Как узаконить объект самовольного строительства в Украине: пошаговая инструкция
Украинское законодательство предусматривает процедуру получения прав собственности на объект строительства I и II категорий сложности , который считается властями самовольно построенным .
Как стало известно Domik.ua , правила узаконивания объекта прописаны в указе Минрегиона №79 от 24.04.2015 года. В нем говорится: «Об утверждении порядка принятия в эксплуатацию и проведения технического обследования индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, общественных зданий и зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения I и II категорий сложности, построенных без разрешения на выполнение строительных работ».
Зачем узаконивать объект самовольного строительства
Распространена ситуация, когда строительство жилого здания, ведется без разрешительных документов. По причине такого у собственников подобных домов возникает множество проблем. Одна из них — заключение договоров на газо-, водо- и электроснабжение . Сложности возникают и при процедуре наследования , дарения или продажи такого дома.
Недвижимость, на которую не оформлено право собственности, не считается имуществом гражданина, который там проживает. Такой объект недвижимости считается самовольно построенным.
Читайте также: Как изменилась система контроля ведения строительства в Украине
Как перерегистрировать самовольное строительство
Для регистрации самовольно возведенного объекта недвижимости необходимо придерживаться описанного ниже алгоритма.
Шаг 1. Проведение технической инвентаризации дома
Предусматривается несложная процедура: выезд техника (эксперта) по инвентаризации в домовладение с целью осмотра объекта. Специалист фиксирует все объекты недвижимости, как внутри здания, так и вне его. Кроме того, подлежат измерению объекты недвижимости, которые расположены во дворе: дом, кладовая, погреб, гараж, выгребная яма. Для проведения инвентаризации можно обратиться в любое бюро технической инвентаризации (БТИ). Также подобные услуги оказывают частные организации.
После выезда техника и проведения замеров необходимо получить технический паспорт, в котором должна быть указана фамилия заказчика, приложен чертеж участка, на котором указаны все сооружения. Также на техническом паспорте службы должны поставить отметку о техническом осмотре дома. Срок прохождения инвентаризации и изготовления технического паспорта занимает у собственника до 10 дней.
Читайте также: Какие документы необходимо подготовить при продаже частного дома: инфографика
Шаг 2. Подача документов в Государственную архитектурно-строительную инспекцию (Госархстрой)
Далее нужно подать в Госархстрой перечень документов, описанный ниже.
1. Подаются документальные подтверждения собственности на землю: акт или свидетельство о праве собственности на землю, договор аренды земельного участка, справка из сельского совета о том, что отсутствует задолженность по оплате налога на землю.
2. Предъявляется технический паспорт с отметкой о проведенной инвентаризации.
3. Собственник должен передать декларацию о готовности дома к эксплуатации. Чтобы правильно заполнить документ, необходимо получить консультацию у работников Госархстройинспекции.
На протяжении 10 рабочих дней Госархстройинспекция обязана зарегистрировать поданную гражданином декларацию и после выдать её с отметкой о принятии здания в эксплуатацию. С этого момента считается, что собственник официально уведомил органы государственной власти о том, что недвижимость существует и находится во владении конкретного лица.
Читайте также: Какие частные дома покупают в пригороде Киева весной 2017 года
Шаг 3. Регистрация жилой недвижимости
Выполнив вышеуказанные действия, далее нужно пройти процедуру государственной регистрации . Ответственному должностному лицу подается заявление о внесении в реестр права собственности. Регистратор вправе потребовать документальные дополнения к заявлению, уведомив об этом заранее заявителя. Также необходимо будет подать регистратору следующие документы:
- технический паспорт на дом;
- два экземпляра зарегистрированной декларации;
- отчет о техническом обследовании объекта;
- копию паспорта собственника недвижимости.
В некоторых случаях регистратор обяжет предъявить документы на земельный участок под частным домом. Согласно Закону Украины №1952-15 регистрация прав собственности совершается в течение 5 дней.
Согласно действующим нормам, заявителю следует оплатить регистрацию права владения недвижимым имуществом . Под этой услугой подразумевается выдача документа о праве владения недвижимостью и извлечение о регистрации права владения в Госреестре. Датой введения объекта в эксплуатацию считается дата регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Ранее Domik.ua писал о фактах незаконного строительства многоквартирных домов в Киеве .
Узнать более детальную информацию о регистрации недвижимости и другие вопросы по данной теме можно на форуме «Юридическая консультация» .
Комментарии посетителей