Жилищная субсидия в деталях: просто и подробно о новых возможностях
Бюрократию отменили
Одна из самых приятных новостей, связанная с новыми правилами назначения субсидии – то, что больше не придется собирать справки о доходах каждого члена семьи или об их отсутствии. «Субсидия будет назначаться на основании только двух документов: заявления и упрощенной формы декларации о доходах и расходах (на 1 листе). Нет необходимости предоставлять справки о доходах, в том числе и для работающих лиц. Заявителю сначала поверят «на слово», назначат субсидию, а уже после этого органы социального обеспечения будут проверять достоверность этих данных, рассылая запросы в соответствующие предприятия, учреждения и организации», - говорит Дмитрий Гутгарц, управляющий партне р «Адвокатского бюро «АБГ».
Если учреждение найдет информацию, которая укажет на обман, то начисленную субсидию придется вернуть в двукратном размере.
Форму, которую нужно заполнить, обещают положить в почтовый ящик вместе с коммунальными счетами уже в апреле-2015. Выглядеть она будет так:
Заполненные документы нужно будет отнести лично или отправить заказным письмом в районное Управление труда и социальной защиты населения по месту вашей регистрации.
Важный нюанс: если вы получали жилищную субсидию в течение отопительного сезона 2014/2015 года, то она автоматически продляется на основе документов, поданных вами ранее.
Список «клиентов» расширили
Теперь субсидию назначают на дольше, и воспользоваться ею смогут намного больше украинцев, чем раньше. «Субсидия назначается на 12 календарных месяцев с момента подачи заявления и продлевается автоматически на новый период, если у заявителя не произошло никаких изменений. Отменяются все ограничения относительно имущественного состояния лиц, обращающихся за назначением субсидий», - поясняет Дмитрий Гутгарц. Впрочем, заполненную форму нужно будет подать второй раз в году – в октябре.
Впервые субсидию смогут получить собственники двух квартир или домов и двух автомобилей. Кроме этого, теперь субсидию назначат даже семьям, в которых есть нетрудоустроенные члены, которые не стоят на учете на бирже занятости.
Не будет помехой и сдача квартиры в аренду – ни для арендаторов, ни для арендодателей. При условии, что арендная плата перечисляется официально, на банковский счет. Регистрация арендаторов на жилплощади – также не нужна для получения субсидии.
Единственное возможное препятствие на пути к субсидии – это если кто-либо из зарегистрированных или фактически проживающих по вашему адресу лиц в течение последних 12 месяцев до даты обращения за субсидией купил что-нибудь ценой свыше 50 000 гривен. Закон подробно перечисляет возможные варианты покупки:
- земельный участок;
- квартира или дом;
- автомобиль или другое транспортное средство;
- строительные материалы или услуги строительства, а также ремонта жилья, авто, мобильной или телефонной связи;
- другие товары долгосрочного употребления;
- медицинские услуги (с исключениями).
«Что касается медуслуг, стоимость которых превышает 50 000 гривен, то такое ограничение установлено только для услуг, не связанных с обеспечением жизнедеятельности. И, видимо, в данном случае, необходимо запастись медицинским заключением о том, что та или иная медицинская манипуляция стоимостью более 50000 гривен связана именно с обеспечением жизнедеятельности человека. Судя по категоричной формулировке пункта Положения, при наличии таких затрат (покупок) субсидия просто не будет назначена», - поясняет Дмитрий Гутгарц.
Важный момент: если в вашей семье произошли какие-либо изменения, которые могут повлиять на получение субсидии – например, в количестве зарегистрированных на жилплощади или вы купили что-то дороже 50 000 грн, то вам нужно в течение месяца сообщить об этом в орган социальной защиты.
Подсчитываем возможность
Субсидию оформляют на одного из членов семьи, на которого открыт счет по оплате коммунальных услуги который живет в квартире или в доме – независимо от того, зарегистрирован он там или нет. Арендатор жилья с официальным договором аренды также получит субсидию, если на него оформлен счет по оплате комуслуг.
Для расчета субсидии постановление Кабмина предлагает очень сложную формулу. Суть ее в том, что украинцы могут оплачивать коммунальные услуги в уменьшенном размере – который зависит от ежемесячного общего дохода.
Чтобы разобраться в расчетах, рассмотрим их последовательность на простом примере. Допустим, что семья состоит из супружеской пары. Муж зарабатывает ежемесячно по 2500 гривен, а жена – 2000 гривен. Обратите внимание – для расчетов берут сумму до уплаты налогов.
В случае квартплаты – для расчетов используют размер доходов за предыдущие шесть месяцев, а в случае оплаты газа – за один год. Предположим, что сумма ежемесячного счета за коммунальные услуги у наших супругов составляет 500 гривен.
Итак, за шесть месяцев семья зарабатывает (2500+2000)*6=27000 гривен. Делим доход на шесть месяцев и на двоих членов семьи – получается 2250 грн.
Затем делим получившийся доход на актуальный прожиточный минимум – в данном случае 1176 гривен. Получается 2250/1176=1,91. После этого делим на 2 (это базовый коэффициент дохода для назначения субсидии) и умножаем на 15% (базовая норма платы за коммунальные услуги). 1,91/2*15%=14,35% (по закону результат округляется до двух чисел после запятой).
Получается, что у супругов из нашего примера обязательный процент оплаты кварплаты составляет 14,35%. В гривне это – 2250*14,35%=322,88 гривен. Субсидия составит 500-322,88=177,13 гривен.
Важно: размер расходов и субсидии определяется отдельно на каждый вид услуг. При этом сумму оплаты услуги определяют пропорционально части этой услуги в общей сумме счета.
Кроме этого, прожиточный минимум для расчетов нужно брать в зависимости от категории украинца – см. рисунок.
Учитываем нормы
Наконец, самое главное условие назначения субсидии – это возможно лишь в рамках социальных норм потребления. При этом для каждой услуги установлены свои нормы, есть нормы и по площади жилья.
По словам экспертов, использование социальных норм при расчете субсидии - правильный шаг. «Введение социальной нормы жилья и социальных нормативов должно, по замыслу государства, способствовать тому, что граждане будут оплачивать услуги в соответствии с фактическим объемом их использования. А на то, насколько разработанные государством социальные нормы отвечают действительности, ответить можно будет только после того, как начнутся проводиться оплаты», - оценивает г-н Гутгарц.
Несмотря на то, что многое в схеме предоставления субсидий изменилось к лучшему, эксперты предупреждают: прежде чем судить о новых правилах, нужно дождаться времени, когда они проверятся практикой. «В целом, описанная Министерством социальной политики Украины схема предоставления субсидий направлена на упрощение механизма предоставления субсидий населению. Но о том, насколько это будет соответствовать действительности, узнаем уже в мае текущего года», - говорит Дмитрий Гутгарц.
Автор: Олеся Шелевер
Комментарии посетителей