Госреестр как символ абсурда по-украински
Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество позиционировался правительством как введение в Украине европейской практики учета имущественных прав. И это, наверное, символично, что как раз накануне знакового для страны саммита Восточного партнерства в Вильнюсе и начались сбои в работе реестра. Как будто символизируя, что европейская практика в Украине прижиться просто не способна.
В Европе системы единых реестров действуют вполне успешно. Зато в Украине с введением реестра прав на недвижимость все изначально пошло вкривь и вкось. В начале января 2013 оказалось, что реестр наполовину пуст, сотрудники БТИ не спешат передавать имеющиеся у них данные, а нотариусы понятия не имеют, как осуществлять требуемые от них действия в сложившейся ситуации.
Украинцы привычно и обосновано роптали на власть — и выстраивались в очереди уже в Государственную регистрационную службу.
Чтобы внести данные о себе, как владельцах недвижимости, в пресловутый реестр.
То есть, вместо того, чтобы одна государственная структура просто передала соответствующие данные другой государственной структуре, эта обязанность была возложена на простых граждан. Только потому, что в БТИ препятствовали передаче данных в Госреестр!
Но это еще полбеды — граждане у нас привычные к неудобствам, создаваемым реформами. Спустя 9 месяцев работы реестра, в течение которых профильные чиновники бойко отчитывались об успехах и уверяли, что работа реестра уже хорошо налажена, все реестры Минюста вдруг оказались заблокированными
Кем, как и почему, пусть разбираются правоохранители. Для обывателей, большинство из которых так или иначе являются и владельцами недвижимости, куда важнее то, что электронные реестры со всеми их степенями защиты, на поверку оказались не безопаснее, чем канцелярские книги БТИ.
Не потому, что система безопасности не отвечала заявленным стандартам. Причина банальна и вполне типична для нашей страны — это украинский чиновник. Давно уже ставший символом коррупции, откатов, беззакония и активного или пассивного противодействия всем, в основе своей прогрессивным, реформам.
Беда Украины в том, что подавляющее большинство чиновников высшего ранга относятся к вверенным им ведомствам, как к собственной вотчине, и распоряжаются ними соответствующим образом — по собственному усмотрению, а не в соответствии с законом.
Так же произошло и реестрами Минюста при смене руководства Информационного центра. Впрочем, сегодня чиновники традиционно пытаются взвалить вину за случившееся на кого-то третьего, например, компанию-разработчика программного обеспечения. Что же случилось на самом деле, общественность едва ли когда-либо узнает.
Зато информационное пространство время от времени сотрясают заявления о том, что в реестр, пока он был недоступен для нотариусов, были внесены несанкционированные изменения. Или о том, что Минюст продолжает пользоваться системами, которые были взломаны хакерами и работают со сбоями, что может повлечь за собой потерю или даже подмену содержащихся в них данных.
Насколько реальна такая угроза, судить трудно, но доверия к реестрам уже нет.
1 ноября в Украине было запущено еще одно технологическое новшество — оценка имущества с целью налогообложения при помощи специальной программы. Дистанционная оценка недвижимости — отдельный разговор. Куда интереснее то, что, согласно договору, владеющая авторскими правами на эту программу компания будет получать 80 % стоимости каждой оценки
Во время скандала с Госреестрами выяснилось, что обладатели авторских прав на программное обеспечение, зарегистрированные, к слову, на Кипре, получают ежемесячное вознаграждение в размере 10 млн. грн.
Ни в первом, ни во втором случае выкупить авторские права на ПО, стоимость которых несравнимо ниже, государство не удосужилось. Достаточный повод предположить, что без откатов тут не обошлось, и, следовательно, усомниться в надежности как реестров, так и системы оценки.
В конце ноября в Вильнюсе состоится саммит Восточного партнерства, где должно быть принято решение об ассоциации Украины с ЕС. Кто-то возлагает на ассоциацию большие надежды, кто-то — ждет с опаской. Но совсем не поэтому руководство страны, несколько месяцев заявлявшее о неизменности европейского курса Украины, как раз накануне саммита пошло на попятную: Виктор Янукович тайно встречается с Владимиром Путиным, премьер-министр сетует на то, что в результате ассоциации Украина потеряет восточные рынки, а партия власти просит отстрочить ассоциацию на год и проваливает голосование по законам, необходимым для ассоциации.
Вывод из всего этого следует простой, но неутешительный. Европа нужна Украине не больше, чем Украина — Европе: как козырь в крупной геополитической игре, где каждый преследует собственные интересы. Но еще меньше Европа в Украине нужна отечественным чиновникам, не привыкшим играть по четким и прозрачным правилам. История с реестром — достаточное тому подтверждение.
А потому не стоит ждать чуда от ассоциации. Да и на ассоциацию как таковую уже особо рассчитывать не приходится.
Автор: Наталия Рева , © domik.net, 2013
Комментарии посетителей