Подать объявление

Украинские бизнесмены рассказали, как заразить страну вирусом предпринимательства

Украинские бизнесмены рассказали, как заразить страну вирусом предпринимательства
Владельцы компаний, решившие организованно лоббировать интересы украинского бизнеса перед властями, говорят о том, что государство сделало для предпринимателей за два года и что ему стоит сделать в ближайшее время.

Ранее Domik.ua рассказывал о том, как бизнес и НБУ обменялись взаимными неоправданными ожиданиями .

Игорь Гуменный, владелец украинской компании UBC Group с филиалами по всему миру и оборотом в сотни миллионов долларов, любит вспоминать, как он “случайно” зарегистрировал бизнес в США. Дело было так: Гуменный зашел в регистрационный офис навести справки. Близился конец рабочего дня, клерк спешил домой, сунул украинцу форму, сам же помог ее заполнить и убежал — а Гуменный понял, что только что стал владельцем американской компании. В другом его филиале — канадском — за 20 лет ни разу не видели налогового инспектора.

Бизнесмены, построившие с нуля успешные компании, объединились, чтобы заразить страну вирусом предпринимательства

В Украине о подобном либерализме по отношению к бизнесу не слыхали. И за два года прорыва не случилось. В итоге вдогонку за иностранными предпринимателями из страны начал уходить и местный бизнес. Впрочем, не весь.

“Миллион предпринимателей изменят эту страну, и очень быстро”,— говорит Николай Толмачев, основатель строительной компании ТММ. Вместе с собственниками еще полусотни компаний, включая MTI, Нова пошта, Rozetka.ua, UBC Group, Космо, Baker Tilly Ukraine, он стал соучредителем Союза украинских предпринимателей (СУП).

18 компаний, руководители которых вошли в совет директоров СУП, создали 90 тыс. рабочих мест, уплатили 2,2 млрд грн налогов в прошлом году и выручили 15 млрд грн на экспорте.

Теперь их цель — заставить государство с ними считаться.

Сегодня в Украине, по данным Минэкономразвития, всего 350 тыс. “живых” предприятий, из них более 90 % — это то, что в Европе называют средним и малым бизнесом. При этом их вклад в экономику не превышает 10 % ВВП, тогда как в развитых странах аналогичный показатель — 50–70 %.

Представители СУП готовы нарастить эту долю. “Бизнес — как вирус гриппа. Есть среда и благоприятные условия — будет бурное и стремительное развитие. Нужны прежде всего понятные правила игры”,— говорит Гуменный.

Что сделано и что делать дальше, чтобы страна подхватила этот “вирус”? Об этом НВрассказали бизнесмены, вошедшие в совет директоров СУП.

Вячеслав Климов, совладелец и основатель Нова пошта (18,2 тыс. сотрудников)

С точки зрения ведения бизнеса и бизнес-климата в целом я не могу назвать фундаментальных изменений. Они носят скорее фрагментарный характер.

Несмотря на небольшие подвижки (к примеру, бизнес стал меньше бояться рейдерства), множество предпринимателей сделали выбор в пользу других стран. Сейчас нужно приложить максимум усилий для создания благоприятных условий тем, кто остался.

Если говорить о действиях на госуровне, в первую очередь важна масштабная дерегуляция: упрощение условий ведения бизнеса, снятие ограничений, либерализация налоговой политики по отношению к малым и средним предпринимателям. В перспективе эти шаги запустят процесс формирования среднего класса — силы, которая создаст качественный прорыв в экономике.

В то же время бизнесу нужно действовать на локальном уровне — совершенствовать компетенции. Учитывая скорость глобальных изменений и растущие требования к предпринимателям, им стоит больше вкладывать в обучение — получать новые знания, учиться распознавать тренды и адаптироваться к новым условиям.

Читайте также: Реформа ради реформы: 10 тезисов о работе банковской системы Украины

Игорь Гуменный, собственник UBC Group (4,5 тыс. сотрудников)

За последние два года снизилось тотальное давление на бизнес. Нет тупого отъема и перераспределения. Но это не дерегуляция. Вероятно, чиновники пока в растерянности. При Викторе Януковиче все было распределено — со всех сторон обступали и реализовывали свое право на “ренту”. После революции в органах наступил бардак, нет единого центра, поэтому нет и системного давления. Продолжаются какие‑то кавалеристские атаки, но по сравнению с тем, что было в 2013 году, можно сказать, что наступила свобода. Но это все равно не порядок.

То, что режим не поменялся, видно по продолжающимся выемкам [документов] и маскам-шоу: они происходят, а потом всем все возвращают, и все довольны. Следовательно, если выемка была законной — значит, бизнес откупился, а если незаконной — то кто‑то (из участвовавших в ее организации) должен быть уволен. Но ответственности нет.

Приведу пример. Лет 15 назад в нашем офисе в Польше неожиданно прошли обыски, и когда мы доказали, что это было незаконно, нам вернули документы, заплатили неустойку и административно наказали каждого, кто принимал решение об обыске. Ответственность должна быть взаимной. Если чиновник решает провести обыск — он должен иметь на это право. Но если он делает это незаконно — должен отвечать.

Нужны понятные правила игры:

  1. Дерегуляция и ликвидация всех рудиментарных постсоветских административных отростков. Простое введение стандартов ЕС.
  2. Либеральное налоговое законодательство. Ориентиром должно быть законодательство экономик, совершивших стремительный рывок. К примеру, законы Германии конца 40‑х, Сингапура, Южной Кореи, Словакии, Грузии, Чили. Современный Евросоюз решает другие задачи, нам же нужна новая индустриализация.
  3. Судебная реформа. Гарантом правовых отношений может быть только новый, некоррумпированный и независимый суд. Примеры перехода от коррупционного судопроизводства в истории есть. Всю апелляцию можно просто сформировать из иностранцев.
  4. Радикальное снижение госрасходов.

Я сравниваю правила работы в Украине с правилами, по которым наши подразделения работают в Латвии, Грузии, я уже не говорю про США или Канаду. Нигде нет бумажных носителей, мы не ходим на таможню, чтобы что‑то декларировать и доказывать. Украина в этом плане все на том же уровне.

В Грузии, где мы работаем уже 15 лет, был четко виден переход от старой системы к новой. При Шеварднадзе, если ты подавал декларацию, к ней нужно было прикладывать $100, а после прихода Саакашвили все очень быстро поменялось — декларации вообще исчезли. В Канаде мы работаем лет 20, и еще не видели налогового инспектора. Зато мы совершенно точно знаем, что если что‑то нарушим, то увидим все.

Наталья Еремеева, владелец компании Стеклопласт (600 сотрудников)

Я не вижу, что государство что-то реально изменило. Понимаю, что это очень сложно. Я не воспринимаю это с пессимизмом — знаю, что система не меняется так быстро. Вижу потенциал что‑то изменить в людях, которые, как и мы, что‑то делают.

Ситуация, в которой оказалась Украина, заставила нас, бизнесменов, шевелиться еще сильнее. Моим решением стал экспорт, выход на новые рынки. Если бы в сегодняшних условиях я осталась только в Украине, наверное, мне пришлось бы сократить людей, я не смогла бы платить высокие зарплаты своим конструкторам, математикам, технологам, которые умеют делать классные продукты и которые в Украине сейчас не востребованы. А благодаря тому, что мы вышли на экспорт — у нас офисы в Казахстане, Грузии, Германии, Франции,— для наших мозгов есть поле деятельности. Нельзя сидеть в серой стране и думать, что все плохо. Да, за границей все двери закрыты. Там нас никто не ждет. Но гораздо круче научиться и там пробивать двери.

В Польше мы встречались с Лешеком Бальцеровичем, автором польской шоковой терапии, который произнес ключевую фразу: государство не должно мешать. Хорошо, когда государство оказывает какую‑то помощь, дает преференции, но, если честно, пусть оно занимается своим делом, а мы — своим. Мы справимся.

Читайте также: Названы самые убыточные компании Украины

Владимир Цой, основатель и совладелец компании MTI (3,5 тыс. сотрудников)

Изменения есть, но их пока так мало, что серьезно повлиять на инвестиционный климат они не могут. Из сделанного, наверное, можно отметить принятие закона о налоговом компромиссе, мораторий на проверки малого и среднего бизнеса и частичные успехи в вопросе дерегуляции.

Если говорить об изменениях, которые могли бы запустить процесс развития малого и среднего бизнеса, я отметил бы такие:

  • радикальное уменьшение количества налогов, снижение ставок налогов до уровня, при котором уход в тень будет экономически необоснован;
  • проведение процедуры “регуляторной гильотины” — то есть все ограничения должны либо исчезнуть, либо быть существенно упрощены;
  • уменьшение стоимости денежных ресурсов для развития бизнеса.

Владислав Чечеткин совладелец и основатель интернет-магазина Rozetka.ua (2 тыс. сотрудников)

Изменения произошли в том плане, что контролирующие органы стали меньше “доставать”. Дело либо в изменении системы, либо во временной растерянности проверяющих. Общение с налоговой стало не таким вызывающим, мелкие проверяющие реже появляются, нас перестали дергать по мелочам. В целом стало меньше ситуаций, когда каждый чиновник считает, что наделен властью над тобой.

Я считаю, что введение персональной ответственности чиновников за применение закона — главное условие для того, чтобы сделать бизнес-среду в стране комфортной и понятной.

Против Розетки в 2012 году возбудили массу уголовных дел. Ни одно не дошло до суда — все были признаны незаконными. Под эти дела проводились обыски. В последний раз обыск длился 31 день: в офис приходят милиционеры и 31 день спят у тебя, живут, играют в компьютерные игрушки — пока не заплатишь. И никто не несет за это ответственности. Это массовое явление. Если чиновники будут нести персональную ответственность за свои решения, такого произвола будет все меньше.

Дмитрий Ушмаев, основатель и гендиректор компании Три медведя (800 сотрудников)

За последние два года ни малый, ни средний бизнес улучшений не ощутил. Деструктивные проверки не прекратились. Стоимость финансовых ресурсов по‑прежнему очень высокая, благосостояние населения стремительно падает, что не дает расти практически никаким рынкам.

Единственное улучшение — это уменьшение ставки налога на фонд оплаты труда (ЕСВ), что снизило налоговую нагрузку на предприятия. Но для двух лет реформ этого слишком мало.

Во-первых, необходимо возродить доверие к государству. Для этого нужно:

  • уничтожить коррупцию — она демотивирует активную часть населения заниматься предпринимательством и создает неравные условия для ведения бизнеса;
  • обеспечить стабильность нацвалюты;
  • защитить и поддержать бизнес на всех государственных уровнях. Прекратить давление;

Во-вторых, нужно сделать Украину привлекательным местом для владельцев капитала, чтобы сюда хлынул поток инвестиций. Для этого необходимо упростить систему налогообложения (уменьшить количество и размер некоторых налогов) и упростить ведение бизнеса. В стране более 50 организаций, которые регулярно проверяют и имеют право блокировать, закрыть или доставить другие неприятности компаниям. Это отбивает охоту заниматься бизнесом в Украине, так как есть другие страны, в которых предпринимателей, готовых вкладывать деньги в экономику, буквально носят на руках.

Нужен зеленый свет для желающих инвестировать на свой страх и риск. Местные администрации должны предлагать им участки, подводить коммуникации, создавать промышленные парки, делать все, что может помочь бизнесу состояться и создать рабочие места.

Читайте также:  Украинцы продают свой бизнес: купить можно ферму и даже целый приют

Андрей Федорив, собственник маркетинговой компании FEDORIV (70 сотрудников)

Запрос на развитие малого бизнеса в стране существует. Чтобы он развивался, необходимы несколько факторов. Фактор №1, как ни парадоксально,— информационный, потому что начало бизнеса — это прыжок со скалы в неизвестность. Внизу может оказаться волшебный океан, а могут — арматурные прутья. В мире с этим работают.

Мы хотим с этим работать, показывать примеры успеха и стимулировать людей.

Следующий важный момент — деньги. Это вопрос не к государству, а в первую очередь к банкам и финансовым организациям. Важна стоимость денежных ресурсов для малого и среднего бизнеса. Я думаю, что момент, когда банки начнут реально конкурировать за возможность отдать деньги малому предпринимателю так, как они конкурировали когда‑то за возможность отдать деньги за пылесосы в магазинах,— станет гигантским стимулом для развития малого бизнеса.

Оцените статью
0 голосов

Читайте также

Демонтаж металлических конструкций в Киеве и области

Демонтаж металлических конструкций в Киеве и области

1
Переезд в новую квартиру: самая необходимая мебель и предметы интерьера

Переезд в новую квартиру: самая необходимая мебель и предметы интерьера

1
Как продать квартиру без посредников за 48 часов?

Как продать квартиру без посредников за 48 часов?

Поделитесь вашим мнением
0 комментариев
Купуй квартиру на Domik.ua
Широкий вибір квартир від власників, забудовників та ріелторів
Подробнее