За что сильнее всего переплатят украинцы в 2017 году
Ранее портал Domik.ua рассказывал, сколько газа использовали украинцы в 2016 году .
В проекте меморандума, который Украина готовится подписать с МВФ, предусмотрена привязка стоимости газа для населения к ценам на импортируемое топливо. Текущую цену в 6879 грн. за тыс. куб. м зафиксировали, когда НАК покупал газ по $190, - пишет UBR.ua . Сейчас он платит около $230-240. С учетом транспортировки и текущего курса гривны украинцам выставят цену в районе 9 тыс. грн./тыс. куб. м. Столько же платят промышленные потребители.
Газовый шлейф
С одной стороны, подорожание газа для населения вполне ожидаемо.
«Давно уже говорилось о том, что будет единая цена на газ. Но промышленность платит 9-10 тыс. грн. с учетом импортной цены. Население пока платит меньше. Есть риск, что нынешнюю цену зафиксируют надолго. Потом опять получим ценовой дисбаланс и финансовую дыру в НАКе. И МВФ требует, чтобы тариф пересматривался ежеквартально. Если у нас предусмотрен импортный паритет, то почему цена стоит на одном уровне», — заметил экономист Андрей Блинов.
Премьер пообещал не допустить роста цен для населения. Но проблема никуда не денется. Чтобы отложить пересмотр тарифов, надо получить согласие МВФ, на чьи $5 млрд. в 2017 году рассчитывает власть. Если Фонд пойдет на принцип, удорожание однозначно произойдет. Вопрос только во времени. Как предположили в «Нафтогазе», непопулярные решения могут перенести на октябрь.
Подорожание газа на 40% простимулирует инфляцию, которая по итогам года окажется минимум на 1-3% выше запланированной.
«Рост может быть и больше, смотря какой окажется цепная реакция», — сказал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Что толкает цены вверх
Впрочем, новые цены на газ рискуют лишь ухудшить и без того непростую ситуацию. В январе инфляция уже ускорилась до 1,1% против 0,8% за аналогичный период 2016 г.
После бюджетных выплат в конце прошлого года, возврата бизнесу долгов по НДС, наполнения ликвидностью Приватбанка, из которого стали забирать депозиты после национализации, произошла девальвация и выросли цены.
НБУ даже пересмотрел свой первоначальный инфляционный прогноз, повысив его с 8 до 9,1%.
«В показатель кроме ж/д перевозок, света и телекома ничего больше не закладывали. Никакого пересмотра цены газа», — уточнил Блинов.
В феврале ситуация не улучшится. Эксперты уже прогнозируют инфляцию за месяц в 1,1%, в то время как год тому за этот период фиксировали снижение цен и дефляция в 0,4%.
Читайте также: В Украине ввели чрезвычайное положение в сфере энергетики: чего ожидать потребителям
По мнению старшего аналитика ГК Forex Club Андрея Шевчишина, инфляцию и дальше будут толкать повышение регулируемых тарифов и акцизов, стоимости логистики, а также пересмотр цен на продукты питания из-за девальвационных рисков.
По его расчетам, топливо, транспортные услуги и логистика дадут в индекс потребительских цен в текущем месяце около 0,2-0,3%, еще 0,6-0,7% приплюсуют дорожающие продукты питания, алкоголь и табак, 0,1-0,2% — повышение коммунальных тарифов.
«Девальвация заставила компании пересмотреть бюджетные ориентиры по валютным курсам. Теперь они закладывают более высокое значение, что провоцирует повышение отпускных цен. Маловероятно, что предприятия снизят свои курсовые ориентиры, по крайней мере в ближайшее время. Те же импортеры не спешат их понижать даже после стабилизации рынка. Реализовав старые запасы, они, скорее всего, перепишут ценники с учетом курса 28,5-30 грн. за доллар, чтобы компенсировать будущие валютные риски», — отмечает Андрей Шевчишин.
Напряжение на рынке может затянуться до середины весны. И только тогда, если курс стабилизируется, бизнес начнет понемногу приходить в себя.
Но на март уже запланировано очередное повышение тарифов для людей на электроэнергию — до 1,66 грн. за кВт. Первоначально планировалось, что это будет единственное в этом году подорожание света.
Но, после появления в проекте меморандума с МВФ обязательства об изменении цены на газ, уверенность в стабильности остальных тарифов уже не осталось.
«Непонятно, это уже «рыночно обоснованный тариф» или нас опять ждет поиск ценовых компромиссов. Скажем, выяснится, что после удорожании газа, электроэнергия уже должна стоить 2 грн. за кВт.», — отметил Андрей Блинов.
Риск ускорения инфляции зависит и от того, как Кабмин будет сдерживать аппетиты монополистов.
«Тарифы хотят поднимать многие — от мобильных операторов и телекома, до «Нафтогаза» и «Укрзализныци», — констатировал Блинов.
В течении года на потребительские ценники будет давить также ситуация с отпускными ценами от производителей, рост которых уже достигает 36%, тогда как год тому был 24,5%.
До рядовых украинцев эта динамика докатится максимум за 6 месяцев, в зависимости от циклов того или иного производства.
Мировые пять копеек
Сохранит влияние на инфляцию и подорожание топлива, которое, как считают экономисты, еще не полностью заложено в цены на товары и услуги.
Стоит отметить, что рост мировых цен на нефть называют одним из глобальных рисков для нашей инфляции. И пока черное золото не пошло вверх, но замедление темпов экономики Китая и рост добычи в США, которую пообещал президент Трамп, могут все изменить.
«Если ожидания по Китаю и Трампу подтвердятся, то есть надежда, что существенного нефтяного влияния не будет», — отметил экономист Александр Жолудь.
Украинские цены могут отреагировать и на последние тренды мировой торговли. Протекционистская политика США и проблемы Еврозоны ограничат наши импортно-экспортные операции и повысят внутренний профицит товаров, который начнет давить на цены.
Но может быть и наоборот. В последние месяцы в Украине, несмотря на переизбыток, постоянно дорожает сахар. Только за январь ценники прибавили 5,5%. Причина — увеличение экспорта.
«Вывезли в 4 раза больше обычного — 500 тыс. тонн, потому что открыли каналы в Индию и Шри-Ланку. Когда есть возможность продажи товаров на другие рынки, то внутренняя цена начинает расти, приближаясь к ценам поставок за рубеж. Производитель везде ищет выгоду», — заверил Андрей Блинов.
Денежный вопрос
А вот больших монетарных рисков экономисты пока не видят. Они ждут от НБУ продолжения жесткой денежной политики для удержания курса гривны и цен.
Но декларирование Нацбанком запуска кредитования считают преждевременным. Для него нужны объекты инвестирования и доверительные отношения между банками и заемщиками, чего пока нет.
К тому же сам НБУ не готов к удешевлению ресурса для активизации выдачи кредитов. Экономисты уверены, что даже учетную ставку, которая может повлиять на стоимость денег, не будут менять ни в первом квартале, ни в первом полугодии 2017 года. И эмиссии средств для государственных банков реальный сектор не увидит.
«Необходимости в эмиссии нет. В конце 2016 г. сделали — хватит. А то что заявили о докапитализации, так им помогут опять закрыть рефинансирование перед НБУ. По последним данным, объем рефинансирования уменьшился на 28 млрд. грн. Среди тех, кто погашал — Ощадбанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк. Деньги просто ходят по кругу. Да и сама Гонтарева говорила, что финансировать банки под кредитование не будет», — подчеркнул Александр Охрименко.
Читайте также: Как начисляется субсидия на газ для отопления в 2017 году: методика расчета
Монетарным риском, способным оказать влияние на цены, эксперты называют Приватбанк, в котором до сих пор не оставлен отток валютных депозитов. Если он не прекратится, руководство банка попросит регулятора монетизировать очередную партию ОВГЗ.
«Заявления о выпуске ОВГЗ на 100 млрд. грн. влияют только на ожидания. Для инфляции важен момент монетизации. Вот когда они скажут, дайте денег — тогда возникает давление. Деньги пойдут на рынок через депозиты», — отметил Андрей Блинов.
В 2017 году ожидается банкротство еще 10-15 банков. Крупных структур среди них не будет — только учреждения из группы средних или малых. Но какие-то объемы средств через Фонд гарантирования вкладов физлиц на рынок выйдут. Не даром под Новый год Кабмин предоставил ФГВФЛ кредит почти на 8 млрд. грн.
От того, как население воспримет очередную волну банкротств, будет зависеть его желание выносить деньги из банков или наоборот, класть сбережения на депозит.
«Если деньги окажутся на руках — в валюте или гривне, то часть их, вероятнее всего, пойдет на товарный и продуктовый рынки», — подчеркнул Александр Жолудь.
Комментарии посетителей