Подать объявление

Киев и Москва – сходство и различия

Киев и Москва – сходство и различия
Современные Киев и Москва вышли из одной советской исторической колыбели. Одни родители, одинаковое воспитание, только масштабы разные. И еще, многие годы в бывшей столице СССР накапливался научный, технический и гуманитарный капитал. Поэтому Москва во многом опережает Киев, но зато и намного явственнее и выразительнее в ней прослеживаются все недостатки нынешнего капиталистического строительного бума.

В отличие от Киева общественность Москвы более откровенно и резко выступает за сохранение духовности и культурного наследия. Пока киевские интеллигенты осторожничают, там бурно кипят акции протеста. Но результаты этих акций – осторожных киевских и бурных московских сегодня примерно одинаковые – караван идет.
«Траурный марш» по историческому центру
18 апреля 2004 г. прошел Международный день памятников и исторических мест. В Киеве этот День даже не вспомнили. В Москве этот праздник профессиональная общественность Москвы использовала, как повод помянуть утраченные объекты. Искусствоведы, историки и архитекторы прошли «траурным маршем» по историческому центру города. Марш возглавил член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы А.Клименко. Для Киева такое сегодня невозможно, - не те члены градсовета.
Охрана памятников как сфера деятельности архитекторов, историков и чиновников в Москве традиционно вызывает споры. Нужно ли сохранять в первозданном виде все постройки старой Москвы? Можно ли снести историческое здание или памятник архитектуры? Сегодня в российской столице не осталось уголка, в который не вторглась бы новая архитектура. Как и в Киеве в историческом центре Москвы можно наткнуться на полностью стеклянные сооружения или старые здания, которые в ходе «реставрации» приобрели новые пропорции и декор. Архитекторы строят "под старину", дезавуируя таким образом и настоящую старину, и современность.
Список московских утрат в последние годы пополняется катастрофическими темпами. Ради дополнительных площадей и подземных паркингов чиновники нередко идут на преступные сносы. В числе самых заметных и обидных для москвичей утрат последнего времени - памятники архитектуры XVIII века - усадьбы Римского-Корсакова на Тверском бульваре и Салтыковых. Другие кандидаты на снос - универмаг "Детский мир" и гостиница "Пекин". Последние объекты ассоциируются в общественном сознании с эпохой сталинской диктатуры. Но специалисты считают, что эти здания являются архитектурными доминантами и "держат" площади, на которых построены. Их снос объясняется не желанием создать лучшие произведения архитектуры, но увеличить площади зданий, которые в силу расположения в самом центре города способны приносить огромную прибыль.
Инвестор – враг архитектурного наследия
Инвесторы и соблазняемые ими власти – главные враги архитектурного наследия Москвы. Такой была основная идея прошедшего в Музее архитектуры накануне Дня памятников «круглого стола» по проблемам сохранения наследия XX века. Мероприятие задумывалось как "тихое научное сидение" в рамках празднования столетия знаменитого советского архитектора Алексея Душкина, но вылилось в публичную акцию и написание открытого письма Президенту и Правительству РФ. (В Киеве тоже пишут письма Президенту и главе госадминистрации А.Омельченко.) Совсем, как в Киеве, архитекторы и искусствоведы Москвы не очень верят в то, что этот документ вызовет хоть какую-то реакцию в высших эшелонах власти, но считают своим долгом обозначить наиболее острые проблемы современности. Мол, не говорите потом, что мы вас не предупреждали.
Московские специалисты на встрече отмечали, что трудно спорить с очевидным: памятники в Москве стремительно разрушаются. Особенно это касается зданий, построенных в 1930 - 50-х годах. Весь пласт построек советского авангарда 1920-х годов, считающегося главным вкладом России в развитие мировой архитектуры XX века, также доживает свои последние дни. И это не преувеличение.
Произведения архитектора Константина Мельникова - на грани уничтожения. Погибает здание построенного им клуба. Его личный дом в переулке Старого Арбата перенес реконструкцию, но страдает от нового строительства, превышающего все мыслимые масштабы. Вообще наследие конструктивизма в Москве находится в удручающем состоянии. Дом Корбюзье потерял многие детали своего интерьера, планетарий поднимают на два этажа, после чего как памятник он будет фактически потерян, вокруг клуба "Каучук" - стихийная китайская деревня. В доме Жолтовского утрачены все интерьеры, сделаны бетонные перекрытия.
Из-за нерешенных проблем погибают и творения Алексея Душкина. Проведение выставки произведений архитектора и празднование его юбилея - это акции по привлечению внимания к судьбе работ архитектора, две из которых находятся в бедственном положении. Первая - станция метро "Маяковская", которую намереваются занести в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В станции сейчас долбят второй вход, конструкции уже находятся в зоне риска, активизировались плывуны и текучие грунты. Вторая - "Детский мир" - по всей видимости, приговорена. Спасти ее можно только принятием на самом высоком правительственном уровне соответствующих решений. В связи с этим московской общественностью было направлено открытое письмо к российским властям всех уровней.
В этом жестком и эмоциональном документе, в частности, сказано: "Коммерческая выгода и передел собственности не могут оправдать планомерное уничтожение собственной истории, культуры и национальной идентичности. Практикуемая сегодня в Москве строительная политика по своей сути является преступной, антисоциальной и антигосударственной, лишающей будущие поколения граждан России исторической памяти. Разрушение архитектурного прошлого в Москве оказывает пагубное воздействие на российские города, которые также стали стремительно терять исторически сложившийся облик. Началось тотальное уничтожение материальных свидетельств величия России. Надвигается культурная катастрофа, с которой ни государство, ни общество не должны мириться. Всем ветвям власти необходимо осуществить срочную и эффективную программу действий по спасению и сохранению памятников отечественной архитектуры в масштабах России".
Московские пожары
По мнению общественности, огонь в столице России стал самым эффективным средством борьбы за возможность нового строительства на месте памятников архитектуры. По мнению директора Института искусствознания, не менее трети архитектурных памятников России находится сегодня в пожароопасном состоянии, поэтому осуществить любые планы не трудно.
Почти две тысячи человек (1600 посетителей и 300 сотрудников) были срочно эвакуированы 20 апреля из Политехнического музея. В этот день в одном из самых известных музеев страны произошел пожар. В числе наиболее вероятных причин возгорания руководство Государственной противопожарной службы Москвы назвало "непотушенный окурок или неисправность электропроводки". В случае с Политехническим музеем считается, что можно серьезно говорить о неисправностях проводки. Политехническому еще повезло - возгорание в нем произошло среди бела дня, и огонь не успел распространиться по всему зданию.
Иная ситуация сложилась с пожаром, происшедшим в Манеже, от этого памятника архитектуры начала XIX в. остались только обгоревшие стены. В результате пожара окончательно изменилось лицо Манежной площади, исторического центра российской столицы, где до этого была начата реконструкция гостиницы "Москва", а также построен торговый центр.
Пожарно-технические эксперты МЧС и ФСБ пришли к выводу, что возгорание в Манеже произошло не случайно. "Здание Манежа по своей конструкции относилось к третьей, не самой высокой степени огнестойкости, - говорят эксперты. - Весь его чердак и крыша состояли из деревянных конструкций, которые теоретически могли разгореться довольно быстро. Но эти конструкции сложно было разжечь случайной искрой. Дело в том, что все они были очень толстыми: доски пола чердака - 40 мм, обрешетки крыши - 30 мм, стропила из бруса, элементы чердачных перекрытий из мощных бревен. Кроме того, три года назад чердак изнутри по предписанию Госпожнадзора был пропитан огнеупорными солями". Эксперты убеждены, что 30-миллиметровую защищенную спецсоставом доску не подожжешь ни петардой ни, тем более, искрой, возникающей от короткого замыкания, или окурком.
Зачем же кто-то поджег Манеж? По мнению исследователей ситуации, этот пожар оказался на удивление выгодным всем, кто имел отношение к проекту его реставрации. Выиграв конкурс на реставрацию Манежа, объявленный правительством Москвы, получив выгодные условия реализации проекта, инвестор - австрийская фирма M.S.I. Vertriebs, оказалась в щекотливом положении. Оказывается, правительство Москвы не имело право подписывать с ней договор, Манеж не принадлежит Москве, а является памятником федерального значения, поэтому фирма оказалась победителем конкурса, объявлять который его организаторы (по версии федеральных властей) не имели права. По международным законам фирма могла потребовать заключения контракта по суду - особенно учитывая то, что в проект предполагалось инвестировать государственные средства Австрии. Однако ссориться с мэрией фирме невыгодно, поэтому руководство выбрало выжидательную тактику. Пожар же позволил инвестору спокойно, сохранив лицо, отойти в тень - это форс-мажорные обстоятельства, а под резко изменившиеся условия фирма, что называется, "не подписывалась".
Московская мэрия также осталась "как бы в выигрыше": теперь ни один здравомыслящий человек, будь он самым фанатичным историком архитектуры, не назовет работы в Манеже "разрушением памятника" - памятника-то нет. Забыты все обвинения в архитектурном варварстве - остался только образ спасителей Москвы от неприглядного пепелища.
Приведенная версия причины пожара была высказана в газете «Известия». Сегодня Правительство Москвы обратилось к специалистам с вопросом о том, что теперь делать с остатками здания. Эксперты отвергли дешевый план восстановления кровли Манежа на основе современных металлоконструкций и высказались за самый затратный проект, предусматривающий полное воссоздание деревянных ферм Августина Бетанкура, но не из пятидесятиметровых лиственниц, а из клееных деревянных балок, пропитанных противопожарным составом. По мнению специалистов, на реализацию такого проекта потребуется не менее 100 млн. долл. Мэр города потребовал урезать смету, но при этом заявил, что, несмотря на оптимизацию расходов, качество работ должно отвечать самым высоким требованиям, а Манеж воссоздан в соответствии с историческим аналогом. Так что, уважаемые киевляне, если в центре города загорится памятник архитектуры, не удивляйтесь, кому-то это может быть выгодно.
Ирина КАРМАНОВА, кандидат технических наук
Оцените статью
0 голосов

Читайте также

Купите бассейн в землю и превратите свой двор в оазис наслаждения!

Купите бассейн в землю и превратите свой двор в оазис наслаждения!

Антон Мирончук: Как «MOLODIST» вошла в ТОП застройщиков Киевщины и какое жилье ищут украинцы

Антон Мирончук: Как «MOLODIST» вошла в ТОП застройщиков Киевщины и какое жилье ищут украинцы

Инвестиции в свое будущее с безопасным ЖК DELREY

Инвестиции в свое будущее с безопасным ЖК DELREY

1
Поделитесь вашим мнением
0 комментариев
Всі звіти про надійність новобудов безкоштовно
Обирайте новобудову в каталозі Білдконтролю та отримуйте звіт про її надійність. Це корисно.
Подробнее