Яценюк готовит новое повышение тарифов на коммуналку
Он предлагает ввести мораторий на начисление и взыскание штрафов за долги по газу и электроэнергии, если предприятия не получили госкомпенсацию разницы в тарифах.
Недавно Domik.ua писал о том, когда может подешеветь газ для украинцев .
Проект закона был предложен группой из 12 депутатов из разных фракций еще в апреле этого года, но ВР решила рассмотреть его только после того, как водоканалы и предприятия теплокоммунэнерго дружно заявили об угрозе отключения воды и тепла из-за долгов за электроэнергию и газ. Причина не только в неплатежах потребителей. Как уверяют коммунальщики, тарифы не покрывают себестоимость услуг, а государство на протяжении последних 10 лет несвоевременно и далеко не полностью компенсирует эту разницу. На сегодняшний день задолженность госбюджета перед коммунальными предприятиями составляет около 8 млрд грн. В свою очередь, водоканалы и теплосети не могут рассчитаться с компаниями, поставляющими электроэнергию и газ, а те к основному долгу добавляют штрафы и пени. «С начала года наш долг перед местной энергопоставляющей компанией колебался в пределах 6-7 млн грн., и на эту сумму были начислены штрафы 4,5 млн грн. На вопрос, откуда предприятие должно взять деньги, чтобы покрыть санкции, никто ответ не дает, в тарифы эти расходы не закладываются», — заявил «ДС» директор КП «Тернопольводоканал» Владимир Кузьма.
Читайте также: Кто может снизить тарифы на газ для населения
Не исключено, что столь длительная проволочка с рассмотрением законопроекта объясняется тем, что это выгодно энергетикам, которые имеют сильное лобби в парламенте. Загнав теплокоммунэнерго и водоканалы в долги, их можно будет без проблем приватизировать. «Если вопрос с компенсацией разницы в тарифах не будет решен, мы можем прийти к ситуации, когда коммунальные предприятия со временем перейдут в частную собственность предприятий — поставщиков газа и электроэнергии», — заявил народный депутат Юрий Соловей (Блок Петра Порошенко). Основания для такого развития событий есть: еще летом этого года ВР приняла во втором чтении и в целом законопроект №2956 «О внесении изменений в Закон Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества» (относительно механизмов влияния на предприятия-должники), которым НАК «Нафтогаз України» позволено отбирать имущество предприятий за долги. На сегодняшний день задолженность теплокоммунэнерго и ТЭЦ за газ, использованный для производства тепла, составляет 15,7 млрд грн., а долг ТЭЦ за голубое топливо, потребленное для генерирования электроэнергии, — около 4,6 млрд грн.
Представители предприятий ТКЭ и водоканалов утверждают, что введение моратория на начисление и взыскание штрафов не решит проблему задолженности за газ и электроэнергию. «Она возникает в том числе из-за неплатежей потребителей, а также из-за того, что тарифы на тепловую энергию продолжают быть экономически необоснованными», — считает директор правового обеспечения ПАО «Киевэнерго» Ольга Иевлева. Хотя средний тариф на тепло для населения увеличился на 72%, теплоэнергетики говорят, что нынешние расценки ниже себестоимости услуги — они покрывают около 90% расходов. Жалуются на низкие тарифы и представители водоканалов. «Чтобы расценки на воду и водоотвод соответствовали себестоимости, их надо повысить на 20%», — говорит Владимир Кузьма.
Читайте также: Новые социальные нормы использования ЖКУ
В правительстве Арсения Яценюка с этим согласны, а потому намерены продолжать повышать тарифы. В июне этого года Кабмин зарегистрировал в Верховной Раде законопроект №2029а «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере коммунальных услуг», запрещающий с 1 января 2016 г. устанавливать тарифы ниже себестоимости. Примечательно, что документ прошел через парламент довольно-таки оперативно — спустя месяц он был принят в целом. Не стал медлить и Кабмин — в начале сентября принял постановление №670, которым обязал Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, (НКРЭКУ) разработать новую методику формирования тарифов на коммуналку. Сейчас этот документ оперативно готовится. Главное новшество — расценки на тепло и воду будут устанавливаться раз в год с учетом запланированного роста цен на энергоносители, реагенты и другие расходы. «В тарифах будет предусмотрена компенсация затрат, которые понесут предприятия в плановом периоде, а также будет учитываться индекс инфляции», — заявил «ДС» член НКРЭКУ Артем Чумак. Проще говоря, если сейчас предприятия-лицензиаты подают на утверждение Нацкомиссии свои расчеты тарифов, основываясь на расходах на текущий момент, то с нового года они будут учитывать и будущую инфляцию. По прогнозам НБУ, в 2016 г. она составит 12%.
Это означает, что расценки на тепло и воду повысят до уровня их себестоимости (на 10-20%), добавят к этому еще 12%-ную инфляцию и приплюсуют рентабельность. К слову сказать, в законопроекте №2029а предельный уровень рентабельности предприятий — поставщиков услуг не установлен. Его будет определять НКРЭКУ отдельно для каждого из 222 лицензиатов в сфере теплоснабжения, которые покрывают 98% рынка, и 148 лицензиатов в сфере водоснабжения, предоставляющих услуги 92% потребителей. Рентабельность для других субъектов хозяйствования, которые работают на рынке тепло- и водоснабжения, будут устанавливать органы местного самоуправления. Так что тарифы на тепло и воду в следующем году будут повышены как минимум на 25-35%.