Вузы не спешат радоваться финансовой автономии
По законодательству плата за обучение студентов-контрактников или доходы от научных разработок должны иметь для вуза нулевую рентабельность.
Украинские университеты получили долгожданную финансовую автономию. После пяти лет мучений Верховная Рада приняла наконец Закон «О высшем образовании», который закрепил за государственными вузами право самостоятельно распоряжаться деньгами, заработанными на обучении студентов-контрактников или на научной деятельности. «Для вузов финансовая автономия очень важна. Раньше мы, как и любые другие государственные учреждения, направляли все заработанные деньги в казну. И часто они там и оставались. Это создавало множество проблем, — рассказывает Владимир Бугров, проректор Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. — За примерами далеко ходить не надо. Мы не можем выдать нашим студентам дипломы, поскольку Госказначейство не дает нам денег, чтобы перечислить их госпредприятию «Инфоресурс», которое занимается выпуском таких документов. Мы понимаем, что страна находится в сложной финансовой ситуации, но это не повод, чтобы студенты выпускались без дипломов».
Заложниками Госказначейства не раз становились сами преподаватели. «Осенью прошлого года десятки университетов по всей стране не могли платить зарплату своим сотрудникам, чьи ставки были заложены в спецфонд бюджета. Денег в казне просто не хватало», — рассказывает Егор Стадный, эксперт Центра исследования общества. Зависимость от государственных начислений создавала множество трудностей, даже если отечественному вузу удавалось добиться участия в международных исследовательских проектах. «Представьте себе, что университет выиграл международный конкурс и ему направляют деньги из иностранного фонда. Вуз переводит их в Госказначейство, и они там зависают. В итоге университеты срывают дедлайны, не справляются с взятыми на себя обязательствами и теряют доверие зарубежных партнеров», — отмечает Егор Стадный.
Долгая дорога к деньгам
В программе экономических реформ на 2010–2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» указывалось, что изменения в Бюджетный кодекс с целью повышения финансовой автономности учебных заведений нужно было внести до конца 2010 года. Однако, несмотря на активное лобби украинского ректората, вузы не дождались обещанной автономии. Более того, в правительственных и «проправительственных» проектах закона «О высшем образовании» тему финансовой самостоятельности либо обходили стороной, либо в них имелись юридические коллизии, которые сводили на нет расширение финансовой свободы вузов (законопроект №9655, поданный Кабмином в конце 2011 года). В последнем документе содержался отдельный пассаж, который к правам, предусмотренным автономией вузов, добавлял право «распоряжаться собственными поступлениями, в частности полученными от предоставления дополнительных платных услуг соискателям высшего образования и другим физическим и юридическим лицам; открывать текущие и депозитные счета в банках». Интрига заключалась не только в том, что авторы законопроекта не потрудились определить перечень этих «дополнительных услуг» (видимо, для того, чтобы он утверждался отдельно, по «доброй воле» Минобразования) и банков, в которых вузам разрешалось открывать счета (государственные, частные, с украинским уставным капиталом или нет). Реализация такой формулы финансовой автономии имела призрачные шансы воплотиться в жизнь, поскольку это не соответствовало Бюджетному кодексу, имеющему приоритет перед Законом «О высшем образовании». В новом нормативном акте этих хитросплетений вокруг «дополнительных услуг» нет. А противоречие отдельным статьям Бюджетного кодекса снимается пунктами об автоматическом внесении соответствующих изменений в кодекс в разделе «Заключительные положения».
Неприбыльные вузы
Но в университетах все равно не спешат радоваться дарованной свободе. «Да, нам станет легче решать свои текущие финансовые проблемы. Но в остальном новый закон для нас мало что меняет в финансовой сфере. Возможность распоряжаться собственными поступлениями не означает, что у вузов появятся деньги, чтобы вкладывать в свое развитие: обновление ресурсной базы, строительство, инвестирование в научные разработки и т.д., — объясняет Владимир Бугров. — Дело в том, что государственный вуз является «неприбыльным учреждением». Плата за обучение студентов-контрактников или доходы от научных разработок — все это по закону должно иметь нулевую рентабельность, то есть лишь компенсировать вузу затраты, на которые он идет, предоставляя свои услуги. Конечно, мы закладываем в них амортизационные и прочие издержки, но все равно это не те суммы, чтобы говорить о качественном развитии вуза».
По словам Егора Стадного, решить эту проблему может другое нововведение, предусмотренное новым Законом «О высшем образовании». «Закон внедряет практику так называемых фондов устойчивого развития, или «эндавмента», когда университет может принимать от меценатов крупные суммы денег для своего развития, но пользоваться лишь дивидендами с них», — говорит он. По словам эксперта, такой механизм привлечения средств на развитие будет стимулировать улучшение качества образования и помогать бороться с коррупцией. «Чтобы привлечь внимание потенциальных доноров, университетам придется конкурировать друг с другом, доказывать, почему должны выбрать именно их. Более того, как показывает западный опыт, чаще всего благотворителями выступают выпускники. Наши вузы должны понимать: если в студенческие годы их потенциальные инвесторы сталкивались только со взятками и плохим преподаванием, жертвовать на развитие своей альма-матер они вряд ли будут», — говорит Егор Стадный.
Ректоры под колпаком у общественности
Делегирование больших финансовых полномочий университетам влечет за собой закономерный вопрос: а не будут ли они ими злоупотреблять? Сделать это им будет куда сложнее, чем раньше. С одной стороны, проверок со стороны Государственной фининспекции новое законодательство не отменяло. С другой стороны, бухгалтерская отчетность теперь не просто будет передаваться в контролирующие органы, но и публиковаться на сайте учебного заведения. Вузам это вряд ли придется по вкусу. Ранее финансовая кухня университета оставались тайной за семью печатями даже для его сотрудников. Теперь увидеть, рационально ли используются деньги вузовским руководством, сможет любой желающий — от студентов и преподавателей до родителей абитуриентов и меценатов. Помимо финансовой отчетности, данных о бюджете вуза, инструкций и приказов, регулирующих жизнь вуза, отчетов о передаче имущества ректоры будут публиковать отчеты о выполнении бюджета и проделанной ими работе (не реже раза в год). Предполагается, что публичная отчетность повысит прозрачность вузов, позволит эффективнее задействовать механизмы гражданского контроля. Правда, чтобы убедиться, что это хорошо работает, придется подождать до 2015 года. Вряд ли университеты начнут шевелиться с отчетностью до того, как получат обещанную автономию. А ждать ее придется еще полгода: скорее всего, правительство не согласится внести изменения в Закон «О государственном бюджете на 2014 год», чтобы реформа заработала уже в этом году.
Автор: Наталья Давыденко