Киев меняется буквально на глазах
Раньше можно было гордо сказать: здесь дома утопают в зелени. Нынче: все - с точностью до наоборот.
Зеленое – неприкосновенное
«На нас, депутатов, сегодня слова «зеленая зона» действуют, как красная тряпка на быка, – негодовал на последней сессии Киевсовета председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития Владимир Присяжнюк, когда обсуждались вопросы отведения земель под строительство. - Люди говорят, что в в зеленой зоне не могут быть тольки мусорники и деревья. Зеленая зона – это целая инфраструктура, где должны быть рекреационные, спортивно-оздоровительные заведения, кафе, рестораны... Нам надо взвешено подходить к этому вопросу... ».
Нервозность депутатов объясняется очень просто (по их же словам): до сих пор в Украине четко не определено, в каких (по статусу) зеленых зонах, что, как и сколько можно строить. А раз так - на сессиях то и дело возникают почти неразрешимые проблемы. И часто решения принимаются, как бог на душу положит, а потом – протесты жителей, заявления партий и общественных организаций. То есть, выходит: «взвешено» как раз и не получается…
Председатель постоянной комиссии Киевсовета по экологической политике Даниэль Карабаев говорит: в заповедниках, конечно, любое строительство запрещено, а в парках и скверах, на бульварах (то есть, в зеленых зонах так называемого общего пользования) можно размещать спортивные сооружения, аттракционы, кафе… Но сколько? Каких габаритов? Пока такие вопросы относятся к разряду риторических.
Депутат Владимир Головач, кстати, юрист по образованию, считает, что часто в спорных ситуациях происходит просто подмена понятий – депутаты по-разному трактуют правовой статус озелененных территорий. Известно, что не запрещено, то разрешено. В какой мере такой подход касается зеленых зон?
«Если это зеленые насаждения, - говорит депутат, - землеоздоровительного, рекреационного назначения - и так значатся в Генплане Киева до 2020 года, то только это само по себе не означает запрета, мол, нельзя там размещать объекты даже рекреационного или оздоровительного значения».
По мнению того же Головача, следует в каждом конкретном случае, когда возникает вопрос о застройке, уточнять, что это за территория – по функциональному назначению, можно ли на ней размещать те или иные объекты и где именно.
А, по большому счету, уверен депутат, надо просто поручить столичному институту Генерального плана постоянно мониторить территории и вносить соответствующие предложения по дополнениям и поправкам к Генплану. Ну а уж где в городе есть зеленые зоны, которые следует оставить сугубо зелеными зонами, - то таковыми их и оставлять!
Рассуждают депутаты – не придерешься! Только из каких таких рассуждений вырастают архитектурно-строительные монстры типа дома № 9-а по улице Грушевского? Ведь каждому зрячему не может быть не понятно, зеленая или не зеленая зона Мариинский парк, Парковая аллея. А между тем, те же депутаты Киевсовета, почему-то перевели несколько гектаров тамошней земли в так называемую зону запаса.
Руслан Кухаренко, начальник Главного столичного управления охраны культурного наследия, рассказал , что, дескать, он своих подписей под разрешительными документами на скандальную стройку не ставил. И добавил, что территория, на которой строят дом № 9-а, относится к особо ценным, а посему - решение о каком-либо строительстве там могут принять только Верховная Рада или Кабинет Министров. По сведениям господина Кухаренко, ни одна из этих инстанций подобного документа не принимала. Тут хочется только воскликнуть: мистика!
Мы поинтересовались у депутата Головача (повторимся, юриста по образованию), имеют ли на практике решения Киевсовета, так сказать, обратную силу, если вдруг возникает такой скандал, как со стройкой на Грушевского?
Вывод из ответа напрашивается невеселый: как правило, инвесторы, застройщики, пользуясь пробелами в законодательстве, стараются обезопасить себя в правовом отношении. Вот и эпопея с разрешением ситуации по дому в Мариинском парке, считает депутат, только начинается: он предрекает еще не одно судебное заседание. Хотя почти на 100 % уверен: дом останется, снесут разве что «лишние» этажи. «И пусть стоит – как памятник кучмизму», - таков окончательный вердикт Головача, кстати, не рядового депутата, а председателя фракции «Єдності» в Киевсовете, которая при всех властях – оплот власти…
Киевский мэр Александр Омельченко частенько любит проводить параллели между днем сегодняшним и вчерашним. Вот и феномен неистребимой любви жителей столицы к зелени он объясняет своеобразно. Вот, мол, после развала Союза, прекратилось финансирование всех социальных программ, остановилось строительство и - заросли территории, зарезервированные под жилые дома. Люди попривыкали к живописной зелени вокруг и, вполне закономерно, не хотят, чтобы вместо этого перед окнами выросла стена. Но ведь город есть город: застройщику важно «выжать» из любого клочка земли максимум квадратных метров… На компромисс, зачастую, не желают идти ни те, ни другие.
Удивляет, что инвесторы, как, впрочем, и власть, вредят сами себе, вроде как не понимают, что цена на землю в городе, где из окна видна сплошная застройка, будет падать. Политику – застраивать все и немедленно! – можно объяснить сегодня только просто таки бешеной погоней за «быстрыми деньгами». Благо, Киев в этом смысле – золотая жила! Пока подобное отношение к столичной земле, увы, - закономерность, считает председатель Союза урбанистов Украины Николай Демин.
Сегодня, по его словам, многие норовят нарушить нормативы, согласно которым растительность должна занимать 40% площади дворов, бульваров, улиц: на каждого жителя – по 6 кв. м зелени только на придомовой территории.
Николай Демин рассказывает, что в Киеве раньше планировали строительство таким образом, чтобы сохранялась непрерывная зеленая линия: скверы, парки, овраги сплошными клиньями как бы «стекали» к Днепру. Нынче «Зеленой линией» называется проект автоматизированной информационной системы управления развитием и сохранением зеленых насаждений Киева.
Недавно Киевсовет принял целевую программу реконструкции и развития зеленой зоны до 2010 года. Но, как и в большинстве случаев, ее еще долго придется доводить до ума (хотя уже и сумму «вливаний» определили - 547,43 миллиона гривень на пять лет). Например, территории природно-заповедных и прибрежных зон столицы нанесены на карту схематически - в 25-тысячном (!) масштабе. Для землеотвода это лишком малая точность, считает начальник Управления охраны окружающей природной среды КГГА Владимир Трокоз. По его мнению, границы (до сантиметра!) должны быть определены Генпланом Киева и закреплены в земельном кадастре, причем каждый участок - за конкретным землепользователем, который получит соответствующий государственный акт.
Неужели так сложно все это внедрить? Сложно, ибо нет финансирования чтобы «вынести границы в натуру» (то есть нанести на план). Сумы нужны солидные. По словам того же Трокоза, в этом году из городского бюджета взяли аж 400 тысяч гривень для разработки границ Крещатого, Мариинского парков и Городского сада. С прошлого года столичное управление экологии финансирует такие же работы по Сырецкой роще и Голосеевскому ландшафтному парку. Документация должна стать “библией для экологов” при отведении участков под застройку, считает Трокоз.
Но, если откровенно, то о подобной работе говорят как минимум года три. По этому поводу закрадываются крамольные мысли: а не специально ли ее затягивают? Ну, хотя бы для того, чтобы продлить возможность «крутить» границами дорогостоящих зеленых зон, как цыган солнцем.
Кстати, в нормативных актах встречается понятие «охранная санитарная зона заповедных территорий», а вот на каком расстоянии от нее можно вести хоздеятельность – расписать и забыли.
Другое дело Водный кодекс. Тут все ясно: у прудов площадью до трех гектаров защитная зона – 25 метров, больших – 50, озер – 100 метров, у речушки – 25 метров, средней – 50, большой (как Днепр и Десна) – 100. Прибрежно-защитные территории важны для экологии: дождевые воды успевают очищаться от вредных примесей (например, бензина или удобрений), создается благоприятная среда для флоры и фауны.
Хотя в городе территории у воды, скорее, для отдыха. Поэтому многие архитекторы считают данные нормативы для Киева неактуальными: мол, их можно нарушать - ради создания красивых набережных, как в Венеции, например, или в Гамбурге. А для очистки сточных вод попросту строить специальные сооружения.
Но мы же хотим, чтоб было, «как у них»: уже ни для кого не секрет, что несколько архитектурных мастерских интенсивно работают над проектами застройки набережной вдоль Днепра – от Телички и почти до Почтовой площади. И инвесторы есть. А еще бы им не быть! По мнению первого заместителя председателя КГГА Валерия Борисова, так называемая первая линия (от реки) – самая дорогая территория во всех странах – не должна и в Киеве просто «гулять».
«Во всех столицах, во всех странах мира испокон веков развитие города идет от реки, - говорит Борисов, - и везде самая престижная, самая дорогая застройка – вдоль реки. Инвесторы готовы оздоровить Днепр, который, согласитесь, сегодня, кроме того, что несет мутные воды, в градостроительном плане ничем другим не отличается. А люди готовы воплотить такой проект, чтобы набережная заиграла, чтобы памятник Магдебурского права выделить, подчеркнуть. То есть, застройка будет невысокой, склоны укреплены. Автомобильный же транспорт пустим где в тоннели, где – по верхнему городу. И, не беспокойтесь, зеленая зона будет сохранена…».
С подобным подходом в принципе не согласен заместитель начальника Государственного управления экологии и природных ресурсов в Киеве Игорь Щербак. Он утверждает, что Киев тем и отличается от западноевропейских городов, что имеет прибрежную рекреационную зону. Тянется она в пределах города приблизительно на 35 километров. Взять да все застроить – дело не хитрое, а дышать тогда чем?
«Есть и другие примеры, – парирует Щербак. – Всецело зеленая зона в канадских городах Виннипег, Торонто. Там нет ни одного клочка голой земли: все засеяно травой, засажено кустарником, деревьями. Непрерывная зеленая зона. Там над этим работают постоянно… А у нас даже газоны во дворах вытоптаны!»
Кстати, с недавних пор на сессиях Киевсовета при рассмотрении вопросов об отводах земельных участков показывают …кино: на большом экране, вывешенном в зале, одно за другим, «фас»-«профиль», мелькают цветные фото той территории, судьба которой обсуждается. Ввели новшество вынужденно – уж больно скандалов много после некоторых решений Киевсовета.
Галина Гаевская , Любовь Федорова