Ограничение на расчеты наличными на рынке недвижимости не скажется
Соответствующий закон вступил в силу еще в октябре 2012 года, однако к практической его реализации решили приступить только сейчас. Предполагается, что постановление об ограничении расчета наличными свыше суммы в 150 000 гривен Нацбанк введет уже в январе
Ближе к Европе
Безналичный оборот денежных средств — вполне нормальная европейская практика. В Европе и США большинство операций осуществляется по безналичному расчету — доля операций, осуществляемых наличными, составляет лишь 5-6 %. В Украине же пока наиболее востребованная операция по банковским карточкам — снятие денег в банкомате.
Сокращение оборота бумажных денег, безусловно, необходимо. Прежде всего, для экономики страны. Печать их стоит дорого, к тому же, постоянно возникает необходимость эмиссий. Электронные деньги в этом отношении и дешевле, и удобней, и безопасней. Ну, а клиентов платежные системы постоянно поощряют какими-то бонусами, будь то скидки в «дружественных» торговых сетях, гостиницах, авиакомпаниях, кэш-бэк (возвращение части потраченных средств) или технические новшества.
Впрочем, главная задача нововведения — ограничение теневого оборота средств и отмывания денег. Являясь членом FATF — межправительственной группы по борьбе с отмыванием денег — Украина уже сейчас обязана сообщать обо всех операциях, сумма расчетов по которым составляет свыше 15 000 долларов. Отследить операции с наличными практически невозможно.
Эксперты считают, что ограничение в 150 000 гривен - это только начало. В дальнейшем сумма будет снижаться, вероятно, до 10-15 тысяч — именно такое ограничение, в 1000-1500 евро действует в Европе.
Тотальный налоговый контроль
Но, как водится, есть у нововведения НБУ и еще одна сторона. Похоже, со вступлением в силу нового Налогового кодекса, правительство совместно с законодателями, озабочены исключительно контролем официальных и неофициальных доходов граждан. Поговаривают, даже в социальных сетях отслеживают. Стало быть, если раньше полученные неофициально или не совсем официально средства можно было вложить в технику, авто или недвижимость, заплатив, в отдельных случаях, госпошлину, и ни за что не отчитываться, то сегодня деньги для осуществления крупной покупки, для начала, придется положить на банковский счет. А что счетом рано или поздно заинтересуется налоговая, можно утверждать с высокой долей вероятности.
Не стоит забывать и земельный налог, и введенный с 1 января налог на недвижимость . И все бы ничего: платить за то, чем владеешь, тоже вполне нормальная мировая практика. И тотальное налогообложение можно было бы рассматривать, как приближение к ней. Если бы не несколько «но».
Украинцы не потому хранят сбережения в долларах и на руках, что не хотят быть честными налогоплательщиками и стремятся всеми правдами и неправдами уклониться от налогов. Украинцы не хранят сбережения на банковских счетах потому, что банки ненадежны. А избежать налогов стремятся потому, что бедны, а налоги — непомерно высоки.
Перманентный передел собственности, длящийся в Украине с переменным успехом все годы независимости и особенно обострившийся в последние три года, не способствует доверию к банковской системе. Даже самый надежный сегодня банк завтра может разориться, если принадлежит «не тому» или если владелец оказался несговорчивым. Иностранный капитал банка сегодня также не является гарантией надежности — практически все иностранные банки сейчас выводят свои активы из Украины. В таких условиях, единственным более или менее надежным способом сохранения средств является хранение их на руках и в стабильной валюте. Раньше за крупные покупки можно было в этой же валюте и осуществить. Теперь это едва ли удастся. Значит, помимо прочего, придется еще и налоговой объяснять происхождение средств. А может, даже и платить налог на прибыль.
В перспективе введение граничной суммы расчетов наличными может стать более действенной мерой по выманиванию у населения валюты, чем даже обещанный налог на обмен оной. Но лишь у того небольшого процента населения, чьи сбережения в этой валюте больше определенной суммы.
Карточные счета
По задумке авторов нововведения, покупки свыше 150 000 гривен придется оплачивать банковским переводом или банковской картой. Помимо препятствования отмыванию денег и налогового контроля, это еще и отдельная статья доходов банков. Конвертация валюты, процент за каждый денежный перевод, не столь важно, наличными или посредством карточного счета. Не стоит забывать и о том, что за каждую транзакцию по банковской карте банк-эмитент карты тоже получает процент. И немалый.
Безусловно, банковская сфера Украины нуждается в срочной санации. Беспрецедентные ставки по депозитам, скрытые переплаты, хорошо, если процентов на 30-40, по кредитам — ни одна банковская система длительное время не может функционировать в таком режиме. Но как повлияет рост доходности банков за счет валютных обменов и переводов на ситуацию с кредитами и депозитами — вопрос открытый. Да, хочется верить в то, что доходы от роста числа безналичных платежей благоприятно скажутся на финансовой системе, и у нас наконец появятся доступные кредиты, адекватные ставки по депозитам. И ипотека — тоже с адекватной ставкой.
Верить хочется. Но не получается.
Драконовскими методами и тотальным государственным регулированием сделать рынок хотя бы относительно прозрачным невозможно. Особенно, производя передел этого рынка каждый 5 лет. Сделать рынок прозрачным поможет только либерализация. Но на это нужно время и средства, которых у украинского правительства нет.
Кроме риэлтора и нотариуса, придется платить еще и банку
А вот на рынке недвижимости ограничение суммы расчета наличными едва ли существенно скажется.
На первичном рынке все платежи и сейчас осуществляются посредством безналичных расчетов в гривне. На вторичном ситуация иная, но тоже не критичная.
Да, стоимость недвижимости до сих пор исчисляется в долларовом эквиваленте. И доселе расчеты производились тоже в долларах. В гривнах прописывалась лишь сумма в договоре. Учитывая, что вторичный рынок киевской недвижимости — это рынок обменов, теперь покупателю, чтобы оплатить стоимость квартиры, нужно конвертировать имеющиеся у него доллары или евро в национальную валюту и положить их на банковский счет, чтобы затем перевести на счет продавца. И за каждую из этих операций взимается банковская комиссия. А продавец, если он не собирается тут же покупать другую квартиру , скорее всего, предпочтет обменять полученные деньги в ту же валюту. В итоге банк заработает пару процентов на переводах и обменах, а участники сделки эти проценты потеряют.
Предвижу возражение, что, мол, стороны сделки вполне могут и договориться между собой об оплате в тех же долларах. Они, конечно, могут. Но при вступлении в силу данного положения, нотариусов , скорее всего, обяжут при регистрации права собственности на недвижимость требовать подтверждения оплаты указанной в договоре суммы.
Впрочем, откажутся от покупки квартиры при ограничении наличного оборота, вероятно, лишь единицы — те, кто не может подтвердить законное происхождение денег или не хочет платить с них налог. С одной стороны, таких единицы. С другой — это как раз те, кто обеспечивает поступление новых средств на рынок.
Ничего плохого в ограничении наличного оборота и детенизации рынка нет. Наоборот, такая мера нужна и в определенных условиях была бы большим шагом вперед, способным сделать украинскую финансово-экономическую систему более цивилизованной. Но в современных реалиях ненадежности банков и национальной валюты, а также непомерных, по отношению к доходам, налогов, ужесточение законодательства способно, скорее, еще больше загнать рынок в тень, вынуждая его участников искать новые способы обойти закон.
Автор: Наталия Рева © domik.net, 2013
Комментарии посетителей