Что будет с банками и гривней: НБУ отчитался о финансовой стабильности
Ранее Domik.ua рассказывал, чем грозит нам нулевая декларация .
Нацбанк будет отныне готовить подобные отчеты раз в полгода. Это документ в паре с Инфляционным отчетом являются главными публичными документами многих центральных банков мира.
Отчет адресован не только участникам финансового рынка, но и всем экономическим агентам, т. к. позволяет им оценить ситуацию на рынках и более обосновано принимать на себя риски. Также он содержит ряд рекомендаций органам власти, реализация которых, по мнению НБУ, является необходимой для укрепления финансовой стабильности в стране и минимизации рисков.
Ключевыми внешними рисками для финансовой стабильности в отчете названы:
- возможность эскалации агрессии России;
- ограничение доступа на рынки товаров, услуг и труда России;
- низкие темпы и неравномерность роста мировой экономики – цены на ключевые товары украинского экспорта остаются волатильными (подверженными значительным колебаниям);
- резкие колебания цен на энергоносители;
- слабый интерес инвесторов к экономикам стран – сырьевых экспортеров.
Отмечается, что сейчас эти риски уже в значительной мере реализованы.
Макроэкономические риски снизились. В Нацбанке считают, что экономический рост в стране возобновился, а инфляция резко замедлилась, несмотря на существенное повышение административно регулируемых тарифов на газ и коммунальные услуги.
Однако дефицит счета текущих операций увеличится по сравнению с 2015 г. Приток прямых иностранных инвестиций будет умеренным и в значительной степени связанным с конвертацией банками долгов в капитал. НБУ остается нетто-покупателем валюты на рынке – чистые объемы покупки с начала года составили $953 млн (из них $180 млн в июне). Ожидается, что НБУ будет оставаться чистым покупателем валюты до конца года. Фундаментальные риски резких колебаний обменного курса сейчас минимальны.
Нацбанк ожидает, что валютный рынок в течение второго полугодия 2016 г. будет оставаться сбалансированным, если:
- не будет эскалации конфликта на Донбассе;
- возобновится финансирование МВФ и другими официальными кредиторами;
- не будет значительных ухудшений условий внешней торговли;
- не будет резких изменений в фискальной политике, незапланированных пересмотров социальных стандартов и заработных плат.
В целом снизились риски фискального сектора. Государственный бюджет был дефицитным в течение четырех месяцев текущего года. В значительной мере это стало следствием неперечисления прибыли НБУ в бюджет. Средства будут перечислены сразу после утверждения их суммы Советом НБУ (который высшее руководство страны не может сформировать уже почти год). Темпы роста налоговых поступлений в бюджет остаются приемлемыми.
Определенный риск для финансовой стабильности могут создавать резкие перепады остатков средств на едином казначейском счете, но НБУ сотрудничает с Минфином для неповторения ситуации декабря прошлого года. Фактор фискального доминирования остается в прошлом: базовый сценарий НБУ предусматривает, что поддержка ликвидности "Нафтогаза", государственных банков и Фонда гарантирования вкладов физлиц путем покупки ОВГЗ осуществляться не будет. Реструктуризация еврооблигаций, проведенная в 2015 г., существенно ослабила давление на бюджет и платежный баланс.
Условия и риски банковского сектора. По сравнению с декабрем 2015 г. кредитный риск (отражает перспективы изменения уровня плохих в портфелях банков и необходимости дополнительного формирования резервов под них) начал уменьшаться. И хотя уровень плохих кредитов вырос до рекордных значений, с начала текущего года прирост значительно замедлился, в значительной степени он остается обусловленным запоздалым признанием банками таких кредитов.
Читайте также: Какие тайны скрывает ВВП Украины
Риск достаточности капитала (оценка возможности выполнения банками соответствующих требований регулятора) остается высоким из-за существенных потерь банков от ухудшения качества активов. Однако он постепенно уменьшается, поскольку большинство крупных банков уже полностью или частично привлекли дополнительный капитал.
Риск ликвидности (способность банков в полной мере и своевременно выполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами) существенно уменьшился и продолжит снижаться, поскольку депозитная база восстанавливается. Однако ликвидность банков все еще распределена неравномерно.
Юридический риск (возможность банков эффективно использовать юридические инструменты для защиты собственных интересов) остался на высоком уровне. В Верховную Раду поданы законопроекты, которые в случае их принятия и практической реализации смогут существенно снизить риски банковского сектора по защите собственных интересов.
Валютный риск (влияние тенденций валютного рынка на финансовый результат) существенно уменьшился в течение последних месяцев благодаря восстановлению цен на мировых сырьевых рынках и уменьшению колебаний обменного курса гривны.
Риск доходности (способность банков генерировать чистую прибыль) постепенно уменьшается, но сектор будет оставаться убыточным в 2016 г. поскольку банки будут вынуждены осуществлять отчисления в резервы. В то же время рост доходов будет сдерживаться ухудшением качества кредитного портфеля.
В реальном секторе экономики наибольшие риски платежеспособности присущи строительству, операциям с недвижимостью и машиностроению – здесь наибольшее долговая нагрузка и сравнительно низкая прибыльность (или вообще убыточность). Финансово неустойчивыми также являются предприятия с высоким влиянием государственного регулирования: производство и поставки энергии и газа, коммунальные услуги. Высокая кредитная нагрузка госпредприятий создает риски для банковского сектора – государство, в случае промедления с приватизацией, должно будет решать долговые проблемы таких предприятий за счет бюджетных средств. Наименее рисковыми закономерно являются экспортноориентированные отрасли, выпускающих товары с низкой степенью переработки – сельское хозяйство и добыча сырья.
Долговая нагрузка в разрезе секторов является высокой (соотношение долга к операционной прибыли выше пяти) для всех отраслей, кроме сельского хозяйства и добывающей промышленности. Эти две отрасли имеют потенциал для развития за счет заемных средств. Для компаний других отраслей привлечение долгосрочного кредитования будет проблематичным. На конец марта проблемных кредитов в машиностроении, металлургии и пищевой промышленности было соответственно 57%, 55% и 48% от общей задолженности; значительно меньше – в транспортной отрасли, сельском хозяйстве и поставке электроэнергии, газа и воды (13%, 19% и 19% соответственно). Учитывая текущую ситуацию, стоит ожидать роста проблемной задолженности, прежде всего в энергетической, транспортной и торговой сферах, а также в машиностроении
Ключевая задача банков – признание реального качества активов. Доля проблемных кредитов в портфелях банков выросла с 27% (заявленных банками) до 36% после анализа качества активов, и до 53% по результатам стресс-тестов. Высокой является доля таких кредитов среди валютных кредитов физлицам: 83% (по данным стресс-тестов). Большинство ценных бумаг в портфелях топ-20 коммерческих банков были признаны не имеющими ценности, поскольку их эмитенты имели признаки фиктивности, а "рыночная" стоимость бумаг поддерживалась только благодаря искусственным котировкам на бирже.
Читайте также: Как улучшится жизнь украинцев за три года: прогнозы Кабмина
Отрицательный финансовый результат банковского сектора будет сохраняться в течение второго полугодия 2016 г. За это время банки должны признать все проблемы на балансах и сформировать соответствующие резервы. Возвращение к прибыльной деятельности банковского сектора ожидается в 2017 г.
Депозиты домохозяйств остаются основой фондирования банков. Драйвером банковского кризиса 2014 г. был отток средств с клиентских счетов, прежде всего физлиц. Паника, обусловленная обострением военного конфликта и резкой девальвацией гривны, привела к потере банками 33% депозитов физлиц в национальной валюте и 50% – в иностранной в 2014-2015 гг. Объем гривневых депозитов населения достиг минимума в марте 2015 г. и с тех пор восстанавливается. Отток валютных средств длился почти два года. На конец I кв. 2016 г. гривневые депозиты в платежеспособных банках восстановили докризисный уровень, валютные депозиты остаются меньше на 50%. Доля новых депозитов, привлеченных на срок от 6 до 12 месяцев, выросла с 9% в мае 2014 г. (минимальное значение) до 21% в марте 2016 г. Увеличение ежедневных лимитов на снятие средств не привело к оттоку депозитов, что позволяет НБУ продолжать смягчать введенные в разгар кризиса административные ограничения. Прогноз прироста объема депозитов в 2016 г. составляет 10%.
Кредитование будет оставаться ограниченным в ближайшие кварталы. Несмотря на нынешний высокий уровень ликвидности в банковском секторе, возобновления кредитования будет медленным. Основные препятствия: низкий уровень защиты прав кредиторов и крайне высокая закредитованность бизнеса на фоне сокращения его доходов. Спросом на сегодня пользуются только краткосрочные кредиты на пополнение оборотного капитала, а домохозяйства перестали быть значимой категорией заемщиков. В 2016 г. сокращение общего корпоративного кредитного портфеля платежеспособных банков может составить 1-2%, а кредиты домохозяйствам могут снизиться на 2-3%. Однако уже в 2017 г. темпы роста кредитования могут заметно вырасти. Стоимость кредитных ресурсов будет уменьшаться на фоне замедления инфляции, что при отсутствии новых шоков позволит НБУ снижать ключевую ставку.
Соотношение объемов кредитов к ВВП в ., %
| Субъектам хозяйствования | Физлицам |
Украина | 40 | 8 |
Польша | 17 | 35 |
Словакия | 20 | 22 |
Румыния | 15 | 15 |
Россия | 37 | 13 |
Растет концентрация банковской системы. За время кризиса выросла доля государственных, иностранных и крупнейшего банков. Концентрация в секторе может повыситься и дальше, что обычно происходит после кризиса. Доля активов крупнейших пяти банков приблизилась к среднеевропейскому уровню и составила 54% в марте 2016 г. В них сосредоточен 61% депозитов физлиц, что отражает высокое доверие вкладчиков к крупным банкам.
Читайте также: Как выбрать банк
Концентрация банковских активов в разрезе групп банков, %
| Сентябрь 2008 | Декабрь 2013 | Март 2016 |
Госбанки | 9 | 17 | 30 |
Зарубежные | 45 | 26 | 36 |
Частные (без "Приватбанка") | 35 | 40 | 13 |
"Приватбанк" | 11 | 17 | 18 |
Неплатежеспособные | - | - | 3 |
Ближайшие планы и намерения НБУ в контексте финансовой стабильности:
- ввод новых правил оценки кредитных рисков с начала 2017 г.: ключевую роль будет играть финансовое состояние заемщика / эмитента ценных бумаг; учитываются ожидаемые потери; существенно ужесточаются требования к залогу;
- продолжение финансовой либерализации: ослабление административных ограничений, (динамика будет зависеть от макроэкономических показателей и внешних рисков для финансовой стабильности);
- разработка концепции гармонизации нормативной базы с рекомендациями Базельского комитета и директив ЕС: дорожная карта гармонизации будет разработана в течение второго полугодия 2016 г.; внедрение новых требований не будет быстрым и будет происходить только после перезагрузки банковского сектора;
- начало работы над концепцией пруденциального регулирования (через установление разрешительных требований, финансовых нормативов, требований к представлению отчетности) банковского сектора; осуществление надзора не только за отдельными финансовыми учреждениями, но и по системе в целом.
Рекомендации НБУ органам власти:
- принять законы, которые минимизируют потери банков и позволят завершить перезагрузки системы;
- начать реформу государственных банков;
- наладить полноценную работу консолидированного офиса продаж Фонда гарантирования вкладов физлиц.
Что касается реформирования государственного банковского сектора, то в НБУ уверены: масштабных реформ не избежать, т.к. нынешняя система показала свою низкую эффективность. Государство должно до конца 2016 г. выйти из капитала всех банков, кроме "Укрэксимбанка" и "Ощадбанка" (из "Укргазбанка" выйти в 2017 г.). До 20% акций двух госбанков должны быть проданы квалифицированным инвесторам до конца 2018 г. Нужно усилить специализацию этих банков. В 2017 г. "Ощадбанк" должен начать постепенно присоединяться к Фонду гарантирования вкладов, что потребует одновременной отмены в нем гарантии государством депозитов физлиц без ограничения их размера (что есть в других банках).
В НБУ признают, что политический риск является основным при внедрения его рекомендаций по реформированию госбанков. Сегодня их деятельность регламентирована законами и подзаконными актами, изменения в которых потребуют политического консенсуса.