Пиар-ошибки Гонтаревой: чего не хватает Нацбанку Украины
Ранее Domik.ua писал о пяти советах Гонтаревой, как спасти гривну .
Глав центробанков критикуют практически всегда и везде – должность у них такая, на которой невозможно понравиться всем. Но на мнение "всех" главным банкирам и не нужно ориентироваться, если они не страдают популизмом. Однако мнение о них в профессиональной и экспертной среде важно. И не только потому, что оно может повлиять на желание парламента/президента уволить главу центробанка. Но и потому, что хотя главный банкир – фигура самостоятельная и независимая (в идеале), однако результаты его работы во многом зависят от того, как решения и политику центробанка понимают и принимают банкиры, другие игроки финансовых рынков и потребители их услуг.
Поэтому центробанк и его руководитель не только должны своевременно принимать правильные решения, но и:
- разъяснять логику своих шагов;
- быть очень осторожными в высказываниях, т.к. их истинность в современных условиях легко проверяется, а обещанное, но не исполненное – не забывается;
- делать публичной информацию о реальном состоянии финансовой системы страны, информировать о своих планах и своем понимании перспектив развития ситуации – без этого участники финансового рынка не могут качественно планировать свою работу.
Читайте также: Нефть и гривна, или Когда доллар будет по 30 грн
Подобная коммуникация особенно важна сейчас для Национального банка Украины (НБУ) и его главы Валерии Гонтаревой.
Если бы были налицо только объективные успехи в их работе, то прорехи и провалы в коммуникации с рынком были бы менее значимыми. Да, успехи есть, но их немного. Да, работать им приходится в объективно очень сложных условиях, не все можно сделать сразу так, как хотелось бы. Так и не нужно усложнять свою задачу сокрытием информации, важной для рынка; попытками выдать желаемое за действительное; запоздалой реакцией (или вообще ее отсутствием) в публичном пространстве на такие значимые события, как падение курса гривни и др. К сожалению, в работе НБУ пока этого хватает.
Для того, чтобы лучше понимать задачи и возможности НБУ и его главы, напомним, что о них говорится в законодательстве.
Точка зрения закона
Согласно закону "О Национальном банке Украины", наш центробанк является особым центральным органом государственного управления, не подчиненным ни одной из ветвей власти. Но он подотчетен президенту и Верховной Раде. С Кабмином же НБУ проводит взаимные консультации по вопросам денежно-кредитной политики, разработки и осуществления общегосударственной программы экономического и социального развития.
Согласно Конституции, основной функцией НБУ является обеспечение стабильности национальной денежной единицы. При выполнении этой функции банк должен исходить из приоритетности достижения и поддержания ценовой стабильности в государстве. Исходя из этих формулировок, руководство НБУ и стало утверждать, что их задача – не удержание/прогноз курса гривни, а управление (таргетирование) инфляцией. В законе говорится, что Национальный банк устанавливает официальный курс гривни, но не указывается, как он это должен делать. Там же определены способы, какими НБУ может регулировать курс.
Основные принципы денежно-кредитной политики в стране и осуществления контроля за ее реализацией разрабатывает совет Национального банка (на основе предложений правления НБУ). Он же осуществляет анализ влияния этой политики на состояние социально-экономического развития страны и разрабатывает предложения о внесении соответствующих изменений в нее, оценивает работу правления НБУ по реализации политики и выполняет еще рад важных функций. Но вот уже около пяти месяцев этого органа в стране нет: полномочия предыдущего состава закончились, а новый Президент и Верховная Рада никак не могут назначить. Поэтому такой важнейший документ, как "Основные направления денежно-кредитной политики в стране" на 2016 г. принят не был.
Читайте также: Что нас ждет в 2016 году по результатам деятельности Гонтаревой?
Правление Нацбанка с использованием монетарных инструментов и других средств банковского регулирования обеспечивает реализацию денежно-кредитной политики и организует выполнение других функций центробанка. Возглавляет этот коллегиальный орган председатель Национального банка. Он назначается и освобождается от должности Верховной Радой только по представлению Президента Украины. Председатель действует от имени Национального банка и представляет его интересы без доверенности в отношениях с органами государственной власти, с банками, финансовыми и кредитными учреждениями, международными организациями и др.
Реалии практики
Таким образом, с точки зрения законодательства, председатель в НБУ в сфере финансов страны является своего рода главой исполнительной власти с широкими полномочиями. А при отсутствии законодательной власти (совета НБУ), формально его работу никто не контролирует и не направляет. Но неформальные методы воздействия на главу НБУ со стороны, например, президентской ветви власти остаются. Злые языки не устают говорить и о наличии у главы Нацбанка личных бизнес-интересов. Это, якобы, и объясняет логику некоторых шагов НБУ.
Президент Украины Петр Порошенко публично обычно поддерживает главу НБУ. Вот и на пресс-конференции по итогам 2015 г. он сказал, что считает удовлетворительной работу Гонтаревой и полностью ею доволен. И добавил, что он не одинок в своем мнении, т.к. глава НБУ номинирована на участие в конкурсе на звание лучшего главы центробанка Европы.
Услышав об этом, СМИ бросились искать такой конкурс, но не нашли ничего похожего. Пресс-служба президента также не помогла им в этих поисках. Но зато был обнаружен рейтинг Central Banker Report Cards 2015, составленный американским журналом Global Finance в октябре прошлого года. Это своего рода табель успеваемости глав центробанка всего мира, в котором им выставлены оценки по четырехбалльной системе (А, В, С, D). В этом списке большинство банкиров имеют А или В, и всего около дюжины – С, в их числе и Гонтарева. Мы не считаем, что вообще следует очень серьезно относиться к подобные рейтингам. Но вопрос не в них, а в том, зачем Президент так неуклюже пытался приукрасить действительность?
Маленькая ложь рождает большое недоверие. Ведь если главу НБУ на самом деле не считают одним из лучших среди коллег, то может и к заявлениям власти о, например, очистке банковской системы, произошедшей в Украине, следует отнестись с сомнением? Тем более, что на прошлой неделе, накануне ежегодного Всемирного экономического форума в Давосе форума был опубликован Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Report), в котором надежность банков Украины оценили самым низким показателем – 140 из 140.
Читайте также: Пять «эпокалипсических» прогнозов на 2016 год
О третьем транше кредита МВФ, который до сих пор не поступил в Украину, глава НБУ еще в сентябре прошлого года уверенно говорила, что он должен поступить в середине ноября. До конца года ждали даже четвертый! На словах наращивали на величину этих траншей объем золотовалютных резервов... Неопределенность с позицией МВФ, отсутствие четких комментариев и прогнозов не могли не повлиять на ситуацию на валютном рынке. Посленовогодний обвал гривни частично объясняется именно этим. На днях Президент и глава НБУ заявили, что третий транш поступит (уже точно!) в феврале. Немного спокойствия на рынок это сообщение сразу привнесло.
В конце сентября прошлого года Гонтарева заявила, что по итогам третьего квартала рост ВВП страны оценивается в 1%, поэтому Украина вышла из рецессии. Но вряд ли стоило говорить о смене тренда по итогам всего одного квартала. Да и не рецессия была в Украине, а обвал, кризис, депрессия. Рецессией в экономике называется относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста. Она является одной из фаз экономического цикла, которая всегда следует за периодом экономического подъема. Рецессия сейчас наблюдается, например, во многих странах ЕС, но не в Украине, где годовое падение ВВП превышает 10%. Психологи бы, наверное, сказали, что этот пример неправильного определения явления позволяет предположить о наличии у говорящего подсознательного желания приукрасить реальное положение дел. А для определения текущей ситуации в Украине хорошо подходит термин "стагфляция", т.е. стагнация в сочетании с инфляцией: экономика в депрессии, производство сокращается, реальные доходы падают, а цены растут и растут.
Много было сказано в СМИ и соцсетях и о слабой реакции НБУ на январское падение гривни. Объяснения причин произошедшего из уст руководителей Нацбанка мало кого убедили. Поэтому и появились подозрения в том, что НБУ прибегает к "контролируемой" девальвации, собирая больше гривни в бюджет. Но если это так, то такая политика очень опасна в условиях итак низкого доверия к гривне и роста у бизнеса девальвационных ожиданий.
И в завершение напомним, что сейчас развивается история, которая может сделать огромную пробоину в репутации главы НБУ. Речь идет о том, что ее сын, якобы, воспользовавшийся инсайдерской информацией о состоянии "Дельта банка", успел забрать из него свой депозит до ввода временной администрации. Сама Гонтарева еще в марте прошлого года сказала в интервью, что ее сын держал в банке 800 тыс. грн, но не забрал их, и Фонд гарантирования вкладов выплатит ему только 200 тыс. грн. Однако позже появилась информация, что вклад он, якобы, забрал таки полностью.
Сейчас Национальное антикоррупционное бюро осуществляет досудебное расследование в уголовном производстве по признакам злоупотребления служебным положением должностными лицами Нацбанка. Причем в НАБУ подчеркивают, что не ведут расследования по отношению персонально к Гонтаревой. Если окажется, что деньги ее сын действительно потерял, то саму главу НБУ с этим можно будет только поздравить. В противном же случае, независимо от того, кто помог ему вовремя забрать вклад, Валерии Гонтаревой придется отвечать за свои слова, произнесенные в интервью.
По аналогии можно вспомнить историю президента США Билла Клинтона, которому импичмент грозил не за вольности в общении с практиканткой Моникой Левински, а за то, что он публично солгал об их отношениях.