Украинцы набрали кредитов на дома и квартиры (более 80 млрд. грн.), автомобили, бытовую технику и прочие атрибуты хорошей и счастливой жизни.
Бум невозвратов рано или поздно должен был случиться, обвал гривни и общий мировой финансовый кризис лишь приблизили его. Вместе с коллекторами, специалистами по просроченным кредитам, корреспондент ходил выбивать долги…
В самом центре Киева мерзнет мужчина лет 45 в форме. Он нервно крутит рацию в руках. Это сотрудник госохраны, задолжавший банку 4 тыс. грн. – полгода назад взял кредит «за пять минут» на ремонт, но тут ребенок заболел, жена без работы, отдавать не с чего.
Но жалеть его – не наша работа. Наше дело – напомнить о долге и попросить мужчину заплатить.
Сергей и Станислав – бывшие правоохранители, а с недавних пор харды в столичном отделении Европейского агентства по возврату долгов. На сленге хард означает коллектора, который устраивает личные встречи с должниками – не менее пяти в день. Напарники работают на результат: чем больше народу уговорил вернуть долг, тем больше заработают – примерно 1% от возвращенной суммы, а ставки у коллекторов не так и высоки – в среднем $450–700.
Добрый и злой
Выглядят они как классическая парочка добрый – злой полицейский. Станислав небольшого роста, говорит тихо, доброжелательно. Сергей высокий, представительного вида, с печаткой на мизинце и серьезным взглядом, немногословен, улыбается редко.
«А ведь я еще недавно ходил в похожей форме. Только звезды на погонах побольше были», – размышляет бывший миллиционер Станислав. «Зарплата когда? Вот получайте и платите, – любезно начинает он разговор с должником. – Вы должны еще 4 тыс. грн. Пени и штрафов нет». На этой фразе тот буквально расцветает на глазах. «Слава те господи, я уж подумал, что там штрафы, санкции, суды… Я вам признаюсь: вы, когда звоните, словно серпом по одному месту, извиняюсь. Но я уплачу, ребята, не волнуйтесь. Одолжу, перебьюсь, но долг погашу», – обещает он.
Имидж вышибал с битами – на руку
«НЛП, гипноз, бита? Как вы уговариваете людей платить?» – интересуюсь я. «Пониманием и уговорами, – поясняет Станислав. – Наше дело – не испугать, а помочь должнику: напомнить, отсрочить дату погашения, предупредить судебные разбирательства».
Сергей Святына, директор коллекторской компании «Авеста-Украина» шутит: воспоминания о вышибалах с бейсбольными битами – на руку коллекторам. «У должника срабатывает стереотип: раз к нему пришли, лучше отдать деньги, а то вдруг хуже будет», – делится Святына.
Коллекторов работа не угнетает, но и радости не приносит. «С разными людьми встречаемся. Раз благодарили. Мужчина задолжал банку 20 тыс. грн., забыл, что брал кредит – говорит, что-то беспокоило, но что конкретно, не помнил», – смеется Станислав. «А однажды дверь открыл уголовник в трусах, крепкий, с наколками по всему телу. Он и слушать не стал – перешел на маты, угрозы. До того договорился, что это мы ему должны, – вспоминает Сережа. – Самое ходовое оправдание нынче – финансовый кризис. Приходишь к должнику, а он сходу говорит, что кризис в стране, денег нет, до свидания».
Самые рискованные – кредиты на телевизоры
По статистике Евроагентства, 10–15% всех заемщиков с самого начала не собираются возвращать кредит. «Четверть должников – это те, кто элементарно забывает вовремя уплатить, – поясняет Александр Ильчук, генеральный директор агентства. – К сожалению, растет число неблагонадежных заемщиков, не платят даже по самому надежному сектору кредитования – ипотеке. Лидируют по невыплатам, как всегда,