Украина–МВФ: тупиковая помощь
Украина торжественно встречает миссию МВФ поднятыми ценами на коммунальные услуги. То, чего Фонд безуспешно добивался от антинародного режима, сделали демократы с майдана. С 1 мая в стране почти на 50% повысились цены на газ для населения и услуги предприятий тепловой энергетики. С 1 июня вступили в силу новые тарифы на электроэнергию (выше на треть). А с июля повышаются тарифы на водоснабжение (плюс 84%), водоотвод и канализацию (105%).
Где-то уже написали, что по замыслу Фонда цены на коммуналку должны достигнуть аналогичных в многоквартирных домах Европы. В качестве примера назывались Нидерланды, где счет за электроэнергию в частном доме с тремя жильцами достигает 100 евро в месяц. При этом реконструкцию находящихся в жутком состоянии украинских коммуникаций никто не обещает. Наоборот, чиновники говорят, что бюджетных денег на модернизацию ЖКХ нет, не было и не будет. А для частных инвестиций надо:
а) закончить войну;
б) сделать коммунальную отрасль привлекательной для капиталовложений, то есть рентабельной (как минимум), а желательно – прибыльной.
А для прибыльности отрасли нужно… что? Правильно – повысить тарифы! Вот вроде бы круг и замкнулся. Будем сначала платить так, как в Нидерландах, потом жить так же, как там. В смысле состояния коммунального хозяйства.
А для прибыльности отрасли нужно… что? Правильно – повысить тарифы! Вот вроде бы круг и замкнулся. Будем сначала платить так, как в Нидерландах, потом жить так же, как там. В смысле состояния коммунального хозяйства
Но это в теории. На практике платить 100 евро за электричество в стране с зарплатой меньше, чем эти 100 евро, затруднительно. Если верить опубликованным расчетам, по условиям МВФ, однокомнатная квартира в Киеве, которая до последнего момента обходилась в 500 грн., потянет на «содержание» в 1,5 тыс. грн. Что сделают люди, у которых этих 1,5 тыс. грн. нет? Очень просто – они перестанут платить. На нет и суда нет. То есть суд есть, но денег все равно у народа нет.
В итоге появилась информация, что "Киевэнерго" начало отключать жилые дома от горячего водоснабжения из-за 838 млн. гривен задолженности. Первым поплатился пролетариат с Троещины, пишет на своей странице в Facebook известный эксперт по вопросам энергетики Дмитрий Маручник: в частности, от теплоснабжения будут отключены 266 жилых домов в Деснянском районе. И это еще не начинали поднимать тарифы. То ли еще будет!
Тем более что вместо обещанных с 1 июля 6,22 гривны за 1 кубический метр воды теперь вода будет стоить 7,46 гривны, о чем радостно сообщает сайт "Киевводоканала". Их специалисты подсчитали, что именно такой тариф является обоснованным, то есть включает в себя полную окупаемость производства услуг, а также инвестиционную составляющую.
Насчет «инвестиционной составляющей», конечно, здорово. Но мне почему-то кажется, что даже МВФ удивится, когда узнает, как рьяно функционеры коммунальной службы бросились выполнять его предписания: сразу на 110% взвинтить цену только на одну из составляющих тарифа – это круто.
Но коммуналка – это не единственное требование, которое надо выполнить. «Есть четкий список условий, которые надо соблюсти, чтобы получить транш: предельный размер дефицита госбюджета (до 4,5% ВВП), определенные размеры резервов НБУ (сейчас $14,2 млрд.), свободный курс доллара, мониторинг крупнейших банков (в июле проведут стресс-тесты крупнейших 35-ти банков), постепенное повышение цен на коммунальные услуги и так далее», – цитирует газета «Сегодня» аналитика МЦПИ Александра Жолудя.
После того, как проведенный Нацбанком стресс-тест 37 крупных банков страны показал, что дела плохи (либо очень плохи) и нормативам адекватности регулятивного капитала соответствуют только девять банков из этих 37-ми, встал вопрос: что делать? Понятно, что часть банков уже не спасти – они попадут в руки ликвидаторов и временных администраторов. В остальные нужно вливать деньги. Не МВФовские, свои (т.е. акционеров). Иначе Фонд может не дать нам кредита. По некоторым данным, денег нужно втрое больше, чем обещанный транш кредита. Где их взять – никто не знает. У акционеров, как правило, таких средств нет.
Но снова мы попадаем в капкан, ловко расставленный МВФ. Хотите новых кредитов? Отдайте долги по НДС. Из своих денег, не из наших. Честно говоря, я не видела прямого требования МВФ погасить долги НДС. Но пишут, что оно существует и было озвучено на переговорах
На этом «веселуха» не заканчивается, поскольку революция, война и экономический кризис окончательно распугали остатки инвесторов. Преимущественно своих собственных – тех же восточно-украинских олигархов, которые заводили деньги из кипрских оффшоров в реконструкцию заводов и строительство торговых центров. Теперь они ничего не заводят. Сидят и ждут окончания бомбежки. Как правило, где-то в Европе. Подальше от нашей прокуратуры. В итоге, по официальным данным за период нестабильности отток составил $7,25 млрд. Это 40% суммы всего кредита МВФ, рассчитанного на три года, получением которого мы так гордимся.
Нет денег – нет налогов. Нет налогов – в бюджете пусто. А тут еще какие-то сволочи, типа экспортеров, требуют возмещения НДС. Щас! К концу марта долг перед ними составил 21,6 млрд. грн., увеличившись за квартал на 6,7 млрд. грн. Вернулись «странные недобрые времена» эпохи «раннего и среднего Кучмы», когда НДС можно было получить только по очень большому блату.
Но снова мы попадаем в капкан, ловко расставленный МВФ. Хотите новых кредитов? Отдайте долги по НДС. Из своих денег, не из наших. Честно говоря, я не видела прямого требования МВФ погасить долги НДС. Но пишут, что оно существует и было озвучено на переговорах. В связи с чем Кабмин и выпустил НДС-облигации на сумму 16 млрд. грн. с процентной ставкой, равной учетной ставке НБУ.
Но даже по этим облигациям нужно что-то платить. А как платить, если денег нет?! По данным ЛIГАБiзнесIнформ, продержаться весну и начало лета позволил «подарок» от Национального банка Украины. Якобы за I квартал НБУ перечислил в бюджет 80% годового плана – 15,8 млрд. грн. И дополнительно в апреле еще 4 млрд. грн. Всего за четыре месяца с начала года Нацбанк выполнил план поступлений в госбюджет на 86,8%, подбросив правительству 112,2 млрд. грн.
Но отчисления НБУ в бюджет – это вода, в которую нельзя войти дважды. Второй раз повторить такой трюк уже не получится. С одной стороны, волшебный ресурс исчерпан, с другой – МВФ выступает против таких манипуляций и уже запретил правительству оказывать давление на Нацбанк. Да, и Гонтарева – не Кубив, она не креатура Яценюка, соответственно подыгрывать ему не станет. Что делать? Как выполнить требование МВФ о валютных резервах и размере дефицита госбюджета?
На помощь может прийти новая идея, которая сейчас обсуждается Международным валютным фондом и инвесторами. Как пишет газета Financial Times со ссылкой на информированные источники, речь идет об изменении правил выделения помощи государствам. В частности, о введении требования относительно продлении сроков обращения суверенных облигаций в качестве условия для предоставления кредитов.
В настоящее время опции МВФ ограничены: он может либо выдать кредит обратившемуся за помощью государству, либо подтолкнуть его к реструктуризации долга. Во втором случае кредиторы могут столкнуться с серьезными потерями при реструктуризации долга страной.
Обсуждаемая идея представляет собой третий вариант – кредиторы сохранят за собой облигации государства, срок обращения которых будет продлеваться на время действия финансируемой МВФ программы, в то время как купонные выплаты и номинал бумаг меняться не будут.
Такой вариант был бы весьма приемлем для Украины. Но, по словам источников Financial Times, обсуждение данного вопроса находится на ранней стадии, мнения членов исполнительного совета Фонда расходятся, и решение вряд ли будет принято ранее конца этого года. Так что нам осталось «день простоять, да ночь продержаться». В лучшем случае…