Когда Украина объявит дефолт
Ранее Domik.ua рассказывал, почему Украина может не получить четвертый транш МВФ .
Уже в следующем году Украину опять начнут осаждать кредиторы, а граждан будут пугать новым кризисом.
Бюджету и НБУ ежегодно предстоит выделять по $2-3 млрд. И, если через год основная сумма выплат придется на МВФ ($2.2 млрд) с которым можно попробовать о чем-то договориться, то в 2019 за первой порцией задолженности ($2,2 млрд + $0,95 млн процентов) придут кредиторы, согласившиеся на реструктуризацию. В 2020 году требуемая сумма будет еще выше: $2,55 млрд + $0,85 млн процентов, - пишет UBR.ua .
Придется платить
Финансировать такие выплаты можно лишь за счет роста экономики. Ранее старые долги предпочитали гасить новыми обязательств. Но в мире нашей стране сегодня доверяют мало, и искать там дешевые деньги уже бессмысленно. Следовательно, рассчитывать мы можем только на себя.
"Украина до 2018 года будет изолирована от внешних рынков (это пока базовый сценарий) и лишится внешней поддержки. Очевидным ресурсом погашения долга становятся только внутренние ресурсы и доход", — отметил UBR.ua ведущий эксперт информационно-аналитического центра Forex Club в Украине Андрей Шевчишин.
В этом случае среднегодовой рост ВВП не может быть меньше 5%, ведь расходы госбюджета не могут расти быстрее, чем ВВП, плюс еще каждый день надо накапливать золотовалютные резервы. В целом, минимальный рост реального ВВП должен опережать среднюю стоимость заемного ресурса, а текущая долговая нагрузка не должна превышать 10% расходов бюджета.
"Допустим средневзвешенная стоимость наших долгов 7% (кредиты МВФ + еврооблигации), а мы сейчас растем на 1-2%, значит у нас очень высокий риск дефолта. Потому что такой рост экономики отстает от стоимости обслуживания внешнего долга, и мы не накапливаем необходимых сумм", — объяснил UBR.ua советник председателя Ассоциации украинских банков Алексей Кущ.
Если текущая ситуация в экономике сохранится, и в 2017 г. страна не увеличит темпы экономического роста, то ситуация через полтора –два года обострится.
Еще не закончился 2016 г., а отечественные аналитические группы и иностранные компании снижают свои экономические оценки по Украине на следующий год. Вместо недавних 4% роста ВВП, сейчас они прочат только 3%. А НБУ ухудшил оценку роста ВВП не только на 2017 г. (до 2,5%),) но и до 3,5% в 2018 г. Из трех лет, выделенных кредиторами на накапливание "жировой прослойки", два уже потрачены впустую.
"Если в течении следующего года мы не выйдем на нужные темпы, то в 2018- 2019 гг. получим дефолт и пойдем с протянутой рукой за повторной реструктуризацией. Нынешние 1,5-2% экономического роста — это путь к дефолту. К концу 2017 года необходимо выйти на темп в 3,5% и уже за счет ускорения в 2018 достичь темпов в 5-6%", — подчеркнул UBR.ua управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман.
Только в этом случае, считает аналитик, у Украины хотя бы появится возможность занимать средства на внешних рынках для рефинансирования внешних долгов.
Читайте также: Переломный 2017 год для Украины: МВФ прогнозирует рост экономики и замедление инфляции
Кто заработает
Достичь необходимых показателей мешает плохая конъюнктура внешних рынков. НБУ в обосновании коррекции прогнозов сослался на ее ухудшение из-за рекордного производства зерновых в мире и высоких объемов предложения стали. Для экономики, нацеленной на экспорт, зависимость от внешних цен, — тормоз в развитии. И на этих тормозах мы будем стоять следующие 1,5-2 года: мировые рынки готовятся к росту процентных ставок США, удорожанию доллара и дальнейшему снижению на сырьевых рынках — нефти, руды, зерновых.
"Если ФРС США пойдет на повышение ставок, то наша сырьевая экономика вместе с мировыми рынками еще 2-3 года не войдет в тренд дорого сырья", — констатировал Алексей Кущ.
Если еще добавить, что объемы экспорта только за последние два года сократились в среднем на 35-40%, то рассматривать экспортное направление в качестве генератора роста экономики и источника для возврата госдолгов, все менее целесообразно. Скрытые резервы надо искать и развивать внутри страны.
"Ставку на экспортные делают отрасли потому, что они не зависят от внутреннего спроса и доходов в стране. В то время, как работающие на внутренний рынок привязаны к толщине кошельков граждан. Можно произвести в 2 раза больше, но этот объем надо еще реализовать на внутреннем рынке. Если же оценивать ВВП по объему добавленной стоимости, то ее создают не экспортеры", — отметил UBR.ua ведущий аналитик МЦПИ Александр Жолудь.
Как подчеркивает экономист большая доля ВВП приходится на торговлю, а до половины дает сектор услуг (услуги предпринимателям, транспорт, образование, медицина, научные разработки, недвижимость).
"Например, в сельском хозяйстве добавленная стоимость составляет 10-12%, в металлургии вместе с добычей рудного сырья – 5%. Если говорим о бюджете, а не валютном экспорте, то пищевая промышленность дает больше доходов, чем металлургия. У нас широкая экономика. И когда пытаются свести все едва ли не к моно-экономике, производящей только зерно и металлы, то это не правильно", - уточнил Александр Жолудь.
Как стимулировать
Все, что работает на внутренний рынок, надо стимулировать, настаивают эксперты. Но стимулировать не просто вливанием дешевого кредитного ресурса, который или разойдется по "своим" предприятиям или перекочует в импорт и выплеснется на валютный рынок.
"Количество кредитов не есть определяющим. Стоимость, период кредитования и сам проект, на которые берутся деньги, более важны. Ведь кредит можно взять под модернизацию, но можно и на импорт, и на валютные спекуляции. Но к низким ставкам рынок сегодня не готов в силу разных причин",- отметил Андрей Шевчишин.
В первую очередь, надо стимулировать инвестиционный климат и провести дерегуляцию, облегчив условия ведения бизнеса.
"В руках людей – возможность увеличить свое и национальное богатство, но упрощение условий и снятие ограничений – в руках Кабмина и верховной Рады. Пусть примут законы, которые давно требуются Минэкономразвития. На это даже средств не надо тратить. Дерегуляция активизирует бизнес, позволит нанимать больше работников, повышать зарплаты. Это приведет и к росту доходов и потребления", - подчеркнул Александр Жолудь.
Сейчас Украина находится на том этапе, когда вытянуть ее экономику могут принципиально новые точки роста. И это не столько модные IT-индустрия и нано-технологии, сколько сектор малого и среднего бизнеса, доля которого в ВВП в 5-7 раз меньше чем у западных стран. Как отмечает Алексей Кущ, МСБ достаточно дать доступ в монополизированные сектора.
"У нас, к примеру, большая монополия в торговле крупных торговых сетей. Если посмотреть на коммунальные услуги – это все, что касается теплокоммунэнерго. На западе средний бизнес занимается поставками газа, тепла, электроэнергии. Так и нам надо – пустить хотя бы средний бизнес на эти рынки. Конкуренция быстро все изменит. Сделайте это сегодня и как раз через 2 года получим отдачу. И вопрос расчета по долгам не будет таким острым", - подчеркнул Алексей Кущ.
Комментарии посетителей