В России могут возродить контроль за крупными расходами граждан
Потребительский бум, который наблюдается последние два-три года на рынке электротехники, автомобилей и отчасти жилья, в скором времени может быть искусственно свернут. Госдума намерена расширить перечень организаций, обязанных выдавать органам финразведки информацию о своих клиентах.
Потребительский бум, который наблюдается последние два-три года на рынке электротехники, автомобилей и отчасти жилья, в скором времени может быть искусственно свернут. Госдума намерена расширить перечень организаций, обязанных выдавать органам финразведки информацию о своих клиентах.
Сообщать о подозрительных сделках будут не только банки, как до сих пор, но и риэлторские фирмы, частные бухгалтеры, страховые, трастовые и лизинговые компании, казино, игровые центры, продавцы драгоценных камней, адвокатские бюро, частнопрактикующие адвокаты и нотариусы.
Напомним, что почти год назад, в июле 2003 года, российские власти отказались от налогового контроля за крупными расходами граждан. Отмененная тогда статья Налогового кодекса «при жизни» фактически не работала, но сам факт ее пересмотра должен был свидетельствовать о «либерализации» законодательства. По официальной версии, идея приостановить либерализацию и усилить финконтроль за расходами граждан принадлежит Комитету по финансовому мониторингу (КФМ). Финансовая разведка «продвигает» законопроект через «Единую Россию» «для облегчения прохождения» поправок. Но, как утверждает источник в Федеральной службе финансового мониторинга (в которую преобразуется КФМ), указание не расслабляться в связи с исключением России из черного списка государств, не противодействующих отмыванию "грязных" доходов, комитет получил «сверху» - дескать, как исключили, так снова могут и включить. Так что борьбу с отмыванием велено «расширить и углубить». Этим же негласным указанием "сверху", видимо, было вызвано и недавнее заявление главы КФМ Виктора Зубкова о намечающемся «банкопаде» и планируемой расчистке банковского сектора.
Задача «подчистить» вместе с банками кошельки некоторых граждан России, как уверяют непосредственные разработчики законопроекта, пока не ставится. По словам главы банковского комитета Госдумы единоросса Владислава Резника, от имени которого вносятся поправки, документ "направлен на борьбу с терроризмом, но не с предпринимателями". Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, адвокатам, нотариусам, страховщикам, риэлторам и владельцам казино необходимо будет уведомлять уполномоченный орган «при наличии у них оснований полагать, что соответствующие сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».
Как говорят в финансовой разведке, первыми кандидатами на проверки должны стать игроки казино; при желании через игорные заведения действительно можно отмывать большие суммы денег. Однако поймать за руку игрока и доказать, что он вчера под видом выигрыша унес 5 млн руб., очень трудно, если того страстно не пожелает сам владелец игорного заведения. На практике же первыми жертвами усиления контроля за расходами могут стать самые безобидные покупатели квартир. Сделка с недвижимостью, по новым правилам, будет подлежать обязательному контролю, если в договоре будет фигурировать сумма 3 млн руб. (100 тыс. долл.). Для Москвы это цифра отнюдь не запредельная, операции с квартирами на такие суммы доступны уже так называемому среднему классу. Фактически под подозрение автоматически подпадает каждый москвич, который продает не самую плохую квартиру не в самом спальном районе и перебирается в не самую хорошую квартиру внутри Садового кольца.
Отследить такого гражданина должны будут сразу в двух инстанциях -- на этапе подбора варианта в риэлторской конторе и на стадии подписания договора у нотариуса. Причем если ни риэлтор, ни нотариус скорее всего не будут «стучать» на клиента (поскольку это противоречит их финансовым интересам), то сделает это регистрационная палата, чиновники которой по долгу службы переправят данные о крупной сделке в «уполномоченный орган».
На руках у россиян между тем, по разным подсчетам, от 20 до 40 млрд долл. наличными. И внесенные в Думу поправки к закону «О борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем» -- лишь первый шаг к контролю за потреблением. По словам вице-спикера Госдумы Георгия Бооса, в законе необходимо решить вопрос о предыдущих накоплениях и каким-то образом их легализовать. Иначе, пояснил он, у человека всегда останется возможность сказать, что деньги были накоплены раньше. Вторым условием для принятия поправок единороссы ставят введение критерия крупной сделки так, чтобы контроль был полным, а не выборочным, и введение механизма контроля за соответствием расходов и доходов, если они не совпадают.
Если все задуманные финразведкой поправки будут приняты, для того, чтобы потратить свою «заначку» и не быть привлеченным к ответственности, ее придется сперва показать и задекларировать, а значит, попасть в некую базу данных службы финансового мониторинга. Как уверяют в Минфине, между финразведкой и налоговиками нет соглашения об обмене информацией, и попадание в базу данных ФСФМ требованием заплатить налоги не грозит. Но как говорит эксперт рабочей группы, созданной при ФСФМ для разработки проекта концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов Александр Васильев, служба занимается будничным и методичным сбором и анализом финансовой информации, после чего передает заслуживающие внимания материалы в правоохранительные органы, которые и должны на них реагировать.
Где и как будет использована эта информация -- остается только гадать.