Приватизация — такая, как она есть
За двенадцать лет приватизации в Украине было продано все (или почти все), что только можно было продать.
В нынешнем году должна завершиться реализация самых крупных и лакомых кусков индустриального наследия советской власти. Вопрос, что останется на день завтрашний, точнее, на год 2005-й, на первый взгляд, звучит риторически. Но это только на первый взгляд.
Приватизация стала зеркалом отечественной экономики: судя по тому, кто и как покупает, можно определить путь, по которому развивается эта самая экономика. Некоторые специалисты называют его регионально-клановым. Насколько этот "маршрут" соответствует рыночным ценностям и обеспечивает адекватный росту ВВП уровень благосостояния — покажет время. А сегодня, в разгар отпускного сезона, который по странному стечению обстоятельств совпал с пиком приватизационной активности, стоит обозреть прошлое и проанализировать будущее приватизации. Хотя бы для того, чтобы ответить, почему энтузиазм торговцев казенной недвижимостью очень скоро пойдет на спад…
Этапы большого пути
Весной 1992 года Верховная Рада создала нормативную базу приватизации, приняв пакет законов, регулирующих переход госсобственности в частное владение. Полагаю, процесс разгосударствления начиная с 1992 г. уместно разбить на несколько этапов.
В 1992—1994 гг. приватизация госпредприятий в большинстве случаев происходила неконкурентными методами: путем аренды с выкупом или выкупа "силами и средствами" трудового коллектива.
1995—1998 гг. — период массовой приватизации, преимущественно осуществлявшейся за имущественные и компенсационные сертификаты. Ставилась цель привлечения широких слоев населения к приобретению акций больших и средних предприятий и объектов "малой приватизации". Но достигнута она не была, хотя сертификатная приватизация положила начало подготовке к индивидуальным процедурам продажи "больших" предприятий.
С 1999 года в стране начался период денежной приватизации, происходившей преимущественно по индивидуальным процедурам. Фонд госимущества достаточно быстро накопил опыт проведения конкурсов, которые, собственно, и являются ключевым элементом индивидуальной приватизации.
В 2000 году в идущей без видимых сбоев приватизации начались пробуксовки. В первую очередь из-за так называемой "теневой приватизации", включающей схему банкротства объекта с дальнейшим его приобретением за бесценок. Казна начала получать "смешные деньги" за стратегические объекты. Кроме того, по мнению большинства экспертов, не оправдались надежды на зарубежного инвестора. Пилотная приватизация шести облэнерго разочаровала невысокими ценами, по которым они были проданы. Наконец, именно с 2000 года стартовали и беспрецедентные судебные марафоны, где оспаривались права собственности государства и частников, причем последние, имея возможность пользоваться услугами высокопрофессиональных юристов, нередко теснили ФГИУ на край правового поля.
Нельзя не отметить также, что на рубеже веков завершился важнейший этап прихода большого российского капитала в украинскую экономику. Основным его итогом стал контроль за большинством нефтеперегонных заводов страны, Николаевским глиноземным заводом и рядом менее заметных объектов. После 2001 года в приватизации начался застой, который достиг своего апогея в 2002—2003 гг. и был связан как с многочисленными злоупотреблениями, так и с рецессией мировой экономики. Причин, почему украинская экономика (между прочим, начавшая расти с 2001 года) не стала полноценной альтернативой для уходящих с развитых рынков капиталов, много. Это и высокий уровень коррупции среди отечественных чиновников, и невыполнение государством обязательств по отношению к иностранному инвестору (пресловутый скандал с энерготарифами, обеспечивающими 17-процентную рентабельность приватизированных облэнерго), и отсутствие реальных экономических реформ. А приостановление кредитования со стороны МВФ и Всемирного банка, отчасти ставшее следствием замороженной приватизации в энергосфере, небезосновательно укрепило опасения инвесторов-нерезидентов по части украинских рисков. Это обстоятельство также можно считать знаковым для понимания последующих приватизационных мероприятий в 2004 году.
В 2003 году был заложен своеобразный фундамент "быстрой" приватизации сырьевой части горно-металлургического комплекса страны. Кроме того, 2003-й можно считать пиковым по количеству и масштабу судебных разбирательств. Нельзя не вспомнить историю со скандальной приватизацией Никопольского ферросплавного завода. Или шлейф процессов, связанных с продажей 34,75% акций СевГОК за 89 млн. грн. "Укрсиббанку" (тогда в судах находилось 8 исков от недовольных, начиная от Генпрокуратуры, представлявшей интересы Кабмина, и заканчивая частным лицом Леоновым). Пример СевГОК наиболее исчерпывающе характеризует остроту противостояния между главными группами-претендентами на наиболее "интересные" объекты ГМК ("Дзержинка", "Петровка", ГОК…)
В 2004 году страсти улеглись. Злые языки сравнивают начавшееся перемирие с подготовкой к эвакуации с тонущего судна малосимпатичных серых и хвостатых обитателей. Другими словами — связывают отложенные приватизационные "разборки" между крупнейшими финансово-промышленными группами с предстоящими президентскими выборами и неизбежной ревизией результатов смены собственности в зависимости от победы того или иного кандидата.
Подоплека текущего момента
К середине июля 2004 года от приватизации в казну поступило более 7 млрд. грн. По итогам I полугодия поступления составили 518,6% (!) запланированного уровня доходов на этот период.
Крупнейшие продажи нынешнего года: "Криворожсталь" — 4,26 млрд. грн. (занятно, что, забыв об изнурительных судах в 2003 году, "Интерпайп" и ИСД "на паях" стали совладельцами "жемчужины" ГМК) и "Павлоградуголь" — 1,4 млрд. грн.
Приватизация "Укррудпрома" окончательно не завершена, но ее исход предопределен: сырьевой гигант наверняка поделят между собой компании из группы "Приват" и из созвездия System Capital Management (SCM), перечислив в бюджет за госпакеты в четырех ГОК из состава "Укррудпрома" (Южного, Ингулецкого, Центрального и "Сухая Балка") 494,7 млн. грн.
Кстати, за последние два месяца SCM израсходовал весьма значительную сумму на покупку металлургических госактивов. Так, "Криворожсталь" обошлась "донецким" в 4,26 млрд. грн., "Павлоградуголь" был приобретен Авдеевским коксохимом за 1,4 млрд. грн., а за контрольные пакеты СевГОК и ЦГОК в сумме будет заплачено порядка 313 млн. грн. Зимой текущего года SCM обрел контроль над генерирующей компанией "Востокэнерго", а в апреле была куплена компания "Артаник", владевшая тогда 37,6% акций СевГОК. Следовательно, официальные приватизационные расходы SCM составили $1,1 млрд. Последнее заставило новых владельцев наиболее привлекательной украинской госсобственности залезть в долги: "Азовсталь" выходит на внешние рынки за кредитом на $100 млн., а "Метален" выпустит облигации на 200 млн. грн.
Среди запланированных к продаже Фондом госимущества — "Укртелеком" и Припортовый завод в Одессе, за которые государство может выручить не менее $600—650 млн. "Изюминка" приватизации-2004 — "Укртелеком" — в несколько сложном положении, контуры которого намеревалась в ближайшее время определить правительственная комиссия под председательством первого вице-премьера Николая Азарова. Оспаривание законности прошлогодней продажи госдоли в UМС российской компании МТС чревата негативными последствиями. По мнению Михаила Чечетова, возврат UМС в собственность "Укртелекома" "практически невозможен, и на приватизацию он будет выставляться без UМС".
А вот с реализацией Одесского припортового завода специалисты Фонда предлагают повременить. Оптимальным вариантом, по словам Михаила Чечетова, был бы перенос конкурса на осень: "Мы считаем, что на сегодняшний день не совсем экономически целесообразно выставлять на продажу Одесский припортовый завод: цены может не быть". Т. е. глава ФГИУ предвидит демпинг в результате спешки, поскольку после состоявшихся недавно масштабных продаж внутренний инвестор вряд ли сможет накопить достаточную сумму для покупки химического гиганта.
Глава ФГИУ в своих комментариях невольно засветил суть приватизации-2004: продажа стратегических объектов проводится исключительно среди своих, внутренних, инвесторов. И пояснил это тем, что "иностранные инвесторы до президентских выборов вообще могут не прийти, напуганные к тому же популистскими заявлениями отдельных политиков о запуске механизма конвейерной реприватизации". А продавать-то надо.
Есть у данной монеты и "темная" сторона — все вышеперечисленные лакомые объекты госсобственности перешли в руки бизнеса, "аффилированного" с парламентским большинством. Отсечение оппозиции от приватизационных конкурсов сейчас может привести к приватизационному переделу в недалеком будущем, что и пугает иностранных инвесторов. Полагаю, необходимо указать еще на один "нюанс" сегодняшней приватизационной оперативности. Дело в том, что вырученные от реализации госсобственности деньги напрямую идут в казну, которая в предвыборное время требует изрядных поступлений для социальных выплат. В общем, политическая подоплека ударных темпов приватизации в текущем году несомненна.
Перспективы завтрашнего дня
Среди наиболее крупных продаж, планируемых ФГИУ в 2005 году, Чечетов называет приватизацию госпакетов Одесского припортового завода и "Укртатнефти". На будущий год закладывается сравнительно небольшая выручка от реализации государственного секонд-хэнда — 2 млрд. грн. 80—90% суммы, запланированной в бюджет-2005, может дать одна большая продажа госпакета акций Кременчугского НПЗ "Укртатнефть" (43,054% уставного фонда). Его номинальная стоимость составляет около $150 млн.
По мнению главы ФГИУ, от других объектов, которые выставляются в будущем году на приватизацию, большой отдачи для бюджета не будет, крупные объекты в Украине уже практически исчерпались. Остался в основном нефтегазовый комплекс, то есть то, что нельзя приватизировать, поскольку эти предприятия составляют основу национальной экономической безопасности государства.
Однако не все так просто. Месяц назад, 22 июня, Чечетов предложил значительно сократить список предприятий, которые не подлежат приватизации. Напомним, на сегодняшний день в списке числятся 1050 объектов. По мнению Михаила Васильевича, этот список можно было бы сократить на две трети. "Продажа еще 600 предприятий была бы эффективной", — подчеркнул он.
С мнением Михаила Чечетова солидарен и первый вице-премьер-министр, министр финансов Николай Азаров, считающий, что в 2005 году уже не стоит рассчитывать на значительные поступления средств в госбюджет Украины от приватизации, и предполагающий, что поступления в казну будут нарастать за счет фискальных доходов — вследствие детенизации и наведения порядка в администрировании НДС. Кстати, по словам Азарова, предусмотрено реальное увеличение доходной части бюджета 2005 года до 5 млрд. грн.
Более отдаленная приватизационная перспектива понятна из внимательного знакомства с ежегодным посланием Президента Леонида Кучмы Верховной Раде. Согласно ему, задача состоит в том, чтобы до конца 2005 года продать все пакеты акций в размере не менее 50%+1 акция, а до 2008 года завершить процесс приватизации "как широкомасштабного социально-экономического процесса переходного этапа развития украинской экономики" в целом. То есть речь идет об уменьшении удельного веса госсектора до 8—10%, что будет содействовать более интенсивному притоку капитала в экономику Украины и ее росту. Разумеется, если смена собственности в оставшееся до определенного Президентом срока время будет происходить взвешенно и без сегодняшней предвыборной суеты.
комментарии:
C 1992 года в руки частных собственников перешло более 50 000 объектов промышленности, торговли и общепита. Нашли своих покупателей свыше 1300 объектов незавершенного строительства. В ходе массовой приватизации почти 11 000 больших и средних предприятий были превращены в акционерные общества.