Новая налоговая – старые схемы
Журналист УП попробовал разобраться , что изменилось в работе важного финансовго механизма Украины – Государственной фискальной службы: и в делах, и в кадрах. В условиях кризиса и рекордной девальвации гривны изменения в этих сферах особенно актуальны.
Государственная фискальная служба Украины, ГФСУ, занимающая важное место в системе взаимоотношений "государство-общество", изменилась только номинально. Задекларированные реформы, как и принципы открытости, остались лишь декларацией.
Отчет о работе ГФСУ за последние шесть месяцев так и не опубликован. Это странно, учитывая тот факт, что ГФСУ возглавил представитель нового поколения успешных менеджеров Игорь Билоус .
Можно предположить, что закрытость информации вызвана плохими финансовыми показателями сбора налогов. На основании информации, доступной в СМИ , недобор в бюджет составляет 8,6 миллиардов гривен, долги по возмещению НДС предприятиям растут. Если бы не эмиссия Нацбанка, ситуация была бы катастрофической.
Учитывая недостаточное поступление денег, можно сделать вывод, что борьба с "налоговыми ямами" и конвертационными центрами не состоялась, или даже не начиналась.
Денег в бюджете не хватает, это факт. Для получения средств ГФСУ идет по проверенным свергнутыми предшественниками путям – увеличивает налоговую нагрузку на граждан.
Прежде всего, с 1 января 2015 года украинцы заплатят дополнительно 2% акциза при розничной покупке всех подакцизных товаров – алкогольных и табачных изделий, пива и нефтепродуктов.
По некоторым данным, в "тени" находится около 30% алкогольно-табачной индустрии. Ликвидация теневого рынка подакцизных товаров могла бы принести большие средства в госбюджет в долгосрочной перспективе – но это требует времени и квалификации. Куда проще просто взять деньги с населения.
15% с доходов на депозит граждан – также обязательны. Это ведь гораздо легче, чем увеличить поступления в бюджет, создав бизнесу условия для выхода из тени.
Те, кто занят предпринимательством, в полной мере ощущают "прелести" нового налогового администрирования.
Возмещение НДС как было непрозрачным, так и осталось. Бюджетная задолженность перед предприятиями продолжает расти. Под предлогом борьбы с незаконным возмещением НДС , выплаты по возмещению блокируются всем предприятиям без разбора. Плательщикам недовозмещен НДС в сумме 411 миллионов гривен. При этом, бюджетная задолженность на 1 мая – более 19 миллиардов гривен невозмещеного НДС, 13 миллиардов гривен активных к возмещению остатков НДС, и нонсенс – просроченных сумм налога 4,2 миллиарда гривен!
При этом результаты поступлений в бюджет от упреждения незаконно заявленного НДС мизерные. Например на 1 мая – 257 миллионов гривен, на 1 апреля – 211 миллионов гривен.
Давление на бизнес продолжается. "Отжим" бизнеса стал не актуальным – налоговая сосредоточилась на выбивании средств в бюджет. Осталась схема с отказом в приеме отчетности. Отказ в приеме декларации используют как шантаж, чтобы выбить из фирмы деньги. Плюс новый повод – "подозрения в финансировании сепаратистов".
Электронное администрирование НДС, которое презентуется как гениальное нововведение, по сути, заморозит у предприятий пятую часть оборотных средств на спецсчетах. На фоне общей стагнации экономики, это приблизит часть бизнеса к банкротству. Драконовские НДС пытались протащить куда более реакционные правительства Кучмы и Азарова – а удалось, как ни странно, либералам Яценюку и Билоусу.
В результате будет первичный всплеск поступлений в бюджет, что позволит правительству дать красивый отчет. Но в перспективе – бизнес будет либо закрываться, либо уходить в тень, максимально уменьшая безналичный оборот.
Широко разрекламированный налоговый компромисс выгоден, прежде всего, олигархам и "обнальщикам". При правильно налаженной коммуникации, он позволит очень дешево легализовать "заработанные" капиталы.
Одно из ключевых обещаний Майдана – кадровая люстрация – не реализовано.
На 90% состав сотрудников налоговой остается прежним. К тому же новые назначения весьма сомнительны. В конце августе на должность Главного управления Миндоходов в городе Киеве назначен сын азаровского чиновника Григория Бондаренко. СМИ стала доступна информация о назначении директором координационно-мониторингового департамента ГФС Сергея Мищенко, ставленника бывшего министра внутренних Виталия Захарченко, который причастен к кровавым событиям на Майдане.
Контроль за координационно-мониторинговым департаментом позволяет в режиме он-лайн получать всю информацию о любом субъекте хозяйственной деятельности, а также подавать – или не подавать – предприятия в "черные" списки. Руководитель этого департамента, не отрываясь от монитора, может довести до суицида любого регионального руководителя налоговой, не говоря уже о бизнесменах.
Отдельная тема – система взаимоотношений между руководителями налоговой.
Один из заместителей Игоря Билоуса – Владимир Хоменко, замглавы ликвидационной комиссии, занимающейся финансовыми расследованиями, – фактически не подчиняется Билоусу. Ни в кадровых, ни в управленческих вопросах. Получается, Игорь Билоус – это просто ширма?
Вот и выходит, что основные достижения за полгода работы "реформаторов" – внедрение реформ, наработанных прошлой властью.
Комментарии посетителей