Уникальна архитектура в стиле мануэлино: Кружево дворцов Португалии. Фото
Специальный корреспондент журнала разобрался в особенностях этого архитектурного стиля и отметил самых ярких его представителей.
В самом центре Москвы, на площади Арбатские Ворота, стоит удивительной красоты дом, весь словно затянутый в каменное кружево – от фундамента до ажурных точеных башенок на крыше, – Дом дружбы народов. Его первый хозяин, богатей и миллионщик купец Арсений Морозов, построил его с нуля, по чертежам, сделанным его другом архитектором Виктором Мазыриным. Тогда, в конце XIX века, над Морозовым смеялась вся Москва. На него показывали пальцем, говорили, что вкуса у потомка уважаемой фамилии ни на грош.
Его мать Варвара Алексеевна, навестив сына в его новом особняке, в сердцах сказала: «Раньше только я знала, что ты дурак, а теперь и вся Москва будет знать!» Однако Арсения Морозова народная молва и материнские проклятия интересовали очень мало. Он только что вернулся из поездки в Португалию, где был полностью очарован тамошней архитектурой, особенно дворцом Пена в Синтре. Оттуда и перенял Морозов облик своего будущего дома, единственного на всю Москву.
Мануэлино – именно так в XV веке назвали новый стиль португальские архитекторы – в честь правящего короля Мануэла I Счастливого. То были великие года, когда могущество Португалии крепло с каждым новым вышедшим из порта кораблем, с каждой новой завоеванной колонией. В мануэлино смешались ренессанс, готика и мавританские мотивы, индийские и экзотические веяния. Настоящий сплав культур, накопленных лучшими мореходами планеты.
Отличительная особенность мануэлино – изобилие форм и символов, тонкая проработка сложных объемных элементов, контрастирующих с гладкостью стен. Морские канаты – его самый заметный и характерный элемент. Не менее значимы и национальные символы Португалии, вплетенные в архитектурную вязь: щит с гербом страны, армиллярная сфера, крест ордена Христа. Активно используются в мануэлино и природные элементы: виноградная лоза, листья плюща и лавра, кораллы, водоросли. Не остались в стороне и более сложные символы из религий и народных верований: уроборос и русалки, агнец божий и горгульи – всем находится место в этом утонченном и многосоставном стиле. Благодаря этому на строения в стиле мануэлино можно смотреть часами и постоянно находить в них что-то новое: игру символов, переливы света или гармонию цветовых решений, иносказание архитекторов или историю завоеванных стран. Здания в этом стиле можно найти по всей Португалии, и мы перечислим вам главные, которые обязательно нужно посмотреть. Прикоснуться и понять, что же так очаровало взбалмошного купца Морозова.
Монастырь Жеронимуш в Белене. Очень красивое и значимое для Португалии место. В XV веке его строили на деньги, полученные от продажи индийских пряностей. Под сводами этого монастыря молился Васко да Гама перед отплытием к мысу Доброй Надежды. Здесь усыпальницы великих португальских литераторов Луиша Камоэнса и Фернандо Пессоа. А в 2007 году лидеры Евросоюза именно здесь подписали Лиссабонский договор.
Башня Белен. Видели «Ласточкино гнездо» в Ялте? Совсем не похоже, хотя их иногда сравнивают. В Ялте – образчик немецкой готики, а в Белене – прекрасное ажурное творение португальского Возрождения. Когда-то здесь был форпост, маяк, таможня и даже тюрьма, но сейчас башня возвышается над водами Тежу как диковинная белая птица, которая на секунду присела покачаться на волнах, распушив свои перышки.
Монастырь ордена Христа в Томаре. Если едете в центральную Португалию, обязательно навестите Конвенту-де-Кришту. Здесь найдется зрелище на любой взыскательный вкус: сам по себе замок тамплиеров, круглая церковь, построенная в подражание главным христианским святыням, следы атак мавров… Но главное для нас, охотников за шедеврами мануэлино, – церковный неф с растительными и символьными элементами орнамента и совершенно фантастическое окно, в котором нашлось место чуть ли не всем символам мануэлино. Лицо стиля, его флаг и гордость.
Дворец Синтры. Несколько веков подряд здесь жили португальские короли, а теперь сюда ходят любознательные российские туристы. Мотивы мануэлино здесь не так вызывающе вездесущи, как в томарском монастыре, но тем ценнее их выверенность и лаконичность.
Дворец Пена. Он также расположен в Синтре, на самой вершине горы, поэтому, если хотите поберечь ноги, поезжайте наверх на автобусе. Да, дорога наверх очень красива, но ведь вы сможете полюбоваться ей на обратном пути. А пока вас ждет Паласио-да-Пена – наверное, самое прекрасное архитектурное сооружение Португалии. В нем смешалась масса стилей, и мануэлино тоже присутствует – наравне с готикой, немецким, мавританским стилем и ренессансом. По парку можно ходить часами: присаживаться на скамьи, гладить рукой стволы, любоваться стенами дворца… Даже не верится, что он был построен в XIX веке: кажется, для создания такой красоты нужны не десятилетия, а века трудов.
Церковь Матриж в Каминье. Она притаилась на самом севере страны. Церковь невелика, но строили ее почти 70 лет, поэтому стилей тут намешано не меньше, чем ингредиентов в коктейле у бывалого бармена. Однако вы уже профессионалы в мануэлино и сразу узнаете его. Вот же он, в обрамлении западной двери! И башенки на крыше не перепутаешь. А уж внутри и вовсе точеная красота колонн, и тоже есть знакомые нам элементы, но доминирует все-таки предтеча мануэлино – мавританская вязь, узкие окна.
На закуску мы припасли вам кое-что необычное. Хотелось закончить столичным образцом стиля, но мы пошли еще дальше и представляем вам фасад вокзала Руссиу в центре Лиссабона – яркий пример стиля неомануэлино. Иногда к неомануэлино относят и дворец Пена, но больше не по внешнему виду, а из-за годов создания. Этот стиль взял от своего прародителя основные элементы, упростил их, но сохранил прежнее очарование истории и славного прошлого.
Кстати, дом Морозова, над которым так смеялась Москва, намного пережил своего хозяина. После революции в доме располагались посольства, позже он стал величаться Домом дружбы народов, а сейчас он называется просто и без прикрас: Дом приемов правительства Российской Федерации. Вот так-то. Со вкусом у Арсения Морозова все было в порядке, дорогие москвичи. Как и у португальских архитекторов XV века.