Что такое дневные «ходовые огни» и как противостоять гаишникам
Уже почти месяц (с 1 октября) водители обязаны круглосуточно ездить c включенными дневными ходовыми огнями (ДХО), а в случае их отсутствия — с ближним светом фар. Такое новое правило, напомним, весной появилось в ПДД. Двигаться со светом необходимо вне населенных пунктов аж до 1 мая, ответственность за невыполнение — штраф в 425–510 грн. Все просто? Не совсем.
ДХО нет на машинах, выпущенных до 2011 года — то есть на большинстве автомобилей. При этом общеизвестно, что включенный ближний свет фар приводит к перерасходу топлива (примерно 0,375 л горючего в час). За 10 тыс. км пробега (полгода) зря расходуется 95 л. Кроме того, часто водители забывают выключать ближний свет, после того как выходят из машины. Последствия — севшая аккумуляторная батарея (АКБ).
Хороший выход — установка ДХО. Это дополнительные светодиодные огни, которые почти не тратят топливо (0,01 л/час) и включаются/выключаются вместе с мотором. Но какие выбрать?
МНЕНИЕ ГАИ
В ГАИ объяснили «Вестям», что за невключенные фары начали штрафовать с середины октября (первое время водителей просто предупреждали). Требование ПДД считается выполненным, если включены штатные ходовые огни на авто, установленные заводом-изготовителем либо в результате переоборудования, разрешенного в ЦБДД МВД Украины или «ГосавтотрансНИИпроект» (должна быть внесена запись в техпаспорт). Иначе светодиоды будут считаться кустарными. За такое переоборудование штрафуют согласно ст. 122 ч. 2 КоАП на 425–510 грн.
ЧТО ГОВОРИТ ЮРИСТ
Адвокат Алексей Святогор говорит, что на практике оштрафовать водителя за самостоятельно установленные и не зарегистрированные в ГАИ ДХО невозможно. «Инспектору в ответ на обвинение нужно задать вопрос о том, какой именно технический параметр или его несоответствие нарушает закон. Если у него на посту нет лаборатории по проверке фар со спецоборудованием по изменению длины волны и цвета, доказать нарушение закона он не может. Всегда можно сказать, что ДХО были установлены на заводе», — говорит эксперт.
СОВЕТЫ ТЕХСПЕЦИАЛИСТА
Эксперт по автотюнингу Григорий Бутенко рассказал «Вестям» о том, на что обращать внимание при выборе ДХО.
Корпус . Должен быть из металла.
Число диодов . Оптимальный комплект состоит из двух блоков с 4–12 диодами на каждом.
Свет диодов . Нужно выбирать в температурном диапазоне от 4300 до 7000 Кельвинов. Сила света при этом должна составлять от 500 до 800 кд. Иначе будут светить либо слабо, либо слепить других водителей.
Цена . Дешевле 400 грн качественных моделей не бывает.
ВАРИАНТЫ
Narva DRL 12830WLNVAX1
Устройство на 4 светодиода выдает силу света в 533 кд. Включаются автоматически. Есть возможность подключить прямо к АКБ.
Цена 450–600 грн
Philips LED DayLight-8
Это изделие в алюминиевом корпусе оснащено восьмью светодиодами и выдает силу света в 566 кд. Включается автоматически.
Цена 980–1000 грн
OSRAM LED LIGHT@DAY
Хотя светодиода всего два, но устройство выдает силу света в 640 кд. Возможна регулировка яркости. Включаются автоматически.
Цена 990–1100 грн
Hella 2PT 010 458-861
Комплект из 16 светодиодов (8х2) суммарно выдает силу света в 800 кд. Особенность крепления позволяет поставить их самому.
Цена 2400–2600 грн
LED Premium Line Slim ML-018
Несмотря на небольшую силу света в 500 кд, эти огни стоят недешево за счет применения качественной проводки.
Цена 2450–2700 грн
ПЕШЕХОДАМ: В СУМЕРКАХ СПАСУТ ОТРАЖАТЕЛИ НА ОДЕЖДЕ
В связи с сокращением светового дня столичная ГАИ настоятельно советует пешеходам иметь на одежде светоотражающие элементы. «Этот простой и в то же время надежный способ уменьшает риск попасть под колеса машины. Особенно важно обеспечить таким безопасным атрибутом детей», — говорит пресс-секретарь ведомства Наталья Сторожик.
Согласно с различными исследованиями, светоотражающая одежда и днем, и ночью на 120–150 м увеличивает расстояние, позволяющее водителям увидеть человека на проезжей части или обочине. В ЕС и Беларуси предусмотрены штрафы за переход дороги без закрепленного на одежде светоотражателя.
ФАРЫ ДНЕМ ПОЗВОЛЯЮТ СЕРЬЕЗНО СНИЗИТЬ ЧИСЛО ДТП
Исследования голландского Центра по безопасности движения (SWOV) показали, что движение с включенным ближним светом днем сокращает риск попасть в ДТП на 13%. Но при условии выполнения этого требования 85–90% водителей.