Квартирный вопрос: выбор
Взятку не дам принципиально
Игорь КАРПЕНКО, выпускающий редактор газеты «Экономические Известия» (месячный бюджет семьи — $5 тыс.): — Пять лет назад мы купили квартиру, которая и сегодня по киевским меркам вполне приличная.
Но жить в городе со временем надоело. Поэтому решили построить еще и загородный дом. По замыслу это должен быть трехэтажный дом с достаточно большой площадью, сауной, бассейном, тренажерным залом. Но проблемы возникли уже с первым участком под Киевом. Как оказалось, на своей земле я не мог построить дом там, где мне нравится (подальше от соседей) — управление архитектуры было против. На втором участке проблемы касались контактов с государственными органами. Три месяца назад я заплатил более 700 гривен за оформление земельного акта. Думаю, за такие деньги я должен бы получить документ за три дня. Но когда обиваешь пороги чиновников и слышишь: то не хватает какой-то подписи, то не хватает бланков, порой терпение на пределе — так и хочется сунуть кому-то взятку. Но я принципиально решил все сделать по закону. Хотя, с другой стороны, думаю: уже взял бы документ по существующим правилам игры. Это бы позволило согласовать в управлении архитектуры проект строительства. Потом закупил бы материалы, начал рассчитываться со строителями... Но, к сожалению, деньги придется на полгода заморозить. Принимая во внимание, что таких, как я, сегодня только в Киеве тысячи, скольких же денег из-за чиновников недополучает экономика? Думаю, что на этом фоне мои будущие трудности, связанные со строительством, налаживанием всей инфраструктуры вокруг дома, — детская задачка. Во всяком случае здесь проблемы в зоне реальных решений. Сложнее всего — в государственных учреждениях: здесь наталкиваешься на стену, которую не обойти и не перелезть.
Инвестировать в недвижимость выгодно
Денис ПРИЙМЯГИ, исполнительный партнер ООО «Альта капитал» (месячный доход — от $1 тыс.):
— В Украину я приехал жить около трех лет назад. Сначала жилье снимал. Но потом посчитал, что купить квартиру в столице на нынешнем этапе — это хорошие инвестиции, даже с учетом того, что мне нужно было взять ссуду в банке. Ведь в Украине проценты компенсируются очень быстрым ростом стоимости жилья. Стоимость моей квартиры существенно возросла — в апреле прошлого года я купил ее за $50 тысяч, сегодня же она оценивается в $70 тысяч. При такой динамике выгоднее ее купить и сдавать внаем, поскольку рост арендных ставок по сравнению со стоимостью квартиры происходит намного быстрее. Квартира, которую я снимал за $400, сегодня оценивается уже в $550-600. В год это 5-6 тысяч, то есть за 10 лет найма я ее выкупил бы. Проценты по кредиту не намного выше аренды, зато квартира остается в твоей собственности.
Нужно добавить, что у меня есть еще одна квартира под кредитом в моем родном Таллинне. Но там проценты настолько низкие (3-3,5%), к тому же есть возможность взять кредит на большой срок (15-35 лет), что мне выгодно было ее сдать. Теперь аренда покрывает и проценты, и коммунальные расходы. В ближайшие годы, если украинские банки улучшат условия кредитования (продлят срок и снизят проценты), начнется настоящий бум строительства, но и квартиры в Киеве будут дорожать.
Моя двухкомнатная на Русановке — это то, что я мог себе позволить, и в то же время то, что хотел. При этом я предпочел вторичное жилье, поскольку в новом был очень разочарован — и качеством материалов, и бестолковой планировкой квартир, даже тех, которые называют элитными. В отличие от Европы, здесь и видение нового жилья другое. Там покупка новой квартиры означает просто въехать и меблировать ее, в Киеве первое, за что нужно взяться, — это ремонт.
14-й этаж — подальше от соседей
Стефания КОСТЮК, домохозяйка (бюджет семьи — от $1 тыс.):
— Первую квартиру мы купили несколько лет назад на вторичном рынке после ужасных 10 лет арендования. Тогда были счастливы, что справились собственными силами, без кредита. Но сразу выяснилось, что и кухня слишком мала (пришлось сделать студию), и трубы подтекают, и с соседями проблемы. Поэтому мы решили инвестировать средства в новое жилье. По интернету нашли строительный проект 3-комнатной квартиры, выбрали район. Разумеется, больше всего боялись, что в связи с выборами в стране будет дефолт, строительство заморозят и что фирма подведет — не сдаст дом вовремя или повысит цены. Однако сдали по графику, в разгар оранжевой революции — все знакомые удивляются. Лично для меня очень важно, что теперь у нас новые трубы, чистые подъезды, просторные комнаты, два туалета. А прежде всего, то, что здесь мы будем первыми хозяевами и никто не скажет, что прожил в этом доме 35 лет и впервые меня видит. Чтобы было поменьше соседей, мы взяли квартиру на последнем 14-м этаже. Конечно, в течение первого года будет немало неудобств, постоянный звук дрели, удары молотков, мебель в лифте, пока все не обустроятся. Поэтому мы не подгоняем бригаду, растягиваем ремонт, чтобы въехать в новое жилище через три-четыре месяца, когда там уже будет работать вся система жизнеобеспечения.
На природу с Чистой совестью
Вадим КУЛЬПИНОВ, редактор отдела «Линия обороны» еженедельника Контракты (семейный доход около $1 тыс. в месяц):
— К счастью, я не отношусь к тем представителям среднего класса, которым приходится снимать квартиру. Мы с супругой и ребенком живем в двухкомнатной квартире с евроремонтом в приличном районе. Но я не считаю, что жилищный вопрос решен. Полагать, что имеющейся квартиры достаточно, можно только пока ребенок маленький, но эта ситуация очень скоро изменится — уже через несколько лет ему понадобится отдельная комната. Очень не хочется покупать «трешку», продав «двушку» и потратив все сбережения на разницу в цене и ремонт. Это не выход, даже если в результате удастся купить очень хорошую квартиру, где всем хватит места. Не успею оглянуться — возникнет вопрос об отдельном жилье для нашего ребенка. Чем больше будет детей, тем больше понадобится квартир. Ужас. Придется дробить большую квартиру в хорошем районе на маленькие в плохоньких. Опять все с начала.
Чтобы избежать этой ситуации, я постараюсь в ближайшее время купить хоть небольшой участок в пригороде. Учитывая мою зарплату, для этого придется надолго влезть в долги (спасибо нашим банкирам за 22% кредитной ставки). Но несмотря на дороговизну и массу временных неудобств, купив участок, я получу несколько интересных возможностей для расширения жилплощади. Например, через пару лет землю можно будет продать и на эти деньги купить «запасную» квартиру, которую можно сдавать, пока она не понадобится сыну. Если не куплю участок в этом году, я уже не поспею за ростом цен, и тогда придется расширяться путем череды продаж и доплат.
Аренда как свобода передвижения
Светлана ФРАНЧУК, директор избирательной программы НО «Freedom Hous-Ukraine» (месячный бюджет семьи — около $2 тыс.):
— Жизнь была бы очень грустной, если бы все жили по формуле счастья «квартира, машина, дача». Для меня главные активы — не недвижимость, а образование, депозит в банке, наличие ценных бумаг. Свою первую квартиру мы с мужем сняли в 1993-м еще за $25 в месяц. Хотя наша общая заработная плата тогда составляла $400-500 (в то время для Киева — безумные деньги), мы посчитали, что лучше снимать жилье, которое мы хотим, чем покупать что попало за $5 тысяч и отказаться на несколько лет от всего, кроме бутербродов и чая. А поскольку тогда появилась возможность посмотреть мир, выбор был сделан сам собой. С тех пор перед нами никогда не вставала дилемма: едем в отпуск в Чехию или Испанию или будем складывать «копейку к копейке». В то же время и у меня, и у мужа родители живут в Киеве. У нас никогда не было страха перед тем, что нас могут выбросить на улицу.
Честно говоря, я считаю, что аренда — не худший способ выживания в городских условиях. Последнюю квартиру мы снимаем уже восемь лет. Подружились с хозяевами, вместе сделали ремонт, обустроили квартиру на свое усмотрение, купили технику и мебель, которая нам по душе.
Однако, в отличие от мировой практики, у нас отношения в этой сфере построены только на человеческом факторе. Ни культуры арендования, ни юридически выписанных правил игры в этой сфере нет. Даже оформив договор через агентство недвижимости, понятно, что этих документов недостаточно, чтобы чувствовать себя защищенной — и от того, что хозяину кто-то предложит плату на $100 выше, и от того, захочет ли владелец прийти среди ночи без предупреждения. Урегулирование правовых механизмов на самом деле могло бы стать нормальной практикой для молодых людей, не желающих выбрасывать на ветер 10 лет жизни.