Исправленному верить: как блокчейн победит мошенничество в госреестрах
Ранее Domik.ua рассказывал о том, как в Украине взламывают госреестр недвижимости .
Экстерриториальность регистрационных услуг (возможность нотариуса из Сум осуществлять действия со столичной недвижимостью), отмена свидетельств о праве собственности на недвижимость (запись в реестре стала достаточным подтверждением права собственности на дома и квартиры), отсутствие единой электронной базы паспортов (в случае подделки фото в документе нотариус не может проверить подлинность лица, которое к нему обратилось), – благоприятная среда для махинаций с записями в государственных базах данных.
Внеочередной съезд нотариусов Украины подтвердил, что с начала 2016 года было совершено свыше 300 сторонних вмешательств в реестр, пострадали более 20 нотариусов. С компьютеров некоторых из них за одну сессию было проведено более 50 незаконных действий.
В ответ на уязвимости системы Минюст порекомендовал нотариусам начинать свой день с проверки рабочего компьютера на предмет вмешательств. Собственникам бизнеса и недвижимости посоветовал мониторить записи в реестрах о личных активах. А сам зарегистрировал законопроект, в котором предложил откатить систему регистрации прав на недвижимость к бумажным носителям, вернув печатные свидетельства.
Но насколько последовательны такие действия правительства в свете взятого курса на электронный документооборот? И возможно ли такую проблему решить с помощью новых технологий, а не бумаги?
Читайте также: Как узнать владельца недвижимости через госреестр: эксперимент
Блокчейн-мессия
$290 млн – такой размер инвестиций влит в развитие мировой блокчейн-индустрии за первую половину 2016 года (Juniper Research). Благодаря этой технологии канадский банк ATB Financial в сотрудничестве с блокчейн-стартапом Ripple осуществил первую межбанковскую транзакцию без посредника. На этой же технологии британский банк Barclays в партнерстве с израильским стартапом Wave впервые закрыли международную торговую операцию с использованием электронного документооборота. С ее помощью построили прозрачные системы регистрации прав на землю в Грузии, Швеции и Гондурасе.
В чем ее прелести и почему за нее готовы столько платить? На это есть три причины.
Первая: блокчейн нельзя отключить. Он существует одновременно на всех устройствах, которые поддерживают его работу. Бесперебойное функционирование этой технологии уже седьмой год подряд доказывает блокчейн биткойна (биткойн – это peer-to-peer система передачи ценности, а также одноименная криптовалюта).
Вторая: запись в блокчейне практически невозможно подделать. Блокчейн – это цепочка блоков. Каждый блок – это пул записей, каждая из которых связана с предыдущей асимметрическим шифрованием. Система не подтвердит новую запись, пока не подымет всю цепочку блоков, не найдет нужный блок и не сверит ключи шифрования. В интерфейсе пользователя это напоминает сервис GoogleDocs, где изменения в документе видит каждый, кто имеет доступ к системе.
Третья: блокчейн прозрачный и неизменяемый. Внесенная один раз запись уже никогда не сможет быть подделана или стерта. Разве что выключить весь мировой интернет и переписать блокчейн заново, начиная с первого блока.
Заморский опыт регулирования блокчейна
Сегодня многие страны начали говорить о блокчейне. Национальное Собрание Франции, Сейм Польши, Госдума РФ – далеко не полный список парламентов, которые за последние несколько месяцев провели конференции по распределенным технологиям.
Первопроходцами внедрения блокчейна в регистрационные сервисы стали Эстония (проект BlockNotary в партнерстве с мировой интернет-организацией BitNation) и два американских штата – Вермонт и Делавэр. Но если в Прибалтийской стране это пока только эксперимент, то штат Вермонт уже открыл свою регуляторку для запуска блокчейна в GovTech на полную.
Они приняли Bill H.868, согласно которому запись в блокчейне получает статус доказательства в суде согласно Vermont Rule of Evidence 902, если будет соблюдено несколько условий. Первое – это внесение записи в блокчейн лицом, действующим под присягой, на основании письменного заявления дееспособного лица и с фиксацией даты и времени создания записи. Второе – использование блокчейна как регулярной практики (прецедентный момент).
Читайте также: Единственным документом, подтверждающим владение жилищем, является выписка из Госреестра имущественных прав
Внедрение блокчейна в Украине
Украине можно предложить пилотный проект с похожими условиями. Приравнять в Гражданском кодексе статус записи в блокчейне к статусу нотариального заверения и госрегистрации. Параллельно внести изменения в закон о нотариате, которыми предложить нотариусам возможность работать с блокчейном при соблюдении определенных условий (сертификация софта, процедура создания записи, др.). Нотариусы получили печать госрегистратора еще в далеком 2013-м. Поэтому для регистрации недвижимости в блокчейне останется только подготовить техническое решение.
И пусть админцентры остаются на старых реестрах. А нотариусы в качестве эксперимента переходят на новые технологии. В момент, когда ГП «Украинские спецсистемы» опять решит сэкономить на системе охлаждения серверов и несколько терабайт данных украинских граждан будет снова утеряно (как это было в декабре 2015-го в ГФС) – блокчейн-реестр продолжит работать. А возможности взломов и манипуляций с данными в реестрах будут сведены к нулю.
Сегодняшняя власть много говорит о децентрализации. Но готова ли она отобрать один с ключевых атрибутов власти – реестр недвижимости – у коррумпированных чиновников и доверить его распределенным технологиям? Этот вопрос пока остается открытым. Хотя решение уже готово. Осталось только взять и внедрить.
Комментарии посетителей