Подать объявление

Риэлторы в законе

Риэлторы в законе
Находясь в самой гуще дискуссий о том, насколько нужны риэлторы и нужны ли вообще, сейчас, когда идет активное обсуждение нескольких законопроектов о риэлторской деятельности, мы решили изложить, каким мы видим будущий закон.

Разговоры о том, что законодательное урегулирование работы посредников на рынке недвижимости необходимо, ведутся уже не один год. Причем как в профессиональной среде, так и на государственном уровне. Правительство и профессиональные общественные организации предлагают собственные, часто кардинально отличающиеся законопроекты, а воз и ныне там — рынок продолжает работать по установившемуся «праву обычая».

Однако в последнее время государство, похоже, решило прибрать рынок риэлторских услуг к рукам. Сначала Президент поручил правительству разработать закон о риэлторской деятельности, затем, уже более года назад, Министерство экономического развития и торговли опубликовало на своем сайте законопроект «Об особенностях ведения риэлторской деятельности», но он пока еще в парламенте не зарегистрирован. А вот сейчас Ассоциация специалистов по недвижимости (риэлторов) Украины (АСНУ) предлагает свое видение того, каким должно быть законодательное регулирование посреднической деятельности на рынке недвижимости — в виде законопроекта, конечно же.

В силу того, что мы находимся на острие дискуссий о риэлторах, их пользе и статусе, мы, в свою очередь, решили изложить свое видение, каким же должен быть закон о риэлторской деятельности с учетом баланса всех сторон — потребителей, посредников и государства.

Какие услуги должен оказывать риэлтор?

Безусловно, одно из основополагающих положений будущего закона — это формальное определение статуса посредника и четкое определение перечня услуг, которые риэлтор имеет право предоставлять. А также того, кому он имеет право их предоставлять.

Будут ли это услуги только по продаже недвижимости , предоставляемые владельцу, желающему продать недвижимость. Или же — услуги по продаже и покупке одновременно, то есть, предоставляемые и продавцу, и покупателю, вознаграждение за которые будет делиться, к примеру, поровну. Едва ли стоит оставлять возможность предоставления «информационных услуг» в том виде, в котором они предоставляются сегодня. А вот консультирование по вопросам недвижимости стоит узаконить как отдельный вид услуг.

В связи с этим необходимо определить и то, в чьих интересах посредник работает и кто его услуги оплачивает. Например, если владелец обращается к риэлтору и заказывает услугу по продаже квартиры, то он эту услугу и оплачивает. Если же, например, обращается покупатель, которому нужно подобрать подходящий объект, то услугу оплачивает он.

И на основании четко определенного перечня услуг следует выдавать лицензии на проведение деятельности.

Лицензирование риэлторской деятельности

По большому счету, даже в официально работающем агентстве недвижимости сегодня риэлтором может стать кто угодно, даже человек без соответствующего образования, навыков и опыта. Что уж говорить о работающих неофициально.

Потому выдача лицензий на работу риэлтором после прохождения соответствующего обучения в законе обязательно должна быть предусмотрена. Но именно в таком порядке: обучение — выдача лицензии — возможность работать в агентстве или в качестве частного предпринимателя.

Чтобы обеспечить лицензирование всех работающих на рынке посредников и минимизировать возможность работать без лицензии (рассчитывать на полное исключение такой возможности в украинских реалиях - утопия), закон должен предусматривать систему контроля и взысканий штрафов в размере, превышающем стоимость обучения и лицензии, как минимум, в несколько раз.

Ну, и, конечно же, для организации обучения, выдачи лицензий и обеспечения контроля деятельности посредников необходимо создание отдельного контролирующего органа.

В отношении оного также существуют определенные расхождения. Министерство экономики претендует на монопольное право на выдачу лицензий и осуществление контроля. С другой стороны, претендуют на это и общественные организации. Безусловно, оптимальным вариантом было бы создание отдельного органа из представителей власти и профессиональной среды — некой риэлторской палаты. Которая будет не только проводить обучение и выдавать лицензии, но и контролировать соблюдение закона, в том числе, и через контроль всех рекламных каналов посреднических услуг. Сделать это не так сложно, как кажется. Например, обязать всех риэлторов указывать во всех объявлениях номер лицензии.

Денежный вопрос

Спорный момент в обсуждении будущего закона о риэлторской деятельности — возможность ограничения вознаграждения посредника определенным процентом. Правительство предлагает ограничить комиссию посредника 3% от стоимости сделки, специалисты АСНУ выступают против этой инициативы, утверждая, что она противоречит принципам рыночной экономики. К тому же, 3% от продажи квартиры в Киеве и в каком-нибудь отдаленном городке — это совершенно разные суммы.

Государство, в данном случае, исходит из принципа защиты прав потребителей, однако проблема в том, что любые законодательные ограничения — это путь к тенизации.

На наш взгляд, резонней, в данном случае, было бы четко определить, кто оплачивает услуги посредника и запретить получать комиссионные с обеих сторон, а сумму или процент вознаграждения оставить на усмотрение участников договора.

Еще один из столпов закона о риэлторской деятельности — налогообложение. Сейчас налог платит, кто как хочет. Во-первых, существует несколько ставок налогообложения, каждая из которых вычисляется в процентном соотношении к прибыли. При каждой из них обязателен только ежемесячный единый социальный взнос в пенсионный фонд. Демонстрировать же налоговой все заключенные сделки риэлторы не спешат . Потому идеальным вариантом было не только установление единой для всех суммы налога и привязка его не только к официально заявленной прибыли, но и к количеству размещенных каждым риэлтором объявлений в рекламных источниках.

Без сомнения, это основные пункты, которые должен содержать закон. Хотя можно еще подискутировать и о названии профессии. Насколько корректно использование названия «риэлтор» - вопрос спорный. С одной стороны, это название уже закрепилось по тому же обычаю, действующему на рынке. С другой — формально право называться риэлторами якобы имеют только члены Национальной ассоциации риэлторов США, а в Украине — члены АСНУ, на основании соответствующего договора с американской ассоциацией.

Но, в сущности, это — лишь вопрос формального статуса.

Гораздо важнее другое: найти устраивающий всех компромисс, принять закон и обеспечить его практическую реализацию.

Автор: Наталия Рева , © domik.net, 2013

Оцените статью
0 голосов

Читайте также

Софиевская Борщаговка или Ирпень – где лучше купить квартиру рядом с Киевом?

Софиевская Борщаговка или Ирпень – где лучше купить квартиру рядом с Киевом?

1
Кредит на ремонт квартиры в Израиле: быстрое решение для вашего жилья

Кредит на ремонт квартиры в Израиле: быстрое решение для вашего жилья

Как выбрать солнечные панели для дома

Как выбрать солнечные панели для дома

Поделитесь вашим мнением

Комментарии посетителей

14 комментариев
Эдуард• 
Наталья, ваша идея ввести уникальную систему налогообложения повеселила. По статье чувствуется, что вы не совсем в профессии, но взгляд со стороны тоже полезен. Тут же ноу-хау. Давайте тогда отменим существующий налоговый кодекс и введем уникальную систему налогообложения для каждой профессии. Сделал фотограф на пресс-конференции пять фотографий, а не одну - пусть платит налог побольше. Да и журналистов по количеству букв в тексте пощипать можно. Давайте развивать мысль :-)
0+0
Наталья Рева• 
По комментарию чувствуется, что вы таки в профессии, и платить налог не очень-то хотите ;) Но мне, по правде сказать, даже не хочется вас за это осуждать. Ибо существующая система налогообложения как-то не располагает к сотрудничеству с ней.
0+0
Купуй квартиру на Domik.ua
Широкий вибір квартир від власників, забудовників та ріелторів
Подробнее