Подать объявление

Украинцев будут по-новому защищать от вредной еды и некачественных услуг

Украинцев будут по-новому защищать от вредной еды и некачественных услуг
Эксперты рассказали, что получить компенсацию от недобросовестных производителей станет проще.

Ранее Domik.ua сообщал о том, что регулирование цен на социальные продукты отменено.

Власти обещают лучше заботиться об украинцах. Минэкономразвития обнародовало на своем сайте проект распоряжения Кабмина, которым предлагается утвердить список мер по улучшению ситуации с защитой прав потребителей и приведению действующей системы к общеевропейским нормам, - пишет UBR.ua.

Планируется, что уже к 2020 году украинская система защиты позволит урегулировать многие споры в досудебном порядке, результаты независимых потребительских экспертиз будут приниматься госорганами и судами, а граждан со школьной скамьи станут учить защищать свои права.

Основные предложения

«В преамбуле к Концепции госполитики в сфере защиты прав потребителей до 2020 года (утверждена в марте 2017-го) прямо признается, что существующая у нас система — декларативная. И не может защитить права потребителей», — рассказал заместитель председателя правления ВОО «Союз потребителей Украины» Олег Цильвик, который принимал участие в обсуждении документа.

Этот план разработан во исполнение данной концепции и обязательств, взятых Украиной при подписании Соглашения об Ассоциации с ЕС (глава 20). Предполагается, что все министерства и прочие центральные органы исполнительной власти будут ежегодно, до 15 февраля отчитываться перед МЭРТ о проделанной работе. А затем, до 15 марта, информация будет подаваться правительству.

К примеру, местные госадминистрации должны в 2018-2019 годах создать информационно-консультационные службы, чтобы каждый мог получить исчерпывающую информацию о своих правах или пожаловаться на выявленные нарушения. Также на сайтах центральных органов исполнительной власти будут созданы специальные разделы с актуальной информацией в данной сфере. Отдельно МЭРТ создаст единый государственный веб-портал.

Уже в 2017 году планируется начать работу по созданию системы взаимного оперативного оповещения центральными ведомствами (прежде всего, ГФС и МЭРТ) о продукции, представляющей особый риск. Необходимость такого оповещения подтверждается регулярными отравлениями граждан в летний период (вяленая рыба, суши и прочее)

Наиболее важным представляется оглашение на сайте Госпродпотребслужбы результатов сравнительных испытаний потребительских товаров, проведенных в аккредитованных лабораториях, в том числе по заказу общественных организаций. Причем в обязанности службы предлагается включить максимальное распространение этой информации через СМИ, чтобы как можно больший круг потенциальных потребителей мог ознакомится с результатами тестов.

Сейчас, по словам экспертов, даже проведенные по всем правилам анализы и тесты в специальных аккредитованных лабораториях все равно оспариваются в судах по делам о защите деловой репутации компаний, чья продукция оказалась некачественной. Это сильно затрудняет информирование потребителей о недобросовестных производителях.

Участие госорганов в обнародовании информации позволяет разделить эти судебные риски между общественниками и властью. Причем, при желании Госпродпотребслужба может провести свою экспертизу, чтобы перепроверить данные.

Читайте также: Украинцев готовят к новым ценам на овощи

До суда не дойдет

Не менее важной новацией эксперты называют переход на европейские нормы урегулирования споров.

«В ЕС львиная доля таких споров разрешается в досудебном порядке. Что значительно упрощает гражданам возможности защиты своих интересов», — рассказал Олег Цильвик.

По его словам, если в Украине потребитель должен доказать в суде, что его обманули, то в Европе сторона, на которую подали в суд, должна доказать, что действовала в рамках закона. Там есть институт омбудсмена по защите прав потребителей, при участии которого и разрешается спор, не доводя дело до суда.

Например, в Германии потребитель может пожаловаться на действия монополиста (электро- или газоснабжающую компанию) омбудсмену. Причем, вне зависимости от вынесенного решения (даже если клиент не прав), все расходы на ведение спора оплачивает компания-поставщик.

«Мало того, если потребитель не смог доказать свою правоту, за ним сохраняется право добиваться справедливости через суд», — рассказал Цильвик.

В Украине отстоять свои интересы в суде слишком затратно. Один только судебный сбор потянет на 600-1000 грн, не считая расходов на проведение экспертизы, составление иска и оплаты работы юристов.

Читайте также: Что будет с ценами после повышения пенсий: прогнозы экспертов

При таких затратах экономический смысл судиться появляется только в случае серьезного ущерба здоровью (чтобы получить компенсацию) или очень дорогих покупок.

Поэтому нужно снять прежде всего этот барьер путем отмены судебного сбора для процессов о защите прав потребителей. Но к сожалению, существующая норма в законе о защите прав потребителей (о неуплате судебного сбора) не работает. Так как есть нормы закона о судебном сборе, которые таких исключений не предоставляют.

Мало того, в предлагаемом правительством варианте изменений закона о защите прав потребителей право не платить сбор предлагается убрать окончательно (законопроект №5548).

Оцените статью
0 голосов

Читайте также

Демонтаж металлических конструкций в Киеве и области

Демонтаж металлических конструкций в Киеве и области

1
Переезд в новую квартиру: самая необходимая мебель и предметы интерьера

Переезд в новую квартиру: самая необходимая мебель и предметы интерьера

1
Как продать квартиру без посредников за 48 часов?

Как продать квартиру без посредников за 48 часов?

Поделитесь вашим мнением
0 комментариев
Купуй квартиру на Domik.ua
Широкий вибір квартир від власників, забудовників та ріелторів
Подробнее