Последний шанс: как Украине в 2017 году победить кризис
Ранее портал Domik.ua рассказывал о месте Украины в рейтинге инвестиционной привлекательности .
За все годы независимости Украины сложно вспомнить случай, когда бы правительство управилось с разработкой проекта Государственного бюджета в срок, а Верховная Рада не проголосовала бы его по скомканной процедуре. Однако в этом году Кабмин совершил почти невозможное, и не только утвердил главный финансовый документ страны на 2017 год в положенный срок (до 15 сентября), но и представил его в парламенте. Более того, премьер Владимир Гройсман на днях пообещал, что бюджет должен быть принят до 1 декабря, как того требует регламент.
Тем не менее, пока соответствующий законопроект дорабатывается в министерствах и комитетах, остается открытым вопрос:станет ли 2017-й годом восстановления, или это будет очередной год стагнации?
Осторожный рост
Особых сюрпризов в согласованном правительством документе нет. Плановый объем поступлений госбюджета в будущем году вырастет почти на 17% до 706 млрд гривен. Причем, доходы казны рассчитывались на действующей налоговой базе, не предполагающей увеличения налоговых ставок. Издержки бюджета в 2017 году достигнут 775 млрд гривен. Это на 15% больше плана 2016 года. Дефицит составит 77,5 млрд гривен или около 3% ВВП, что, к слову, вписывается в договоренности с Международным валютным фондом и, что немаловажно, соотносится с требованиями Фонда к размеру дефицита.
Причем, еще в первых числах сентября, анонсируя работу над госбюджетом, Гройсман заверил, что новогодних сюрпризов «под елочку» в этом году не будет, и пообещал дать стране «честный» бюджет. Его слова подтвердил и глава Минфина Александр Данилюк, заявивший о том, что в 2017 году страна получит впервые за долгое время бюджет развития, а не проедания.
Впрочем, реализовать эти планы будет непростой задачей, так как украинская экономика по-прежнему находится перед серьезными вызовами. Во-первых, не стоит забывать о политической нестабильности и вялотекущем конфликте на востоке нашей страны. Во-вторых, осторожно настроен бизнес, который сталкивается с налоговым и регуляторным давлением, вследствие чего украинские компании вынуждены искать новые рынки сбыта, а зачастую – и вовсе мигрировать за пределы Украины. В-третьих, на лицо – охлаждение взаимоотношений с ключевыми кредиторами. В-четвертых, очевиден слабый прогресс в реформах, который демонстрируют власти, что, в свою очередь тормозит рост ВВП.
Тем не менее, в 2017 году у нас есть шанс увидеть пусть и осторожные, но все-таки попытки укрепления украинской экономики.
Ведь даже если проанализировать прогнозы на 2016 год, которые звучат как со стороны международных, так и украинских экспертов, все они плюс-минус позитивны. Например, в Национальном банке рассчитывают на 1,1% роста по итогам года. Аналогичную оценку озвучили Всемирный банк и рейтинговое агентство Fitch, по мнению которых в текущем году можно рассчитывать минимум на 1% положительной динамики. Чуть более оптимистичны аналитики американской инвестиционной компании Goldman Sachs, которая оценивает прирост украинской экономики в текущем году на уровне 1,6%. Рассчитывают на рост в пределах 1,5% и представители МВФ.
В будущем же году большинство прогнозов указывает на то, что Украина продемонстрирует еще более высокие темпы экономического роста. Например, если взять тот же проект бюджета, то он базируется на оценочном приросте ВВП в 2017 году до 3%. Международный валютный фонд, со своей стороны, ожидает рост ВВП Украины до 2,5% в 2017 году и ускорение его до 4% к 2021 году.
Читайте также: Банкирам запретили пересчитывать валютные долги украинцев
Окно для экспорта
В зоне риска остается и внешняя торговля, которая, как известно, является ключевым источником притока в Украину валюты. Многие рынки сбыта, к сожалению, в силу всем известных причин украинскими производителями потеряны. В то время как новые каналы поставок экспортерам открывать очень непросто. Прежде всего, это касается стран Европейского союза, которые, невзирая на анонсированные преимущества от Соглашения об Ассоциации, пока не спешат принимать экспорт из Украины с распростертыми объятиями.
Однако со стороны властей и бизнеса предпринимаются попытки налаживать взаимоотношения с «альтернативными» регионами – азиатским, латиноамериканским, африканскими странами. И хотя они не смогут полностью перекрыть провалы в торговом обороте, здесь есть немалые успехи.
Например, в первой половине 2016 года украинские власти смогли договориться о поставках мясной продукции в Объединенные Арабские Эмираты и Китай, а также в Израиль. Плюс ко всему, в 2016-2017 году, по разным оценкам, будет экспортировано 34-36 млн тонн зерновых культур, что окажет поддержку торговому обороту. Кроме того, постепенно наблюдается восстановление горно-металлургического комплекса, и рост спроса на продукцию украинских металлургов.
И хотя объем экспорта за 1 полугодие 2016 года, по данным Госстата, составил $20,6 млрд, что на 10,3% меньше аналогичного периода 2015 года, а импорт сократился на 5,8% до $19,6 млрд, сальдо внешней торговли Украины положительное – около $1 млрд за январь-июнь 2016 года. К тому же, важно отметить, что экспорт в ЕС продолжает расти. Например, если за 6 месяцев 2015 года поставки товаров и услуг в Евросоюз составили $7,2 млрд, то за 6 месяцев 2016 года – свыше $7,6 млрд.
Есть прогресс и в динамике инвестиций. Так, упомянутая уже Госслужба статистики рапортует о том, что в течение первых 6 месяцев 2016 года внешние инвесторы вложили в украинскую экономику свыше $2,8 млрд, в то время как изъяли всего лишь $330 млн. Для сравнения, за 1 полугодие 2015 года, объем капиталовложений был зафиксирован на отметке $1,04 млрд, в то время как отток инвестиций – $2,9 млрд.
Новые дорогие, старые займы
Невзирая на внушительные суммы, которые получит в 2017 году оборонная отрасль и силовые структуры (около 129 млрд гривен или 5% ВВП), госбюджет не будет в чистом виде «военным».
К примеру, Кабмином уже заявлено о повышении социальных стандартов, на что, по предварительным оценкам, потребуется около 50 млрд гривен (и это без учета финансирования дефицита Пенсионного фонда). Вдобавок планируется привлечь от 30 до 40 млрд гривен на ремонт дорог и развитие дорожной инфраструктуры. Помимо этого 47 млрд гривен будет направлено на сферу здравоохранения, а 11,3 млрд гривен получит Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ.
Стоит обратить внимание и на то, что в 2017 году Украина снизит свои аппетиты по заимствованиям. Это хороший знак для страны, у которой совокупный уровень госдолга уже превысил 70% ВВП.
Например, если объем привлечения долгов в 2016 году составит 218 млрд гривен, то в 2017 году – это 191 млрд гривен. Причем, внешние займы будут на уровне 87 млрд гривен, что эквивалентно $3,2 млрд (очевидно, что эта сумма по большей части состоит из планируемого финансирования со стороны МВФ и прочих партнеров). На возврат ранее привлеченных долговых обязательств будет направлено 130 млрд гривен, из которых 76% – погашение внутренних и 24% – внешних долгов.
Читайте также: Еще один миллиард: На что Украина потратит очередной кредит
Удержать и выстоять
Несмотря на общий скепсис по отношению к бюджету-2017 и перспективам Украины в будущем году, у страны наметился явный шанс выбраться из рецессии. Прежде всего, перезапустить реформы. В первую очередь налоговую и регуляторную, где правительство уже анонсировало 114 шагов, призванных облегчить жизнь компаниями. Как средним, так и крупным. Нам очень нужно дать бизнесу свободно дышать. Ведь именно он является индикатором и, в то же время, катализатором экономической активности и роста.
Необходимо завершить начатое в энергетической отрасли (где, кстати, уже есть положительные результаты) и в жилищно-коммунальной сфере. К слову, на энергоэффективность в бюджете-2017 выделено 1 млрд гривен. Это небольшая в масштабах государства сумма, но она свидетельствует о том, что в правительстве уже есть понимание того, что энергомодернизация – одно из ключевых условий обновления и восстановления ЖКХ.
Кроме того, жизненно важно возобновить обещанную еще правительством Арсения Яценюка «большую» приватизацию. К сожалению, анонсированные весной 2016 года конкурсы по отбору руководителей крупнейших 50 госкомпаний забуксовали, и работа большинства предприятий по-прежнему остается непрозрачной. Однако, по требованию МВФ, до ноября Кабмин должен утвердить и обнародовать новый список компаний, подлежащих продаже либо ликвидации, а уже к декабрю сформировать законодательную базу для прозрачной приватизации. Это, в свою очередь, станет важным сигналом для потенциальных инвесторов, которые, как ни странно, продолжают видеть в Украине привлекательный и перспективный рынок.
Не менее принципиально вернуть взаимопонимание с основными финансовыми партнерами. Третий транш МВФ – хорошее тому начало. Но, так или иначе, если мы хотим, чтобы этот кредит не был последним, нам придется следовать рекомендациям Фонда. К тому же, судя из обнародованного на днях меморандума, в Фонде ничего нового от Украины не просят. Продолжать пенсионную реформу, борьбу с коррупцией, а также отрегулировать тарифную политику.
Несомненно, все эти меры не дадут моментального положительного эффекта. Но будущий год не будет потрачен зря, и к 2018-му может быть заложен фундамент для реального, а не номинального роста ВВП, и оздоровления экономики. Только закладывать этот фундамент нужно уже сегодня.
Комментарии посетителей