуже Украины в этом году. И это далеко не из-за мирового финансового кризиса. Отчасти да – все остальные рынки тоже упали между 10 и 25%. А все, что сверх этого, объясняется только ухудшением инвестиционного климата в стране.

Building.ua Но большинство ваших инвестиций в Украине все-таки длинные?

А.Абромавичус: Конечно. Мы здесь остаемся, мы хотим большего, но у правительства есть над чем работать, оно должно показать иностранным инвесторам, что они нужны.

В России я занимаю должность заместителя председателя ассоциации по защите инвесторов, здесь, похоже, нет такой организации. Поэтому вместе с другими активистами мы лоббируем свои интересы разными способами: пишем открытые письма, встречаемся с олигархами  и правительством, помогаем в разработке законодательной базы, делимся опытом других стран. К нам прислушиваются, потому что мы не только себя представляем, но и огромную армию других иностранных портфельных инвесторов, которые, может быть, менее активно себя проявляют, но согласны с нашей позицией и позицией еще пары таких же активных фондов.

Оксана Гришина

Оцените статью
0 голосов

Читайте также

Купите бассейн в землю и превратите свой двор в оазис наслаждения!

Купите бассейн в землю и превратите свой двор в оазис наслаждения!

1
Антон Мирончук: Как «MOLODIST» вошла в ТОП застройщиков Киевщины и какое жилье ищут украинцы

Антон Мирончук: Как «MOLODIST» вошла в ТОП застройщиков Киевщины и какое жилье ищут украинцы

Инвестиции в свое будущее с безопасным ЖК DELREY

Инвестиции в свое будущее с безопасным ЖК DELREY

1
Поделитесь вашим мнением
0 комментариев
Всі звіти про надійність новобудов безкоштовно
Обирайте новобудову в каталозі Білдконтролю та отримуйте звіт про її надійність. Це корисно.
Подробнее