Чье лобби подключит электросети?
Ранее Domik.ua рассказывал, за какую сумму долга украинцам могут отключить электричество .
Четыре экспертные организации разрабатывают свое видение решения проблемы подключения новостроек к электросетям. Свою работу они проводят параллельно с чиновниками из Минрегиона и Минэнергоугля, которые в течение первого квартала 2016 года также должны разработать собственный законопроект об упрощении порядка присоединения к электрическим сетям.
Работа идет
Первый из актуальных законопроект, который предлагал упростить процедуру подсоединения к электросетям, появился в ноябре прошлого года. С тех пор, рассказывает один из его авторов,эксперт проекта Easy Business Лариса Гавриленко, он проходит обсуждения в строительной среде. «Они вносят свои правки, пока нет окончательной версии», – говорит она.
Но критическая ситуация, при которой застройщик должен уплатить городу паевой взнос, а также за собственные средства построить инфраструктуру, провести и подключить электросети и затем передать все это монополистам безвозмездно, катализировала процесс поиска решения проблемы. Сейчас рабочая группа из числа экспертов проектов Easy Business, USAID LEV, BRDO и Реанимационного пакета реформ пытается разработать финансовую модель и законопроект, чтобы по-новому регулировать вопрос подключения. «Если нам удастся разработать законопроект так, чтобы он был принят парламентом до 1 июня, то есть шансы, что в следующем рейтинге Doing Business у Украины будет место получше», – объясняет Лариса Гавриленко.
Модель BRDO
«BRDO подключился к вопросу энергоснабжения два месяца назад, присоединившись к рабочей группе Минрегиона, МЭРТ и других ведомств», – рассказывает руководитель направления «Энергетика» BRDO Алексей Оржель. Он говорит, что их предложения подготовлены на основании существующей позиции. «Надо бороться с монополистами, но и искать консенсус», – уверен эксперт. Если будет реализована концепция BRDO, официальная стоимость подключения уменьшится на 7,6%, подсчитали в организации.
В целом, BRDO предлагает использовать такие инструменты реформирования системы подключения к электросетям:
Договор-оферта на присоединение к электросетям по электронной почте.
Публичный договор-оферта на поставку электроэнергии по электронной почте.
Подача пакета документов на подключение по электронной почте.
Упрощение требований к подаче ситуационного плана, возможность подачи электронных файлов с планами местности, которые доступны в открытых источниках.
Модель Easy Business
Эксперты организации предлагают взять за основу модель, успешно зарекомендовавшую себя в Грузии. «Несмотря на то, что Украина стремится в Европу, реалии таковы, что пока мы не может применить европейский опыт для решения вопроса подключения к электросетям», – объясняетэксперт, член совета Украинского строительного сообщества (UBC) Сергей Петров.
В своей модели эксперты Easy Business предлагают такие изменения:
Заказчиком строительства или реконструкции электросетей и оборудования может выступать только энергопоставляющая компания.
Подключение потребителей к электроэнергии для энергопоставляющей организации является обязательным на территории ее энергетической ответственности.
Энергопоставщик несет финансовую ответственность за сроки подключения.
Установление единого тарифа на присоединение к электросетям.
Благодаря этим и другим шагам, уверен Сергей Петров, сроки подключения сократятся до 116 дней.
Читайте также: Низкое напряжение в сети: чем это опасно и куда жаловаться
Модель USAID LEV
Благодаря модели, разработанной USAID LEV, Украина поднимется с текущего 83 места в общем зачете на 71, уверены эксперты агентства. По показателю «подключение к электросетям» Украина сможет подняться со 137 на 57 место.
Что же предлагается? Например, сократить всю процедуру подсоединения с сегодняшних 263 дней до 120.
Среди ключевых процедурных моментов эксперт программы USAID LEV Дмитрий Боярчуквыделяет заключение, например, договоров в электронной форме. «Еще лучше – публичная оферта, возможность просто поставить галочку «согласен» на сайте, открытом для всех», – говорит он. Также, подчеркивает эксперт, важно решить земельный вопрос, т.е. разработать повсеместно ДПТ, что тоже сделает процедуру подключения более прозрачной. Для практического использования ДПТ он предлагает подключить систему к Google Maps – таким образом каждый желающий сможет посмотреть, где есть свободные мощности, где и каким образом можно продолжить электросети, где есть подстанции и т.д. Не менее важным условиям Дмитрий Боярчук считает наличие «молчаливого согласия» органов, ответственных за разрешительную систему.
В целом, USAID LEV выступает за такие принципы:
Стоимость подключения определяется на основе стоимости единицы мощности и с учетом расстояния до ближайшей точки подключения соответствующей мощности.
Стоимость должна распределяться между заказчиком и энергоснабжающей компанией.
Развитие электросетей должно происходить за счет инвестпрограмм, которые готовят электроснабжающие компании на периодической основе; они публичны и доступны для общественности.
Отношения должны урегулироваться в форме, которая максимально сокращает персональный контакт между заказчиком и исполнителем (в электронной форме).
Сроки выполнения должны быть четко очерчены на этапе заказа мощности (максимальные сроки определены в законе).
За нарушение пороговых сроков накладываются четко определены санкции.
Читайте также: Как подключиться к электросети: кто и за что должен платить
Модель Реанимационного пакета реформ
Свое видение решения проблемы выработали и в РПР. Старший экономист Центра экономической стратегии Марта Кузьмин озвучивает такие принципы предлагаемой РПР реформы:
Тариф на подключение должен быть сбалансированным, он должен быть справедливым для инвесторов, покрывать издержки облэнерго. Это означает, что официальный тариф на подключение должен быть повышен.
Тариф должен быть просчитан институцией, к которой есть доверие со стороны как инвесторов, так и облэнерго, ведь сейчас регулятор не совсем независимый.
До момента окончания реформы тариф может рассчитываться регулятором, но проверяться структурой, к которой будет доверие участников рынка, например, международной аудиторской компанией.
Расчет тарифа должен быть простым и понятным.
Важно, чтобы у инвесторов была уверенность по тарифам и строкам, для чего нужны предохранители в виде штрафов и санкций, чтобы хотя бы снизить вероятность некачественного или несвоевременного подключения.
Все вместе
Стоит помнить, что свой законопроект, по идее, должен предложить и Кабмин. Каким в итоге окажется документ, который будет регулировать такую важную часть строительной отрасли, никто на рынке пока не знает. Эксперты все еще пытаются выработать обую стратегию между собой.
Как уточняет Лариса Гавриленко, пока даже нет единого понимания, как распределять затраты на энергоподключение между поставщиками и потребителями: оставить все на плечах вторых, поделить затраты 50/50 или наконец-то переложить финансовый груз на облэнерго. Но объясняет, что если удастся пролоббировать законопроект, вносящий радикальные изменения в действующую систему подсоединения к электросетям, энергопоставщикам дадут отсрочку в год, чтобы они успели перестроить свою работу.
«На сегодня есть несколько законопроектов, поэтому мы призываем всех выработать общее видение и воплотить его в один законопроект. Потому что можно кулуарно принять какой-то закон, но в итоге он не устроит ни общество, ни участников рынка, ни регуляторов», – подчеркивает Марта Кузьмин. И добавляет, что при других равных условиях, РПР будет поддерживать ту финансовую модель, которая если и не учтет все факторы, то будет понятной и интуитивной.