АН Дорохаус: «У всякого кризиса есть позитив»
Домик продолжает серию интервью с руководителями ведущих риелторских компаний, работающих на рынке Киева и Киевской области.
Читайте также: АН Real Druzi: «Работаем не с недвижимостью, а с людьми»
В этот раз об особенностях рынка коммерческой недвижимости мы беседовали с Вячеславом Дорогунцевым, основателем и руководителем компании Dorohouse.
Эта киевская компания работает на рынке уже более 10 лет и специализируется на сдаче в аренду и управлении коммерческой недвижимостью . Изюминкой Dorohouse ее основатель Вячеслав Дорогунцев считает оказание комплексной услуги для собственников офисной недвижимости, а самой большой ценностью бизнеса – слаженный коллектив и оптимизм.
Вячеслав, почему Вы решили выбрать в качестве сферы деятельности коммерческую недвижимость? И какие именно услуги оказывает Dorohouse?
К 2002 году в собственности моей компании уже находилось достаточное количество объектов коммерческой недвижимости, и мы с партнерами решили, что можем не только эффективно управлять собственными площадями, но и оказывать подобные услуги в формате аутсорсинга. Наше предложение оказалось востребовано на рынке, поскольку избавляло собственников от большого количества проблем.
Ведь мы берем на себя не только заботы по поиску арендаторов и оформлению документов, но и решаем любые спорные вопросы, проводим маркетинговые исследования с целью повышения доходов от аренды. Кроме того, мы готовы предложить полный комплекс услуг по вводу в эксплуатацию, получению разрешительных документов, бытовому обслуживанию и ремонту нежилой недвижимости любого класса.
И не забывайте, у нас есть целый ряд собственных объектов практически во всех районах столицы. Разумеется, их мы тоже полностью обслуживаем.
Это большой объем работы. Какой у вас штат сотрудников для выполнения всех этих функций?
Мы не раздуваем штат. Развитие коммуникативных технологий, а тем более сфера недвижимости, позволяет многим нашим сотрудникам работать вне офиса, по собственному гибкому графику. И хоть мы имеем центральный офис, а также специальные помещения во всех своих зданиях, постоянно в офисе находятся не более 12 человек. Весь остальной штат нанимается по трудовым договорам, исходя из потребностей на текущий момент.
Такой подход позволяет нам быть гибкими и мобильными, ведь недвижимость – это не константа, это постоянное движение и общение с клиентом. Только будучи активным и мобильным можно достичь успеха в этой сфере.
Недавно специалисты озвучивали данные, согласно которым вакантность офисных центров составляет 25% . Согласны ли Вы с ней и как в общем оцениваете отечественный рынок коммерческой недвижимости?
Действительно, около четверти объектов коммерческой недвижимости сегодня пустует, и цифра эта имеет тенденцию к росту. Причины хорошо известны – отечественная экономика сильно зависима от валютной составляющей, а она сегодня крайне нестабильна. В результате массово закрываются бизнесы, а те, что остаются, пытаются всеми силами снизить расходную часть и, прежде всего, экономят на содержании офисов.
Но вынужден отметить, что такая ситуации наблюдается последние 5 лет, то есть нынешний кризис – далеко не основополагающий для состояния экономики. В течение этого времени порядка 90% арендаторов, по нашим наблюдениям, ищут новую локацию именно в связи с сокращение расходов.
Естественно, сегодня это явление становится еще более массовым. В результате ставки аренды снижаются, арендодатели вынуждены фиксировать их в гривне, придумывать дополнительные маркетинговые ходы для увеличения популярности своих объектов.
Кстати, уровень заполнения коммерческих объектов, например, бизнес-центров зависит от целого ряда факторов: локации, городской инфраструктуры местности, наличия удобной парковки, дополнительных услуг, стоимости, разумеется. Именно поэтому на некоторые объекты буквально стоит очередь из арендаторов, а другие пустуют даже не на четверть, а вполовину.
Читайте также: 25% коммерческих площадей пустуют
Используете ли Вы какую-то особенную маркетинговую политику для привлечения клиентов?
Над этим у нас работает целый отдел, занимающийся разработкой стратегий и рекламных кампаний. Разумеется, мы используем весь доступный арсенал маркетинговых инструментов и, в первую очередь, возможностей интернета. Однако я продолжаю считать, что лучшая реклама для нас – десятилетний опыт успешной работы на отечественном рынке, несмотря на все его перипетии.
Видите ли Вы все-таки какие-то позитивные процессы в нынешней ситуации, которые бы позволяли строить более-менее реальные планы на будущее?
Есть замечательная пословица: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Она особенно применима в сегодняшней ситуации полной разбалансировки всех экономических процессов в стране. Если раньше мы могли строить планы на 2-3 года вперед, то теперь и 2-3 месяца приносят абсолютно непрогнозируемые изменения. Поэтому сейчас наши усилия направлены на улучшение качества всех наших услуг и предложений.
Тем не менее, я считаю, что у всякого кризиса есть позитив. Раньше на рынке было достаточно спокойно, уравновешенно, даже несколько скучновато. Теперь все пытаются выкручиваться и выживать – рынок ожил, все движется, меняется. Происходит мобилизация сил и ресурсов во всех сферах, ищутся новые стратегии и подходы, закаляются бизнесы, отношения и характеры. В таких условиях работать становится гораздо интереснее, ведь требуется полная концентрация, внимание и творческий подход.
Беседовала Анна Степанова, журналист domik.ua
© domik.ua, 2015