«Подводные камни» аренды
Домик уже писал о том, что мошенники продолжают обманывать арендаторов при помощи старых, проверенных схем.
Читайте также: Как снять квартиру и не стать жертвой мошенников
К счастью, с настоящими аферистами арендаторы сталкиваются относительно редко. Гораздо более часты случаи, когда вроде бы все честно - и договор подписали, и в квартиру вселились — но уже в процессе проживания всплывают мелкие или крупные неприятности.
Кто больше
С «подводными камнями» можно столкнуться еще на этапе просмотра. Представьте: вы нашли объявление об аренде квартиры с привлекательной ценой, договорились о просмотре, а приехав в нужное время в оговоренное место, обнаруживаете там одного-двух конкурентов — таких же потенциальных арендаторов. И один из них начинает активно повышать цену, чтобы квартиру сдали ему. Если жилье вам по вкусу, а сроки поджимают, вы начинаете торговаться и неожиданно для себя оказываетесь победителем в споре — на определенной цене ваш оппонент уступает. Вы воодушевлены и радостно подписываете договор. И лишь спустя время понимаете, что цена уже среднерыночная или даже выше.
Неприятно, конечно, но мошенничеством это назвать трудно — это расхожий психологический прием, используемый специалистами сферы продаж во всех отраслях.
Есть и упрощенный вариант, когда цена в объявлении указана одна, а после просмотра — если вам все понравилось — оказывается, что квартира стоит на 500-700 грн больше.
Что делать в таком случае?
Если ваш конкурент активно поднимает цену, не торгуйтесь — вас «разводят». Если же вам просто объявляют цену выше, можно поторговаться «на понижение». Скорее всего, арендодатель пойдет на уступки, но платить все равно придется на 200-300 грн больше суммы, указанной в объявлении.
Неприятное соседство
Расхваливая удобное расположение и инфраструктуру, если таковые имеются, арендодатели нередко умалчивают о мелких недостатках своей квартиры. Это могут быть часто не работающий лифт, что особенно актуально, если квартира расположена выше 4-5 этажа, неприятный запах в парадном от мусоропровода или курящих на лестничной площадке соседей, стройка под окнами или офис в соседней квартире.
Тут уж как повезет: вы можете увидеть эти недостатки в день просмотра, а можете столкнуться с ними в процессе проживания.
Гораздо больше, чем неприятные запахи или работа строительного крана, могут досаждать соседи. К примеру, в соседней квартире может быть организован хостел или, того хуже, притон. А это — постоянные потоки незнакомых сомнительных личностей. Примерно такой же эффект вы получите от расположенного в одной из соседних квартир офисов открытого типа. Наконец, соседи просто могут быть шумными или сварливыми.
О таких «мелочах» хозяева обычно предупредить «забывают» - это усложняет поиск арендаторов и вынуждает снижать стоимость аренды.
Что делать?
Пообщаться с соседями до или после просмотра, расспросить консьержа (если он есть) или бабушек у парадного (если встретите). Это возможно далеко не всегда, потому имеет смысл прописать в договоре условия его расторжения в случае выявления обстоятельств, о которых арендодатель заведомо не предупредил.
Образец договора аренды вы можете скачать по ссылке
Дьявол в деталях
Еще одной неприятностью, с которой сталкиваются арендаторы, уже разместившись в квартире, могут быть неисправности техники, протекающие краны, проводка, не выдерживающая напряжения, недостаточно горячие батареи и прочие бытовые мелочи.
Проверить, насколько хорошо квартира отапливается, можно только в том случае, если вселяетесь вы в нее зимой. Сняв квартиру в летнее время, к концу осени можно и с неприятным сюрпризом столкнуться. Нельзя с первого взгляда оценить и состояние проводки. А хозяин вполне может отказаться устранять неисправности или откладывать починку в долгий ящик.
Что делать?
В договоре аренды обычно есть пункт о том, что арендатор проверил исправность приборов и сантехники и принимает их в надлежащем состоянии. И, подписывая договор, вы с этим соглашаетесь. Потому проверьте все, что можно проверить. Не помешает добавить в договор пункт об ответственности хозяина в случае выявления скрытых проблем.
Залог и все, что с ним связано
При аренде квартиры залог в размере одной-двух арендных плат является нормальной практикой и в Украине, и на Западе. Арендодатель предоставляет в пользование не только голые стены, но и мебель и технику. И хочет быть уверенным, что вы не съедете неожиданно, прихватив пару бытовых приборов.
Залог берут почти всегда — исключения бывают, но крайне редко. В большинстве случаев залог равен месячной стоимости аренды. Часто его называют платой за последний месяц проживания.
Но случается, что арендодатели отказывают в праве жить последний месяц аренды в счет залога и не возвращают его под предлогом испорченных обоев или сломанной мебели.
Пункт о возмещении возможного ущерба в договоре аренды тоже прописывают. Но стоит учитывать 2 нюанса.
Во-первых, есть ущерб, а есть естественный износ. Одно дело, когда вы загрузили в новую стиральную машинку, нечто, для чего она не предназначена, и в результате она вышла из строя — тогда вы обязаны машинку починить за свой счет или купить новую. И совсем другое дело, когда машина, купленная 15 лет назад, из которых вы ею пользовались два, отказывается работать из-за износа деталей.
Во-вторых, сумма компенсации должна быть соизмерима с суммой залога. Иногда дешевле самостоятельно устранить неполадку, которая возникла по вашей вине, чем оставить всю сумму залога.
Что делать?
Обязательно прописывайте с договоре, в каких именно случаях залог не возвращается, и порядок возмещения ущерба, причиненного не по вашей вине, а, например, соседей или объективных факторов. Сделайте фото изначального состояния всех помещений, техники и показаний счетчиков (на случай, если суть претензии будет в том, что вы не оплачивали коммунальные услуги), распишитесь на них сами и попросите это сделать арендодателя.
Несколько универсальных советов
Помните, никто не защитит ваши интересы лучше вас самих. Не полагайтесь даже на самого опытного риелтора, проверьте сами все — от документов до состояния мебели и техники.
Обязательно заключайте договор аренды и прописывайте в нем, что есть в квартире, в каком состоянии, кто, за что и какую несет ответственность.
Каждый раз, когда платите арендную плату, не стесняйтесь попросить хозяина расписаться в получении денег. Обычно вместе с договором оформляется специальное приложение в виде разграфленной страницы, на которой арендодатель и должен ставить подписи ежемесячно.
Домик желает вам честных и отзывчивых арендодателей!
Автор: Наталия Рева , © domik.ua, 2015