Как правильно лоббировать бизнес-интересы на уровне местных советов, не прибегая к «телефонному праву»
Решение многих предпринимательских проблем находится в руках местных советов (например, решения о землеотводе).
Существуют способы оказания давления (в хорошем смысле слова) на местных избранников. В частности, избиратели имеют право давать местным депутатам конкретные поручения, а те обязаны их выполнять. Поскольку интересы предпринимателей и обычных граждан зачастую пересекаются, то бизнесмен может организовать и возглавить процесс лоббирования тех или иных решений. К примеру, предприниматель заинтересован в том, чтобы автобусная остановка находилась возле его магазина, а по счастливому стечению обстоятельств, этого также хотят жители окрестных домов, — есть повод обратиться к депутатам. При этом важно излишне не «выпячивать» коммерческий интерес, а замаскировать его «пожеланиями трудящихся».
Круг проблем, находящихся в компетенции местных советов, довольно широк. Бывали случаи, когда по поручению избирателей местным депутатом инициировался вопрос о ревизии органами контрольно-ревизионной службы и МВД коммунального предприятия, которое «насолило» многим, в том числе и предпринимателям (среди избирателей, как правило, хватает недовольных работой любой коммунальной структуры).
Можно спорить о моральных аспектах такого давления, но если, как мы уже говорили, совпадает мнение нескольких сотен избирателей и бизнесмена по поводу необходимости что-то решить в жизни города, района — почему бы предпринимателю не использовать поручение общественности как инструмент давления? Но делать это нужно грамотно...
«Поручение избирателя»
Итак, статья 17 Закона «О статусе депутатов местных советов» определяет, что «избиратели могут давать своему депутату местного совета поручения на собраниях во время его отчетов или встреч по вопросам, которые исходят из потребностей соответствующего избирательного округа...». Заметим, ч. 2 ст. 2 данного закона определяет, что депутат обязан(!) выполнять поручения избирателей.
Именно поэтому нам так важно разграничивать, где будет поручение, а где просто письмо (заявление, жалоба) к депутату. Еще раз подчеркнем, что поручение избирателей — обязательно к исполнению депутатом, а вот для заявлений и жалоб избирателей закон такой императивной обязательности не требует. Данное поручение нельзя отправить почтой (даже собрав предварительно подписи избирателей), вручить его можно только при встрече или во время отчетов депутата.
Тут возможны вопросы — можно ли трактовать термин «поручение во время отчета» как возможность дачи поручения во время отчета «заочно»? Каким должно быть число подписантов, чтобы поручение было легитимным? А также, в какой форме можно дать такое поручение (устной, письменной), есть ли требования к месту проведения сборов для дачи поручения?
Что ответил Минюст
Из письма Минюста от 06.05.2004 № 18-5-493:
«... Избиратели могут давать своему депутату местного совета поручения на сборах во время его отчетов или встреч по вопросам, которые исходят из потребностей соответствующего избирательного округа или территориальной громады в целом (ч. 1 ст. 17 Закона)».
«Учитывая то, что отчет депутата местного совета или его встречу с избирателями невозможно проводить в случае отсутствия депутата, направление ему поручения в письменной форме, например, почтой, исходя из порядка, установленного статьей 17 Закона, не усматривается возможным».
«Законом не установлено требований о форме дачи поручения (устная или письменная), места проведения сборов по даче поручения. Единственным конкретным условием, установленным Законом, является то, что поручение избирателей депутату местного совета должно быть поддержано большинством участников сборов (ч. 3 ст. 17 Закона)».
Официальная точка зрения Минюста такова, что только на встрече с депутатом (в том числе встрече ввиду отчета) можно дать поручение избирателей и, стало быть, все остальные обращения к депутату почтой — это не поручение избирателей, а лишь письма, жалобы и пр. Место сборов (встречи) может быть любое, лишь бы депутат присутствовал лично; форма поручения — возможна как письменная, так и устная (более практична, конечно же, письменная). Сколько должно быть дающих поручение избирателей — конкретно не определено законом, ушел от ответа и Минюст. Закон говорит об избирателях, а значит, поручение могут дать несколько человек. По минимальному количеству избирателей, дающих поручение, закон также ограничений не содержит.
Само поручение нужно формулировать четко, кратко и учитывать компетенцию местного совета (поручение должно относиться к таковой). Утвержденной формы поручения нет, просто нужно соблюдать правила делового документооборота (указывать дату, ФИО депутата, которому дается поручение, подписи и адреса избирателей, при этом адреса должны относиться именно к округу депутата, которому дается поручение, и пр.).
В случае игнорирования «народной воли» у избирателей появится повод задуматься о процедуре отзыва народных избранников. Но это уже совсем другая история...