Казна ЖЭКа — ванная без пробки
ЖЭКи — ахиллесова пята отечественного жилищного хозяйства. Причем, из года в год эта сфера приходит во все больший упадок.
Разруха, царящая в домах, побудила законодателей начать реформу ЖКХ. Принят ряд законов, которые содержат в чем-то революционные нормы и предполагают переход на принципиально новые методы управления жилищно-коммунальным хозяйством. О существующей системе и грядущих переменах в преддверии реструктуризации системы жилищно-коммунального хозяйства рассказывает министр строительства Павел Качур.
— Проблема ЖЭКов существует давно, расскажите в чем ее суть?
— Главной проблемой можно назвать то, что жилищно-коммунальное хозяйство никогда не было элементом экономики, это всегда была политика, начиная еще со времен Советского Союза. Кроме того, мы скорее создаем видимость экономической деятельности в отрасли ЖКХ и в результате имеем имитацию качественных услуг. Это можно ощутить во всех сферах нашей жизни, начиная с того момента, когда открываются двери квартиры. Можно назвать и еще одну из основных причин — отсутствие чувства собственности у жильцов. В своей квартире мы всегда беспокоимся о порядке, но когда переступаем порог дома, забываем об этом, делая вид, что общий порядок нас не касается. До тех пор пока не будет сформировано чувство собственности, и из нашего сознания не будет искоренено чувство коллективизма, мы будем иметь то, что имеем. Но это не единственная проблема.
— Какие проблемы есть еще?
— Давайте рассмотрим ЖКХ как систему, которая выполняет функции управленца финансами, заказчика и исполнителя работ. Когда мы оплачиваем счета за коммунальные услуги, они поступают в ЖЭК. Тот, в свою очередь, выступает исполнителем тех услуг, за которые жильцы платят. Таким образом, сейчас на ЖЭКе замкнуто две функции: и исполнителя, и заказчика. Кроме того, они же себя и контролируют. Если эта система будет продолжать функционировать, то чтобы вы ни делали, какие бы решения не принимали, ничего не изменится. Это ключевая проблема. Поэтому необходимо разделить функции заказчика и исполнителя работ. Кроме того, должно быть много исполнителей и возможность выбирать между ними.
— Вы говорите о том, чтобы было много исполнителей. Что вы под этим подразумеваете?
— Можно вспомнить пример, когда раньше существовала проблема с вывозом мусора. Но когда на рынке появились альтернативные операторы, она исчезла — мусор вывозят своевременно. Уже на этом примере мы ощутили, что монополия ни к чему хорошему не приводит. На сегодняшний день сформировалось множество структур, способных качественно выполнять те работы, в которых задействован ЖЭК. Это довольно интересный рынок. И если будет разбита триада, о которой я говорил уже, на рынке обслуживания появятся альтернативные структуры, которые будут работать более качественно. Сразу будет продемонстрирована другая форма хозяйствования.
— Могли бы вы рассказать более подробно о том, как необходимо структурно «разбить» ЖЭКи?
— Во-первых, следует разделить заказчика и исполнителя, во-вторых — стимулировать процесс создания совладельцев системы управления, и в третьих — решить вопрос с финансами. Если мы сегодня говорим о качестве оплаты, то оно прямо влияет на качество исполнения работ. Низкая оплата — плохое качество. Может возникнуть вопрос повышения тарифов, однако не стоит сразу прибегать к таким мерам, поскольку казна ЖЭКа напоминает ванну без пробки: чем больше ее наполняешь, тем больше воды утекает. Необходимо максимально приблизить деньги потребителей к ним самим. Владельцы квартир должны стать партнерами по выполнению тех или иных работ. Жильцы должны видеть, куда пошли их средства, на что они потрачены, что в результате они получили.
— Давайте вернемся к вопросам финансирования…
— Мы сегодня часто говорим, что необходимо пересмотреть тарифы и платить больше. Но это неправильно. Должна быть определенная поддержка со стороны государства. Прямая — в виде дофинансирования, и вторая — создание кредитного ресурса. Для чего он нужен? Существует ряд работ, требующих значительного финансирования. Например, модернизация и утепление домов. Изначально на это необходима большая сумма, и если государство поможет с кредитом, но не коммерческим, то экономия на отоплении может достигать 20% (хочу отметить, что сейчас очень много тепла уходит на то, что мы просто отапливаем воздух). В результате из сэкономленных средств можно будет выплачивать кредит.
Если будет внедрен подобный механизм кредитования, можно будет выполнить ряд работ, которые раньше не проводились. Говорить, что все это должно финансироваться из госбюджета — просто утопия. Денег нужно действительно много, однако перекладывать это исключительно на плечи государства — неправильно. Если запустить данный кредитный механизм, можно будет решить много проблем. Но стоит отметить, что заем ни в коем случае не должен выдаваться на тех условиях, которые предлагают банки. Это должна быть лояльная программа. Кроме того, он должен быть долгосрочным.
— Если говорить об альтернативных поставщиках услуг, кто это может быть?
— Начнем со всех услуг. Поставщика электроэнергии, газа и воды мы не выбираем. Что касается теплообеспечения, то здесь альтернатива есть. Дом может быть и на центральном отоплении, и на автономном. Не так давно я подписал приказ, которым разрешено отключать дома от центрального отопления. То есть по согласию жильцов мы отключаем дом, и он переходит на индивидуальное отопление. Хочу подчеркнуть, что специально через научно-технический совет мы добились права на то, чтобы в подвалах домов устанавливать котлы для обогрева в автономном режиме. Плюс такого подхода в том, что мы не тратим тепло во время его передачи по трубам. Уже даже имеются реальные примеры. Не так давно я был в Виннице, где запустили подобный проект.
Кроме того, можно устанавливать котлы в каждом доме. Хорошо, что в данном случае есть поддержка со стороны жильцов, поскольку народ умеет считать деньги и понимает, что в данном случае они платят только за то, что использовали. Со стороны министерства такой подход также будет поддержан. Конечно, следует отметить и то, что централизованное отопление является конкурентоспособным, но при нормальном хозяйствовании и при хорошем к нему отношении.
Один из наболевших вопросов — это чистота в подъездах, дворах и освещение. На данный момент это те услуги, которые «замыкаются» исключительно на ЖЭКе. Это функции, которые должны быть переданы альтернативному оператору. Как, например, с теми же мусоровозами, о которых я говорил раньше. Только когда есть альтернатива, можно говорить о хорошем качестве. Если же оставить функции исполнителя и заказчика ЖЭКу, то он не захочет отдать деньги, которые ему поступили. Это естественное явление, поскольку у ЖЭКов есть свой штат, который необходимо оплачивать. При этом они совершенно не волнуются о качестве работ. Мне не хочется заострять внимание на том, плохие они или хорошие, но в интересах жильцов стоит забрать у них возможность оперировать финансами. В данном случае они могут быть одними из альтернативных вариантов поставщиков услуг.
— Как вы планируете разделить эти функции, и кто будет распоряжаться деньгами?
— Речь идет о том, чтобы исполнителем был не тот, кто является распорядителем денег. Сейчас мы разрабатываем методику, как это реализовать. Управлением финансами, т. е. заказчиком услуг, должна быть управленческая компания, на счет которой поступают деньги от населения. Она должна быть распорядителем финансов и заказчиком услуг. Эта структура может быть единой для всего города.
— Сделаны ли конкретные шаги по созданию такой компании?
— Есть примеры компаний, которые работают по такому принципу в Днепропетровской области. У них хорошие наработки, и мы пригласили их специалистов для разработки методики. До сентября мы хотим принять эту методику и разделить потоки. Очевидно, что министерство в данном случае комплиментов не получит, поскольку затрагиваются интересы многих лиц. Думаю, можно ожидать проявления саботажа, сопротивления и блокирования.
— Довольно долго обсуждалась возможная приватизация ЖЭКов. Будете ли вы их приватизировать?
— Неважно, какой формы собственности будут ЖЕКи, если у них заберут функцию управления деньгами. Если они будут подрядчиками, то роли не играет, кому они подчиняются — государству или частнику.
— Будут ли пересматриваться тарифы?
— Пока не могу дать ответ, поскольку не знаю реальной затратной части. Сегодня экономика не работает. Только тогда, когда мы опустим деньги к потребителям, можно будет просчитать, сколько нужно на содержание дома. Просто возьмем перечень работ, которые должны выполняться по данному объекту, оплатим их из существующего бюджета. Тогда выйдем на конкретную сумму и определим, достаточно ее или нет. Например, если жильцы захотят, чтобы возле их дома выполнялась влажная уборка, и на это не будет денег, мы предложим пересмотреть размер квартплаты. Сейчас говорить об этом рано. Я не поддерживаю заявления, что нужно платить больше, поскольку у нас на сегодня есть много источников для экономии.
Хотелось бы сказать, что, проанализировав свой счет по квартплате, и зная, какие расходы на что запланированы, у меня сложилось впечатление, что мы субсидируем многих жильцов. И уверяю вас — это не бедные люди. Думаю, что нужно пересмотреть размер платы для тех, кто это может себе позволить, и оставить ее низкой для малоимущих семей.
— Когда речь идет о том, что деньги, которые выделяются на поддержку дома, исчезают, всегда говорят, что они оседают в карманах работников коммунальной службы. Так ли это?
— Если вы можете назвать 100 способов нецелевого использования средств, я могу назвать 103. Знаете, какое это искушение дать на дом одну сумму, а записать другую? Мне не хотелось бы говорить об этом. Это наш позор, именно поэтому мы хотим изменить систему.
— Вы говорили об управляющих компаниях. Как они будут работать?
— Фонд или КУА должен финансироваться из той оплаты, которая поступает от жителей. В целом система должна быть персонифицирована по домам. Должен быть назначен управляющий дома или даже микрорайона. Этот человек будет заказчиком услуг и одновременно контролером за их выполнением.
— Когда можно будет ожидать, что вы запустите в работу этот проект?
— В Киеве уже создаются условия для его работы. Законодательная база также существует, при этом в ней есть всего один недостаток — она выписана для одного дома, а необходимо расширить рамки к уровню микрорайона. Когда начинает работать реальная экономика, невыгодно держать управляющего на каждый дом. В принципе, это мировая практика.
— Есть лица, которые выступают против данной реформы?
— Противников вы не увидите, они играют «под столом». Сейчас это будет ощутимо не на уровне политики, а на уровне экономики. Это вопрос тех, за кем стоят финансы. ЖЭК — это финансовая река, и есть ряд заинтересованных лиц, которые сидят у этой реки и черпают из нее воду.
— Проблема ЖЭКов существует давно, расскажите в чем ее суть?
— Главной проблемой можно назвать то, что жилищно-коммунальное хозяйство никогда не было элементом экономики, это всегда была политика, начиная еще со времен Советского Союза. Кроме того, мы скорее создаем видимость экономической деятельности в отрасли ЖКХ и в результате имеем имитацию качественных услуг. Это можно ощутить во всех сферах нашей жизни, начиная с того момента, когда открываются двери квартиры. Можно назвать и еще одну из основных причин — отсутствие чувства собственности у жильцов. В своей квартире мы всегда беспокоимся о порядке, но когда переступаем порог дома, забываем об этом, делая вид, что общий порядок нас не касается. До тех пор пока не будет сформировано чувство собственности, и из нашего сознания не будет искоренено чувство коллективизма, мы будем иметь то, что имеем. Но это не единственная проблема.
— Какие проблемы есть еще?
— Давайте рассмотрим ЖКХ как систему, которая выполняет функции управленца финансами, заказчика и исполнителя работ. Когда мы оплачиваем счета за коммунальные услуги, они поступают в ЖЭК. Тот, в свою очередь, выступает исполнителем тех услуг, за которые жильцы платят. Таким образом, сейчас на ЖЭКе замкнуто две функции: и исполнителя, и заказчика. Кроме того, они же себя и контролируют. Если эта система будет продолжать функционировать, то чтобы вы ни делали, какие бы решения не принимали, ничего не изменится. Это ключевая проблема. Поэтому необходимо разделить функции заказчика и исполнителя работ. Кроме того, должно быть много исполнителей и возможность выбирать между ними.
— Вы говорите о том, чтобы было много исполнителей. Что вы под этим подразумеваете?
— Можно вспомнить пример, когда раньше существовала проблема с вывозом мусора. Но когда на рынке появились альтернативные операторы, она исчезла — мусор вывозят своевременно. Уже на этом примере мы ощутили, что монополия ни к чему хорошему не приводит. На сегодняшний день сформировалось множество структур, способных качественно выполнять те работы, в которых задействован ЖЭК. Это довольно интересный рынок. И если будет разбита триада, о которой я говорил уже, на рынке обслуживания появятся альтернативные структуры, которые будут работать более качественно. Сразу будет продемонстрирована другая форма хозяйствования.
— Могли бы вы рассказать более подробно о том, как необходимо структурно «разбить» ЖЭКи?
— Во-первых, следует разделить заказчика и исполнителя, во-вторых — стимулировать процесс создания совладельцев системы управления, и в третьих — решить вопрос с финансами. Если мы сегодня говорим о качестве оплаты, то оно прямо влияет на качество исполнения работ. Низкая оплата — плохое качество. Может возникнуть вопрос повышения тарифов, однако не стоит сразу прибегать к таким мерам, поскольку казна ЖЭКа напоминает ванну без пробки: чем больше ее наполняешь, тем больше воды утекает. Необходимо максимально приблизить деньги потребителей к ним самим. Владельцы квартир должны стать партнерами по выполнению тех или иных работ. Жильцы должны видеть, куда пошли их средства, на что они потрачены, что в результате они получили.
— Давайте вернемся к вопросам финансирования…
— Мы сегодня часто говорим, что необходимо пересмотреть тарифы и платить больше. Но это неправильно. Должна быть определенная поддержка со стороны государства. Прямая — в виде дофинансирования, и вторая — создание кредитного ресурса. Для чего он нужен? Существует ряд работ, требующих значительного финансирования. Например, модернизация и утепление домов. Изначально на это необходима большая сумма, и если государство поможет с кредитом, но не коммерческим, то экономия на отоплении может достигать 20% (хочу отметить, что сейчас очень много тепла уходит на то, что мы просто отапливаем воздух). В результате из сэкономленных средств можно будет выплачивать кредит.
Если будет внедрен подобный механизм кредитования, можно будет выполнить ряд работ, которые раньше не проводились. Говорить, что все это должно финансироваться из госбюджета — просто утопия. Денег нужно действительно много, однако перекладывать это исключительно на плечи государства — неправильно. Если запустить данный кредитный механизм, можно будет решить много проблем. Но стоит отметить, что заем ни в коем случае не должен выдаваться на тех условиях, которые предлагают банки. Это должна быть лояльная программа. Кроме того, он должен быть долгосрочным.
— Если говорить об альтернативных поставщиках услуг, кто это может быть?
— Начнем со всех услуг. Поставщика электроэнергии, газа и воды мы не выбираем. Что касается теплообеспечения, то здесь альтернатива есть. Дом может быть и на центральном отоплении, и на автономном. Не так давно я подписал приказ, которым разрешено отключать дома от центрального отопления. То есть по согласию жильцов мы отключаем дом, и он переходит на индивидуальное отопление. Хочу подчеркнуть, что специально через научно-технический совет мы добились права на то, чтобы в подвалах домов устанавливать котлы для обогрева в автономном режиме. Плюс такого подхода в том, что мы не тратим тепло во время его передачи по трубам. Уже даже имеются реальные примеры. Не так давно я был в Виннице, где запустили подобный проект.
Кроме того, можно устанавливать котлы в каждом доме. Хорошо, что в данном случае есть поддержка со стороны жильцов, поскольку народ умеет считать деньги и понимает, что в данном случае они платят только за то, что использовали. Со стороны министерства такой подход также будет поддержан. Конечно, следует отметить и то, что централизованное отопление является конкурентоспособным, но при нормальном хозяйствовании и при хорошем к нему отношении.
Один из наболевших вопросов — это чистота в подъездах, дворах и освещение. На данный момент это те услуги, которые «замыкаются» исключительно на ЖЭКе. Это функции, которые должны быть переданы альтернативному оператору. Как, например, с теми же мусоровозами, о которых я говорил раньше. Только когда есть альтернатива, можно говорить о хорошем качестве. Если же оставить функции исполнителя и заказчика ЖЭКу, то он не захочет отдать деньги, которые ему поступили. Это естественное явление, поскольку у ЖЭКов есть свой штат, который необходимо оплачивать. При этом они совершенно не волнуются о качестве работ. Мне не хочется заострять внимание на том, плохие они или хорошие, но в интересах жильцов стоит забрать у них возможность оперировать финансами. В данном случае они могут быть одними из альтернативных вариантов поставщиков услуг.
— Как вы планируете разделить эти функции, и кто будет распоряжаться деньгами?
— Речь идет о том, чтобы исполнителем был не тот, кто является распорядителем денег. Сейчас мы разрабатываем методику, как это реализовать. Управлением финансами, т. е. заказчиком услуг, должна быть управленческая компания, на счет которой поступают деньги от населения. Она должна быть распорядителем финансов и заказчиком услуг. Эта структура может быть единой для всего города.
— Сделаны ли конкретные шаги по созданию такой компании?
— Есть примеры компаний, которые работают по такому принципу в Днепропетровской области. У них хорошие наработки, и мы пригласили их специалистов для разработки методики. До сентября мы хотим принять эту методику и разделить потоки. Очевидно, что министерство в данном случае комплиментов не получит, поскольку затрагиваются интересы многих лиц. Думаю, можно ожидать проявления саботажа, сопротивления и блокирования.
— Довольно долго обсуждалась возможная приватизация ЖЭКов. Будете ли вы их приватизировать?
— Неважно, какой формы собственности будут ЖЕКи, если у них заберут функцию управления деньгами. Если они будут подрядчиками, то роли не играет, кому они подчиняются — государству или частнику.
— Будут ли пересматриваться тарифы?
— Пока не могу дать ответ, поскольку не знаю реальной затратной части. Сегодня экономика не работает. Только тогда, когда мы опустим деньги к потребителям, можно будет просчитать, сколько нужно на содержание дома. Просто возьмем перечень работ, которые должны выполняться по данному объекту, оплатим их из существующего бюджета. Тогда выйдем на конкретную сумму и определим, достаточно ее или нет. Например, если жильцы захотят, чтобы возле их дома выполнялась влажная уборка, и на это не будет денег, мы предложим пересмотреть размер квартплаты. Сейчас говорить об этом рано. Я не поддерживаю заявления, что нужно платить больше, поскольку у нас на сегодня есть много источников для экономии.
Хотелось бы сказать, что, проанализировав свой счет по квартплате, и зная, какие расходы на что запланированы, у меня сложилось впечатление, что мы субсидируем многих жильцов. И уверяю вас — это не бедные люди. Думаю, что нужно пересмотреть размер платы для тех, кто это может себе позволить, и оставить ее низкой для малоимущих семей.
— Когда речь идет о том, что деньги, которые выделяются на поддержку дома, исчезают, всегда говорят, что они оседают в карманах работников коммунальной службы. Так ли это?
— Если вы можете назвать 100 способов нецелевого использования средств, я могу назвать 103. Знаете, какое это искушение дать на дом одну сумму, а записать другую? Мне не хотелось бы говорить об этом. Это наш позор, именно поэтому мы хотим изменить систему.
— Вы говорили об управляющих компаниях. Как они будут работать?
— Фонд или КУА должен финансироваться из той оплаты, которая поступает от жителей. В целом система должна быть персонифицирована по домам. Должен быть назначен управляющий дома или даже микрорайона. Этот человек будет заказчиком услуг и одновременно контролером за их выполнением.
— Когда можно будет ожидать, что вы запустите в работу этот проект?
— В Киеве уже создаются условия для его работы. Законодательная база также существует, при этом в ней есть всего один недостаток — она выписана для одного дома, а необходимо расширить рамки к уровню микрорайона. Когда начинает работать реальная экономика, невыгодно держать управляющего на каждый дом. В принципе, это мировая практика.
— Есть лица, которые выступают против данной реформы?
— Противников вы не увидите, они играют «под столом». Сейчас это будет ощутимо не на уровне политики, а на уровне экономики. Это вопрос тех, за кем стоят финансы. ЖЭК — это финансовая река, и есть ряд заинтересованных лиц, которые сидят у этой реки и черпают из нее воду.
Светлана Панюшкина