Шанс для иностранного инвестора
Украинский строительный рынок ныне кардинально трансформируется. Основные его тенденции: увеличение емкости и повышенный интерес иностранных инвесторов к стройбизнесу в Украине. Бизнесмены отмечают, что цивилизованные формы торговли отвоевывают все большую долю строительного рынка. Игроки рынка проводят аналогию с торговлей продовольственными товарами, которая по уровню развития опередила строительный ритейл на 2-3 года.
Объемы и емкость рынка
Большинство трейдеров рынка стройматериалов на данный момент не берутся называть его объем. Но практически все отмечают рост оборотов на 20-40% в год. А некоторые торговцы декларируют, что их объемы продаж растут в 2-2,5 раза. Некоторые эксперты оценивают, что в 2004 г. в Киеве потребность всего строительного комплекса в стройматериалах составила около 3 млрд. долл. На торговлю припадет около 300-320 млн. долл. (это то, что реализуется через торговые предприятия строителям и частным лицам). По словам зам. директора ЗАО "Новая линия" Константина Киселя, в прошлом году объем продаж на столичном рынке торговли стройматериалами составил 180 млн. долл. По официальной статистике, Киев обеспечивает около 10% всех продаж в Украине. В реальности же доля продаж стройматериалов в Киеве, скорее всего, выше. И составляет не менее 20%. При этом, потенциал рынка очень высок. К примеру, сейчас в Украине потребляется 6-7 кг сухих строительных смесей на человека в год, тогда как в Польше - 100 кг.
"Емкость строительного рынка велика. Сейчас наблюдается передел рынка по структуре продаж: постепенное вытеснение мелких операторов магазины и магазинчики) и открытых рынков. Происходит четкое сегментирование торговли: DIY (общестроительные супермаркеты) и рrofessional (работа по принципу business to business - В2В; целевая аудитория - средние и малые строительные организации). Помимо этого мы наблюдаем стремительное укрупнение операторов рынка - и это объективно. Рынок строительства сейчас направлен, прежде всего, на развитие региональной сети и, соответственно, увеличение порога вхождения новых операторов в данный сегмент", - отмечает гендиректор сети строительных складов-магазинов "БудМакс" Сергей Клименко.
Кроме того, по оценкам экспертов, потребность киевского рынка в современных торговых точках пока не удовлетворена и на половину. Не говоря уже о региональных городах, где крупноформатные строительные магазины только появляются. Торговля стройматериалами в Украине (в силу специфики самого товара и неразвитости рынка) выглядит очень разнородно и хаотично. Каналы сбыта и торговые форматы еще постоянно видоизменяются, ритейлоры ищут свои ниши, определяются с целевой аудиторией и направлениями развития.
"Если ранее торговцы стройматериалами задумывались над тем, где достать участок под строительство торгового объекта, то сейчас усилия операторов сосредоточены на том, как и для кого им работать. Тем не менее, за последние два-три года уже начала вырисовываться картина будущей украинской строительной розницы. Правда, опять же в силу специфики рынка, далеко не все компании позиционируют себя в качестве розничных торговцев. Например, у так называемых складов-магазинов доля оптовых продаж составляет 20-30%", - утверждает гендиректор компании "Украинская торговая гильдия" Вадим Непоседов.
А по словам руководителей ЗАО "Холдинговая компания (сеть складов-магазинов под ТМ "Будівельні рішення"): "Такие показатели, как оборот с 1 кв. м торговой площади мы не рассчитываем, так как это скорее относится к классической рознице".
Но, поскольку речь идет о продаже строительных и отделочных материалов, а склады-магазины также участвуют в дележе общего пирога, их целесообразно включать в общий рейтинг торговцев стройматериалами. Правда, как и в случае с торговцами продовольствием, бытовой техникой и электроникой, стройрозница также не отличается особой открытостью при обнародовании своих данных.
Иностранный капитал в Украину
Еще одной характерной особенностью рынка является интерес к нему со стороны заграничных инвесторов. Пока в эту сферу вкладывают деньги инвестиционные фонды, банки и т.п. Например, некоторые украинские операторы сумели в прошлом году привлечь в развитие бизнеса от 7 до 20 млн. долл. у иностранных заемщиков. Иностранцы же сейчас только присматриваются к украинскому рынку. Поэтому, по мнению операторов, в ближайший год картина стройрозницы в Украине будет состоять в основном из уже знакомых имен. Они планируют увеличивать свои обороты на 30-40% в год. Учитывая общий рост строительного комплекса в Украине, их планы выглядят куда более чем реальными.
Кроме того, политическая ситуация в стране способствует входу на украинский рынок мировых компаний. По мнению специалистов, если транснациональные компании таки выйдут на киевский розничный рынок, действующим операторам придется потесниться на рынке. Сейчас спрогнозировать время прихода иностранцев, в частности, на киевский рынок сложно. Хотя, немецкая компания "Баухаус АГ" уже встречалась с представителями КГГА и обсуждала возможность выделения участка и инвестирования в строительство своего магазина 15 млн. евро. Кроме того, операторы называют следующие компании, приход которых возможен в ближайшее время: OBI, Leroy Merlin и Kastorama. Сеть OBI, работающая по франчайзиноговой системе, сейчас активно ведет переговоры с несколькими украинскими ритейлорами.
По прогнозам специалистов, объемы продаж в розницу до 2006 года увеличатся примерно на 30%. Эксперты также не исключают того, что транснациональные компании начнут внедряться в украинский рынок строительства уже в нынешнем году, но значительные потоки инвестиций начнут поступать не раньше января будущего года.
Ярослава Карпенко