Из-за недолговечности мыльный пузырь стал синонимом чего-то привлекательного, но бессодержательного и недолговечного.
Спасибо журналистам интернет-журнала Метринфо. ру! Они занялись этим вопросом всерьез и, опросив экономистов и специалистов сферы недвижимости, выяснили основные признаки этого глобального экономического явления современности.
Итак, главный признак «мыльного пузыря» - аномальный рост цен. Прежде всего, о «мыльном пузыре» можно говорить, когда цены на недвижимость начинают расти как на дрожжах - не в пропорции с другими экономическими показателями, например, себестоимостью строительства.
В США - а именно с рынка жилья в этой стране и начались сегодняшние проблемы мировой экономики - в последние предкризисные годы недвижимость дорожала ненормально быстро – почти на 30% в год!
К признакам «мыльного пузыря» специалисты относят и спекулятивные настроения на рынке, когда недвижимость покупают те, кому она, собственно, не нужна, но они хотят купить дом за одни деньги, а потом продать его за совсем другие. Так было, например, в Испании. И тут нужно понимать, что рано или поздно инвесторы-спекулянты начнут массово пытаться фиксировать прибыль, и тогда предложение радикально превысит спрос, и «пузырь» - что? Правильно, лопнет!
Далее идут ажиотажный спрос (это Дубай!) и минимальный срок экспозиции объектов на рынке (а это Сочи в России). Продается все – в том числе и объекты с ярко выраженными недостатками. Массовыми становятся продажи на самых начальных этапах строительства. Еще следует посмотреть на количество выдаваемых разрешений на строительство (это Панама!) и ипотечных кредитов (это Гонконг!). Их неоправданный рост также говорит о том, что на рынке назревают проблемы.
Международные финансовые аналитики применяют такой метод проверки на «пузырчатость». Берутся страны с примерно одинаковым развитием экономики и уровнем жизни населения и сравниваются их цены на жилье. Там, где эти цены выше, «пузырчатость» на подходе.
В списке признаков пузыря – узкий внутренний спрос, когда строящаяся недвижимость рассчитана в основном не на местного потребителя, а на «заезжих молодцов» с тугими кошельками. Здесь самый яркий пример – Латвия.
Всем давно известно правило: покупать, когда цены падают, и продавать, когда растут. Когда цены упали до минимума (легли на дно), самое время делать приобретения: после краха всегда наступает период роста. Вопрос исключительно в том, как понять, нащупано ли это «дно», или впереди нас ждет еще одна волна падения?
Точного ответа на эти вопросы не знает никто. И, как утверждают гуру от недвижимости, практически ни у кого никогда не получалось «поймать дно».