Что будет с курсом доллара в ближайшее время: мнение эксперта
Ранее Domik.ua сообщал о том, всемирный банк улучшил прогноз роста ВВП Украины.
Госдолг Украины неумолимо растет: в апреле он увеличился еще на 21,12 млрд грн., достигнув $74,31 млрд. Лишь треть задолженности номинирована в гривне, а львиная часть оформлена в инвалюте. Потому ключевым вопросом на ближайшие годы станет — где брать СКВ? На него и многие другие мы попросили ответить члена экспертного совета при Совете Нацбанка, главного исполнительного директора Центра развития рыночной экономики (CMD-Ukraine) Юрия Прозорова, - пишет UBR.ua.
Юрий Владимирович, как оцениваете перспективы расчета Украиной по внешним долгам?
2017-2018 годы Украина сможет пройти относительно спокойно. За время этой паузы, полученной благодаря долговой операции Минфина Яресько, необходимо создать условия, которые обеспечат выплаты 2019-2020 годы. Можно, конечно, ждать чуда подобного неожиданным поступлениям «денег Януковича» и через 1-1,5 года. Вопрос в том, где окажется экономика к тому времени. Нам необходим рост экономики выше 8% хотя бы со следующего года. Это притом, что в этом году даже 2% получить проблематично.
Какие шаги нужны в направлении уменьшения долговой нагрузки?
Только перезапуск экономики и ее рост. Чтобы она генерировала валютную выручку, что выровняет платежный баланс и поддержит валютные резервы. Можно, конечно, заменить старые долги, выпустив новые обязательства, отсрочив выплаты.
При этом, необходимо стремиться отойти от неудачного механизма привязки выплат по реструктуризированным долговым обязательствам к динамике ВВП. Тогда в 2019-2020 гг. избежим негативных тенденций по долговом рынке. Если ничего не подготовим и не получим поступлений от приватизации, то в 2019 году вплотную приблизимся к дефолту.
Читайте также: Нужны глобальные реформы: МВФ выдвинул очередные требования к Украине
О земле
Насколько запуск рынка земли может покрыть недостаток валюты для расчетов?
Земля — последний актив Украины. Не делал бы на нее ставку в силу того, что земельный вопрос раскалывает общество. Время для продажи земли очень неудачное, для поступления валюты под землю необходимо разрешение на продажу наделов иностранцам.
Пока в Кабмине заявляли о запрете на допуск к рынку иностранцев. А без них не будет поступлений валюты, и пройдет просто скрытая приватизация, подобная залоговым аукционам в 90-ые годы в РФ. Тогда вся промышленность ушла частникам, а государство ничего не получило. Так может случиться и с украинской землей.
Валютные резервы страны от этого не увеличатся, не будет особых доходов бюджета. Местные олигархи предпочтут платить в гривне и, скорее всего, получая под покупку земель, кредиты или переводя средства с другого бизнеса. Но это не даст реального денежного предложения, в том числе и долларового. Украинцы останутся без земли, которая по дешевке перекочует 5-6 семьям, а страна не получит валютных поступлений. Для расчета по внешним долгам средства не накопим.
Сколько земли надо реализовать, чтобы рассчитаться с внешними долгами?
Цифры специалистов, ведущих крупные земельные проекты, в том числе в других странах, свидетельствуют что весь государственный и негосударственный долг пока еще не превысил оценочную стоимость земли. Украина, с точки зрения учета всех ее активов, еще не банкрот. Однако, стоит ли отдавать долги таким способом?
Каковы потенциальные суммы захода валюты под землю?
Никто пока не резервировал $3-5 млрд., ожидая запуск рынка. Как только будет дан старт продажам, тут же создадутся земельные фонды горячих денег. В мире обращаются триллионы долларов, которые быстро идут в нишу с добавленной стоимостью.
Интерес может быть большой, но сказать, что весь мир выстроится в очередь за нашими черноземами — нет. В мире есть получше места для заработков. И там отсутствует риск смены позиции по вопросу земли после очередных выборов и изменения конфигурации Верховной Рады. Есть интерес у крупных американских компаний, у спекулянтов из Китая, плотно работающего с землей в Латинской Америке и Африке.
Говоря о неудачном времени продажи, имеете ввиду только недооцененность земель?
Рынок только формируется. Никто не знает, реальной кадастровой цены, которая сложится. История украинской приватизации показывает, что все что продавалось, продавалось не в лучшее время и не по лучшим ценам. Выгоду имели только покупатели. Если сегодня продадим земли, лишимся последнего долгоиграющего актива. Пусть сегодня рынок земли не запустится, но с землей ничего не случится. Может она и не будет хорошо обрабатываться, но и хуже она тоже не станет.
Читайте также: Кредиты для украинцев: на что банки готовы одалживать деньги
О долгах и дефолте
Каковы другие источники привлечения валюты на внутреннем рынке?
Государственные заимствования через валютные облигации внутреннего госзайма или обязательства для физлиц, которые были достаточно популярны среди узкого круга приближенных к власти «инвесторов».
Первый плюс бумаг для инвесторов — доходы от них не облагаются налогом. Поэтому при падении ставок по депозитам, они могут быть более интересным инструментом. Второй плюс — валютные бумаги перспективны с точки зрения ожидаемой девальвации.
Хотя не думаю, что размещение будет успешным. Украинцам нужна уверенность в том, что не повторится история 90-ых, когда ОВГЗ стали КОВГЗ, то есть конвертируемыми с удлиненным горизонтом выплат. И инвесторы не получили вовремя то, на что рассчитывали.
Но 7 лет назад выпуск валютных сертификатов был достаточно успешно раскуплен населением…
Пока представители политических элит держат валютный кэш, пока нет доверия к банкам, трудно рассчитывать на хороший результат. Хотя, если предоставят налоговые льготы и приемлемую ставку, около $1 млрд. смогут привлечь в 2017-2018 гг.
Высоких ставок не ожидал бы, иначе будет строиться финансовая пирамида, на внутреннем рынке. Даже если привлекут $2 млрд., это существенно не повлияет на возможности Украины выплатить в 2019 более высокие сумы по внешнему долгу — в $7,5 млрд.
Через валютные ОВГЗ у банков сколько смогут взять?
Вложение валюты, собранной на депозиты тех же госбанков, в валютные ОВГЗ Минфина пока невыгодно. Ставки должны еще упасть, а граждане должны продолжать нести депозиты несмотря на их низкую доходность.
Еще необходим переток валюты из других стран в нашу систему. Пока валютный рынок закрыт для движения капитала, мы не сможем опустить ставки. Нельзя рассчитывать, что «принудив» госбанки снизить ставки, Минфин получит дешевый валютный ресурс для займов. Административно можно добиться только эффекта исхода средств из банков, что только увеличит риски.
Сколько Минфин сможет привлечь через валютные ОВГЗ у банков на текущих условиях?
Общими усилиями, в том числе и госбанков, за 2017-2018 годы смогли бы привлечь не больше $2-2,5 млрд. Если предварительно проведут валютную амнистию и гарантируют неизменность условий, то в банки могут зайти средства объемом в 5-6 раз выше. Тогда и привлечения через валютные гособязательства были бы иными.
В иных условиях на большие суммы можно не рассчитывать. Необходимо еще $5-6 млрд. занять на внешних рынках. Какова будет цена тех займов — неизвестно. Аналитики склоняются к тому, что эпоха низких ставок в мире закончилась. И Украина вряд ли сможет дешево привлечь кредиты.
Тогда только дефолт?
Дефолт в 2019 году будет самым неудачным выходом из ситуации, если за следующие полтора года Кабмин не найдет источник и механизм замещения средств. Пока, более вероятной выглядит повторная реструктуризация. К этому нужно готовиться сегодня, а не тянуть, как в случае с «долгами Яресько» до последнего, чтобы потом соглашаться на невыгодные условия. Пока дефолта не жду, но повторная реструктуризация неизбежна.
Читайте также: Что будет с курсом доллара и ценами на продукты летом: прогноз экономистов
О валюте и ценах
На какой уровень повторная реструктуризация выведет гривну?
В прогнозе на 2019 год пока нет смысла. Многие вводные могут трансформироваться. При изменении экономической политики и достижении роста экономики в 5-6%, приток валюты в страну снимет большую часть рисков, и долговая проблема почти закроется. Пока видим, что в 2017-ом даже 1,5% рост ВВП будет большой радостью.
Изменились ли ожидания на фоне неожиданной конфискаций $1,5 млрд и уменьшения потенциальной нагрузки на бюджет на 47 млрд. грн. благодаря репрофайлингу?
Конфискованные средства уже расписаны, а долги Кабмина перед Национальным банком и не выплачивались бы. Мы давно прогнозировались неизбежность переноса этих долгов. По-прежнему маяком остаются средства МВФ.
Но думаю, что в 2017 г. других траншей уже не будет. Миссия МВФ недовольна, предложенным правительством вариантом пенсионной реформы. Если и получим транш, то это будет подарок вроде Стокгольмского Арбитража или «безвиза».
В тоже время Нацбанк продолжит пополнять свои золотовалютные резервы в этом июне-июле. Но уже в августе ожидается разворот тренда — регулятор начнет тратить накопленный запас.
Цены на продукцию металлургической отрасли (и наших сталеваров в том числе) падают, и наша страна столкнется с уменьшением поступлений выручки от экспортеров. Насколько резко при этом будет падать курс гривны — зависит от того, насколько ее продавят? Если она уйдет в район 25,5 грн./$, то быстро поднимется к 27 грн./$. Но в целом среднее значение в 27,2 грн./$, — пока вне зоны риска. Выше 30 грн./$, возможно только на фоне военных геополитических катаклизмов или краха каких-то отраслей экономики.
Видите ли риски усиления инфляционных процессов?
Есть очень большой вклад немонетарной инфляции, на которую Нацбанк не влияет. Это тот же рост тарифов, который продолжится во втором полугодии. Исследования по Украине давно показали, что когда курс стоит (как сегодня), но идет нарастание какого-то из видов инфляции, то позиции выравниваются следующим скачком курса. Думаю, это произойдет к концу года.
Если сейчас небазовая инфляция в 3,7 раза превышает показатель монетарной инфляции, можно говорить, что НБУ «потерял» контроль над ценами?
Это говорит о том, что у нас не классическая инфляция, которую контролируют монетарными инструментами. А, скорее, инфляция затрат, которая неподконтрольна без правильной курсовой политики.
Как быстро увидим очередное ускорение потребительских цен?
Ранее немонетарные факторы отражались потребценах в среднем, через два месяца. Сейчас исследования показывают, что этот лаг увеличился. Скорее всего, это связано с большим количеством статистических несоответствий по потребительской корзине.
Раньше индексы были больше «связаны». У нас потребительские цены движутся импортом и ценами на импорт в мировом исчислении, а не ценами наших производителей. А наша продукция уходит за границу. Поэтому такой разрыв в показателях.
Читайте также: НБУ ослабил валютные ограничения для украинкого бизнеса: детали
О банках и НБУ
Каким видите главный риск для банковской системы в 2017 году?
Основной риск — отсутствие гарантий по депозитам в Приватбанке. Президент не подписал соответствующий закон, и де-юре — депозиты в нем не гарантированы государством. Риски обостряются на фоне того, что «обиженные» при национализации Привата иностранцы, массово пойдут в европейские суды и после получения хотя бы одного решения в их пользу, «самый лучший в мире кейс» по спасению банка, станет самым провальным.
Возникнут новые дыры и банк может лопнуть. Де-факто, он в любой момент может остаться без капитала. Посмотрите, как капитал падает — за месяц на 20 млрд. грн. Сейчас уже надо где-то взять 40 млрд. грн. Еще не покрыты риски возврата кредитов старых собственников. Вернут — ситуация выровняется. Это очень большой риск, который сложно оценить.
Какой из рисков наиболее весомый?
Рассмотрение дел в судах тянется долго. Так что можно говорить, что проблемы с иностранными инвесторами Привата перенесены на 2018 г. Хотя там достаточно одного судебного решения. При прецедентном праве — остальные решения не заставят себя ждать.
Найден ли компромисс между малыми банками и НБУ в вопросе повышения капитала до 500 млн.?
Переговоры в стадии заморозки и понимания нет. Пока не будет назначен новый председатель Национального банка, особого продвижения в изменении банковского законодательства не будет. Если владельцы малых банков понимают, что после повышения капитала до 200 млн. грн. они со временем не смогут повысить капитализацию до 500 миллионов — они закроются.
Отражается ли на работе регулятора отсутствие полноценного главы Нацбанка?
Если бы до осени стояла необходимость переподписывать документы с МВФ еще раз, то это было бы проблематично. Меморандум может подписывать только действующий глава НБУ. Если фракции Верховной Рады быстро не согласуют приемлемую квотную кандидатуру, способную пройти голосование, Яков Смолий очень долго может быть исполняющим обязанности.
Фамилии кандидатов озвучите?
Это вопрос Президента. Когда назначалась г-жа Гонтарева — это было решение Гаранта. Фракциям предложили ее кандидатуру. История может повториться. И депутатам останется только идти на компромисс.