Супермиссия: почему курс гривны после выборов не изменится
Domik.ua уже писал о тенденциях курса доллара в Украине и прогнозах экспертов по поводу финансовой стабильности нашей страны.
В «Forbes» в колонке Тамаша Хак-Ковача, председателя правления ОТП Банка, говорится о факторах, которые повлияют на обменный курс в следующем году.
Недавно у меня была возможность встретиться с представителями «Кредитного Майдана», которые утверждали, что после выборов обменный курс доллара взлетит до 50 гривен. Несмотря на то, что я редко слышу логическое объяснение таким предсказаниям, могу предположить, что сейчас подобные утверждения и установки – не редкость. Это подвигло меня попробовать силы в невозможной попытке спрогнозировать обменный курс на основании более резонных факторов.
В этом году я сделал два публичных прогноза. Недавно пришел к выводу, что на соглашение реструктурировать госдолг со «стрижкой» 40% потребуются два года и предварительный формальный дефолт. Вместо этого украинское правительство пошло путем намного более быстрого соглашения с международными кредиторами.
Читайте также: Гонтарева назвала устраивающий НБУ курс доллара
Начну с самой сложной задачи нашего времени, которая не удавалась никому со времен начала холодной войны – предугадать намерения Кремля. В этом есть необходимость по причине значительного влияния военных действий на украинскую экономику.
Если говорить в общем, то я вижу четыре возможных варианта развития конфликта на Донбассе в краткосрочной перспективе:
1. Военное разрешение.
2. Замороженный конфликт (без решения, но и без насилия).
3. Мирные договоренности по Минской программе.
4. Ситуация без изменений.
У моих предположений две стороны. С одной, как мне кажется, причиной конфликта послужила потребность России иметь буферную зону между собой и НАТО. С другой стороны, в этом случае цель РФ – институализировать свое влияние в Украине в новом конституционном поле с тем, чтобы удерживать ее вне НАТО.
1. Исходя из прогнозов развития военных действий американской разведывательно-аналитической компании Stratfor, я считаю очень низкой вероятность военного разрешения конфликта по причине его высокой стоимости с точки зрения человеческих ресурсов, необходимых для защиты оккупированной территории, со всеми политическими последствиями. Коротко говоря: затраты на военную эскалацию конфликта превышают выгоды от него.
2. Второй вариант – замороженный конфликт, на мой взгляд, также маловероятен в краткосрочной перспективе, поскольку в результате него территория, подконтрольная боевикам, будет отсоединена от остальной Украины. А такое отсоединение сделает российскую цель недостижимой, что будет равнозначно поражению РФ.
3. Третий вариант (мирные договоренности), хотя о нем все время твердят все стороны, тоже представляет малую вероятность реализации в ближайшее время, учитывая все нюансы внутренней политики.
4. Поскольку мы исключили все остальные варианты развития событий, приходим к выводу, что в обозримом будущем все, предположительно, останется как есть.
Такой сценарий, в свою очередь, приводит к двум последствиям для украинской экономики:
1. Экономическая среда будет относительно стабильной, но с элементом значительной неопределенности в долгосрочной перспективе.
2. Эта неопределенность задержит инвестиционный бум и будет оставаться препятствием для быстрого экономического восстановления страны.
Если сопоставить политическую стабильность с выводом о том, что, как показывают ежемесячные и ежеквартальные данные по основным макроэкономическим показателям, дно, по всей видимости, было пройдено во втором квартале (см. графики). Трудно себе представить, что могло бы заставить Национальный банк отказаться от регулирования капитала в том формате, как он делает это сейчас.
Читайте также: Скупаем доллар: стало известно когда гривна начнет падать
У этой политики регулирования есть своя цена, которую платят все экономические игроки. Но опыт общения с клиентами моей организации показывает, что компании в принципе научились жить в такой системе и справляться с этой ценой. Кроме того, МВФ послужит дополнительным сдерживающим фактором для любых опрометчивых действий, чтобы сохранить результаты этой макроэкономической стабилизации.
При таких условиях (относительной политической и экономической стабильности, с одной стороны, и осторожно-бдительным МВФ – с другой), НБУ, по всей видимости, будет и дальше удерживать за собой власть в регулировании спроса и предложения валюты. Со всеми данными ему полномочиями у Нацбанка нет никаких причин ослаблять обменный курс.
Учитывая все изложенное выше, постараюсь сформулировать свое предсказание четко, но осторожно: в следующие 9–12 месяцев обменный курс скорее всего останется в текущем диапазоне 21–23 грн/$ с незначительным потенциалом снижения и приемлемым риском роста.
Комментарии посетителей