"Одноокая" регистрация
В Украине исчезает понятие "регистрирующий орган" и появляется новое — "государственный регистратор"
В Украине исчезает понятие "регистрирующий орган" и появляется новое — "государственный регистратор"
В четверг, 1 июля, вступил в силу Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей". Многочисленные украинские СМИ уже успели окрестить его новой эрой в вопросе регистрации субъектов предпринимательства. Основные нововведения закона — это переход на новую, "европейскую" систему регистрации по принципу "одного окна" и создание Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Тем не менее сможет ли закон реально упростить процедуру регистрации и будет ли он способствовать борьбе со всевозможными нарушениями и махинациями, покажет время.
Основное отличие нового закона от действовавшего ранее постановления Кабмина "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности" состоит в том, что он распространяется на регистрацию всех юридических лиц, а не только на субъекты предпринимательской деятельности. В том числе и на такие, например, как благотворительные или профсоюзные организации, политические партии, банки, торгово-промышленные палаты, кредитные союзы, биржи и так далее.
Кроме того, с вступлением в силу данного закона исчезает понятие "регистрирующий орган" и появляется новое — "государственный регистратор". Это должностное лицо, назначаемое главой областной или районной администрации, на которое непосредственно возлагаются все функции по государственной регистрации. Каждый государственный регистратор обязательно имеет соответствующее удостоверение и собственную печать. Это должно гарантировать персональную ответственность регистратора за выполнение (или невыполнение) норм закона.
Но главная задача закона — максимальное упрощение процедуры регистрации. В этом и состоит так называемый принцип "одного окна". Теперь лицам, желающим зарегистрировать, например, юридическое лицо, не придется бегать по нескольким инстанциям. Все необходимые согласования будут осуществляться через компьютер государственного регистратора.
Кстати, требования к личности государственного регистратора в законе тоже прописаны. Это должен быть человек с высшим образованием уровня магистра или специалиста и стажем работы по специальности на государственной службе не меньше года или в других сферах управления — не меньше трех лет.
И вот именно такой государственный регистратор будет выступать в роли феи, по взмаху волшебной палочки которой юридическое лицо за считанные дни будет заноситься в Единый государственный реестр, получать свидетельство о регистрации, а также оказываться на учете в налоговой службе, Пенсионном фонде, фондах социального страхования и органах статистики. То есть кроме непосредственно регистрации путем занесения в Реестр и выдачи свидетельства государственный регистратор должен будет не позже следующего рабочего дня с момента регистрации передать соответствующим органам уведомление, которое и будет основанием для взятия данного юридического лица (или физического лица-предпринимателя) на учет.
Правда, есть здесь и еще один интересный момент. Именно эту "основу основ" данного документа законодатели почему-то "забыли" вписать в тот раздел закона, где речь идет о физических лицах-предпринимателях. То есть о регистрации таких лиц регистраторы также обязаны уведомлять соответствующие органы, но положения о том, что такое уведомление является основой для взятия физического лица-предпринимателя на учет, там нет. Поэтому может получиться так, что новая система станет системой "одного окна" только для регистрации юридических лиц, а физическим, опять-таки, после регистрации придется отправляться в поход по инстанциям.
Кроме того, и для юридических лиц на данном этапе будут решены не все проблемы. С налоговой, например, придется встречаться так или иначе, поскольку государственная регистрация и внесение в Единый государственный реестр не предусматривают выбора юридическим лицом формы налогообложения.
Но это все, как говорится, "буква закона". А если говорить о "духе", то единственное, что требуется от субъекта регистрации, — это подать государственному регистратору необходимый пакет документов и через два (для физического лица) или три (для юридического) дня прийти и забрать свое законно полученное свидетельство о регистрации. На первый взгляд, все очень просто.
Впрочем, при более глубоком анализе новых правил регистрации можно заметить, что "удобство" для субъектов регистрации может оказаться понятием весьма относительным. Многие киевские предприниматели еще очень хорошо помнят ситуацию, которая сложилась в столице после реформирования административно-территориального устройства города, когда в управлении по вопросам предпринимательства Киевской горадминистрации более двух с половиной месяцев стояли очереди на переучет субъектов предпринимательской деятельности. Помнится, тогда для работы в отделе регистрации привлекались даже студенты, проходившие практику в администрациях разных районов.
Можно себе представить, какие очереди могут образоваться в кабинеты государственных регистраторов, которые сами будут и регистрировать, и перерегистрировать, и оформлять свидетельства, и передавать уведомления государственным органам, а кроме того, еще и оформлять выписки и справки из Единого госреестра, резервировать названия юридических лиц, формировать регистрационные дела и даже обращаться в суд с заявлением об изменении цели предприятия "в установленном законом порядке".
Следует обратить внимание и на то, что в отличие от постановления Кабмина, разрешающего проводить регистрацию в исполкоме города, где находится субъект регистрации, новый закон постановил проводить регистрацию исключительно в исполкомах городов областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации. То есть всем желающим зарегистрировать юридическое лицо в одном из маленьких городов придется теперь ехать как минимум в районный центр, а то и в область. Это положение нового закона вряд поможет существенно облегчить или ускорить процесс регистрации.
Кстати, о сроках регистрации. Как уже отмечалось, по закону она должна проводиться в течение трех дней для юридических лиц и в течение двух дней для физических лиц-предпринимателей. Раньше этот срок составлял 5 дней. Кроме того, на следующий день данные лица уже должны получать свидетельство о регистрации, а еще через день данные о регистрации должны направляться в налоговую службу, Пенсионный фонд, фонды социального страхования и органы статистики. Но что будет с теми регистраторами, которые нарушают упомянутые в законе сроки, пока еще не совсем понятно.
С одной стороны, за это якобы предусмотрена персональная ответственность. С другой стороны, норма о 20-процентной выплате регистрационного сбора субъекту регистрации за каждый просроченный день, имевшая место в постановлении Кабмина, в новом законе отсутствует. Здесь только сказано, что "нарушение сроков выдачи (направления рекомендованным письмом) основателю или уполномоченному им лицу свидетельства о государственной регистрации юридического лица… считается отказом в проведении государственной регистрации и может быть обжаловано в суде". Примерно такая же формулировка имеется в законе и относительно физических лиц-предпринимателей. Интересно, сколько жалоб окажется в районных и областных судах, если все желающие зарегистрироваться действительно бросятся подавать в суд на регистраторов за каждый просроченный день.
Что касается других новшеств, предусмотренных в законе, то это — небольшое увеличение регистрационного сбора до 10 необлагаемых налогом минимумов дохода граждан за регистрацию юридических лиц (170 грн.) и до 2 — для физических лиц-предпринимателей. Ранее эта сумма составляла соответственно 7 и 1,5 необлагаемых налогом минимума. За проведение государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, государственной регистрации изменения имени или местожительства физического лица-предпринимателя будет взиматься плата в размере 30% от платы за проведение регистрации, а за замену свидетельства о государственной регистрации в связи с его потерей или повреждением — всего 1 минимум (17 гривен). Вместе с тем на протяжении 2004-го и 2005 годов при замене старых регистрационных свидетельств на новые свидетельства о государственной регистрации единого образца регистрационный сбор с субъектов предпринимательской деятельности взиматься не будет.
Причем все средства, вырученные за регистрацию, будут оставаться в местных бюджетах (ранее 30% забиралось в государственный). Именно эти деньги должны обеспечивать функционирование новой системы регистрации. Кроме того, на создание системы "одного окна" и Единого государственного реестра в государственном бюджете-2004 было выделено 8 млн. грн.
Изменены в новом законе и требования к составлению учредительных документов. Теперь они должны подаваться исключительно на государственном языке (раньше можно было и на другом, например, русском). Регистрационная карточка же теперь заполняется машинописным текстом, хотя может и от руки, но только печатными буквами.
Еще одним существенным нововведением закона является специализированное печатное средство массовой информации (попросту говоря — специальная газета), которое должен издавать Госкомпредпринимательства (именно он является держателем и администратором Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей). Более того, в законе даже детально прописано, какая именно информация там непременно должна печататься. В частности, к ней относится информация о проведении государственной регистрации, об изменении местонахождения юридического лица, о потере или замене свидетельства о государственной регистрации, о принятии физическим лицом решения относительно прекращения предпринимательской деятельности и т. д.
В перечне документов, необходимых для регистрации, никаких существенных изменений не произошло. Закон разве что более детально выписал некоторые нюансы. Вместе с тем некоторые юристы жалуются, что Закон "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей" "протянул" в себе и многие недостатки действовавшего ранее постановления Кабмина. Например, часто обращают внимание на несоответствие некоторых статей Закону Украины "О нотариате". Например, пункт 5 статьи 8, который требует нотариального удостоверения подписей физических лиц на учредительных документах.
Дело в том, что, согласно украинскому законодательству, учредительный договор имеет характер соглашения, а в соответствии со статьей 78 Закона Украины "О нотариате", нотариус имеет право удостоверять подписи на документах, не имеющих такого характера.
Недовольны юристы также и требованием закона о нотариальном удостоверении самого учредительного договора, поскольку, согласно Гражданскому и Хозяйственному кодексам Украины, вступившим в силу с 1 января этого года, нотариальное удостоверение учредительного договора обязательно лишь в тех случаях, если такой договор регулирует создание акционерного общества, учредителями которого являются физические лица. При этом для остальных видов СПД оно не предусмотрено.
В общем, и в самом законе, и в новой системе регистрации достаточно моментов, которые, как говорится, еще себя покажут. Аналитики сошлись в одном: со вступлением в силу данного закона закончилась дискуссия, которая велась в государстве очень долго — кто же все-таки будет проводить государственную регистрацию и вести государственный реестр. Кроме того, нормы этого закона максимально приближены к требованиям Совета Европы. И работать они уже начали.