Что происходит с корсчетами банков-банкротов
Украинские банки, попавшие под попечение Фонда гарантирования вкладов, являются обладателями средств на корреспондентских счетах в банках-нерезидентах: в Австрии, Прибалтике, Голландии, России и других государствах. Де-факто эти средства должны быть возвращены в Украину для расчета с пострадавшими вкладчиками. Однако вернуть деньги у государства не получается. Более того – саму информацию по остаткам средств на корсчетах банки и финансовые регуляторы предпочитают не раскрывать. Но в распоряжении Forbes оказались данные по остаткам на корсчетах одного из неплатежеспособных учреждений – Citycommercebank. На примере этого банка Forbes решил рассмотреть, где и сколько средств размещало учреждение, признанное неплатежеспособным, и какие усилия власти сегодня предпринимают для возврата денег вкладчиков.
Citycommercebank был фигурантом текстов Forbes – как пример финансового учреждения, на основании которого работал крупный конвертационный центр. В мае 2013 года банк предлагал ставки по депозитам в размере 24% годовых – при средней ставке по рынку на тот момент в 18% годовых. К октябрю 2013 года в банке сконцентрировалось более 1,9 млрд гривен средств физических лиц. Корреспондентские счета этого финансового учреждения находились, среди прочего, в австрийском Meinl Bank AG, неоднозначные нюансы работы которого ранее описывал Forbes .
В ноябре 2014 года в банк ввели временную администрацию , а сейчас учреждение проходит процедуру ликвидации. В распоряжении Forbes есть информация о состоянии корсчетов Citycommercbenk. На вопрос о том, как проходит п роцесс взыскания средств со счетов в зарубежных банках, заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов Андрей Кияк рассказал: «Все проходит традиционно, в рамках юридических процедур. Но Meinl может вообще списать эти деньги – мы же как ФГВ максимум можем писать им претензии о том, что идет ликвидация банка. В том числе мы обращались в банковский регулятор Австрии. По некоторым банкам мы информируем финансовые регуляторы Лихтенштейна».
Если у банка, который находится в стадии ликвидации, на корсчетах за границей находились какие-то средства, они должны немедленно быть возвращены в Украину. Для возврата денег нужно оспорить статус этих денег в суде
Юрий Полунеев, член совета НБУ
По словам Кияка, переговорный процесс с иностранными банками, в которых украинские учреждения держат корсчета, прежде всего – с банком Meinl, успехом не увенчался. «Хотя мы признали договоры с этим австрийским банком никчемными и написали в банковский регулятор Австрии, но ответа никакого не получили», – сетует он.
«Если средства украинского банка – на корсчетах в зарубежных банках, они должны быть возвращены. Собственником банка является ФГВ. Они должны давать указание, и деньги должны переводиться в Украину и идти на погашение долгов», – указывает экс-заместитель главы НБУ Александр Савченко . Он допускает, что если украинская сторона не может вернуть средства, то речь могла идти, например, о фиктивном размещении средств. Или же средства арестованы по требованиям США, ЕС или FATF.
Член совета Национального банка Украины Юрий Полунеев напоминает, что деньги на корреспондентских счетах являются собственностью украинского банка, если только они не являются деньгами клиентов: обязательствами или активами клиентов. Поскольку деньги на корсчете – это пассив банка, то по сути своих операций банк обязан эти деньги превращать в активы. Например, отдавать их в виде кредитов австрийской офшорной компании
При таком сценарии возникает вопрос возвратности этих средств со счетов австрийского банка. «Также деньги могут быть оформлены как депозиты, например, нерезидентов Украины. Поэтому, если деньги, которые находятся на корсчетах, являются собственными средствами украинского банка – например, его пассивами в валюте, то деньги должны быть возвращены, в соответствии с обращением одного регулятора к другому, поскольку эти деньги являются средствами украинского банка. Если форма нахождения средств – это обязательства, что, собственно, было механизмом по выводу денег из банка, тогда вернуть деньги в Украину будет сложно. Для этого необходимо проведение финансового расследования, понимания, добропорядочно ли выданы эти деньги», – считает Полунеев.
По его мнению, вопрос возврата денег из-за границы – это вопрос наращивания внутреннего долга, роста инфляции. «Если у банка, который находится в стадии ликвидации, на корсчетах за границей находились какие-то средства, они должны немедленно быть возвращены в Украину. Для возврата денег нужно оспорить статус этих денег в суде», – объясняет Полунеев.
По данным Forbes, пока что никто из украинских должностных лиц, ответственных за финансовую систему, не инициировал судебные процессы по возврату средств с корсчетов банков-нерезидентов. Хотя поводов для судебных заседаний может быть несколько, а сами банки – держатели корсчетов украинских банков-банкротов уже проигрывали международные инстанции.
В процессе общения Forbes с участниками рынка оказалось, что в некоторых ситуациях договоры оформлены так, что не зарубежный банк должен вернуть средства украинскому банку, а наоборот. Например, по данным Forbes, Актив Банк должен тому же Meinl Bank AG. «Когда мы зашли в банк, мы были очень удивлены, увидев, что Актив [Банк] еще и должен австрийским коллегам», – рассказал Forbes на правах анонимности один из близких к ФГВ специалистов. Таким образом, скорее всего, возвращение капитала в Украину будет сопряжено с международными судебными процессами для прояснения статуса украинских денег. Отдельный вопрос – почему до сих пор ни один из украинских чиновников не инициировал подобный процесс.
Маргарита Ормоцадзе