Реформа системы субсидий в Украине
Европейские чиновники уверены, что украинская система субсидирования малоэффективная и ее необходимо реформировать. Свою помощь предлагает министр окружающей среды и безопасности реакторов ФРГ Барбара Хендрикс. Ранее Domik.ua рассказывал о преимуществах адресной помощи, которая начисляется малоимущим гражданам в европейских странах. Но приживется ли в Украине немецкая модель?
Читайте также: Субсидии против адресной помощи: что выгоднее украинцам
Наиболее распространенными моделями государственной помощи на оплату услуг ЖКХ для малообеспеченных граждан являются: адресная помощь или субсидирование. В Украине применяют вторую модель, а в Германии – первую. В отличии от субсидии, адресная помощь предполагает выдачу денег гражданам «на руки».
В Германии предусмотрено много социальных пособий, в которых заложена сумма на оплату услуг ЖКХ. К примеру, это пособие по безработице, выплаты студентам и помощь пожилым гражданам. Одинокий гражданин в Германии получает 399 евро помощи, из этой суммы 33,4 евро предусмотрено на содержание жилья и оплату комуслуг. Если применить такую модель в Украине, то размер всех пособий необходимо увеличить с учетом оплаты коммунальных платежей. Но в связи с экономическим кризисом в Украине это сделать пока невозможно.
В Германии также выплачивают пособия на оплату энергоресурсов людям, которые имеют небольшой доход и не получают никакой другой материальной помощи от государства. Но в Украине, по данным VoxUkraine, 71% компаний платят своим сотрудникам зарплату «в конвертах». Таким образом оценить размеры доходов украинцев нет возможности.
Читайте также: Субсидия в действии: кому возместят дорогие тарифы за май
В Германии получить пособие можно, если площадь квартиры небольшая: 40 кв. м для одного человека, или 60 кв. м для двоих. Если площадь жилья превышает норму, то человеку предлагают переехать в квартиру поменьше. В Украине социальная норма жилой площади больше: для одного человека 48,8 кв. м, двух - 62,5 «квадратов», трех - 76,2 кв. м. При этом, в Украине 92% жилья находится в частной собственности против 42% в Германии. Немецкие граждане чаще арендуют жилье и им проще «уменьшить» количество квадратных метров. Украинцы же не станут продавать квартиры ради пособия. Во-первых, люди к этому не готовы, во-вторых, из-за подорожания тарифов спрос на большие квартиры уменьшился. Продать такое жилье будет непросто.
Прежде чем начислить пособие в Германии, социальные службы проверяют, все ли сделал человек, что он него зависит, чтобы улучшить свое финансовое положение. В пособии могут отказать, если гражданин сознательно уменьшил свои доходы: уволился с работы по собственному желанию или создал условия, чтобы его уволили. Могут отказать в финпомощи, если человек отказывается посещать курсы по переквалификации или не принимает предложения от работодателей. Могут уменьшить пособие, если деньги тратятся на алкоголь или наркотики. В Украине же большинство работодателей старается уволить сотрудника «по собственному желанию», чтобы не платить компенсацию. Таким образом, немецкие основания для отказа в получении соцпомощи в Украине работать не будут.
Читайте также: Украинцев ожидает очередное повышение тарифов
Вероятней всего, немецкая модель выплаты пособия на оплату коммунальных услуг в Украине не приживется. Но реформировать систему субсидирования все же необходимо. Получение денег «на руки» заставит украинцев экономить и энергоресурсы, и средства - ведь остаток уже никто не заберет. Но следует учитывать, что соцпомощь может быть потрачена не на оплату комуслуг, а на другие цели. Очевидно, на сегодняшний день нет реальных и действенных способов оказания помощи малообеспеченным украинцам в условиях подорожания тарифов на энергоносители.