Секрет успеха: почему ВВП как критерий развития страны устарел
Спустя 40 лет, с 2012 года, по заказу ООН организация Sustainable Development Solutions Network (SDSN) начала ежегодно проводить исследование уровня счастья. По его итогам публикуется рейтинг The World Happiness Report, в котором участвуют 156 стран мира. В этом году результаты исследования были опубликованы 20 марта, как раз к Всемирному дню счастья.
Ранее Domik.ua рассказывал, чем обернется продажа госбанков для вкладчиков и экономики Украины .
Среди лидеров указанного рейтинга – все страны Скандинавии: Дания (№1), Исландия (№3), Норвегия (№4), Финляндия (№5), Швеция (№10). Удивительно, но север Европы оказался едва ли не самым счастливым местом для проживания. Чем это объяснить? Дело явно не в количестве солнечных дней. На мой взгляд, искать секрет успеха стоит в том, что все сферы жизнедеятельности этих стран основаны на принципах устойчивого развития – в доказательство можно привести массу примеров развития бизнеса, медиа и общественно-политических организаций скандинавских государств.
Казалось бы, Украине сейчас не до устойчивого развития. Нам, украинцам, есть чем заняться: война, коррупция, экономический и политический кризисы. Проблемы экологии, социума, бизнес-этики можно оставить до лучших времен. Вопрос в том, настанут ли эти лучшие времена в обозримом будущем?
В основу текущих и новых политических проектов, стартапов, компаний уже сегодня необходимо закладывать принципы устойчивого развития. Бизнесу не привыкать брать ответственность в свои руки. С одной стороны, он постоянно сталкивается с необходимостью достигать поставленных целей и показателей, с другой – имеет дело с локальными и глобальными социальными, экологическими, экономическими вызовами.
Бизнес становится ключевой силой для решения задач устойчивого развития, ведь 60 из 120 самых крупных экономик мира – это корпорации. К примеру, оборот Walmart больше, чем оборот всех стран юга Африки, а Shell – больше, чем экономика Дании или Пакистана. Игнорирование принципов устойчивого развития может стоить бизнесу миллиардных убытков. Как это было в кейсе о более чем 50-летнем партнерстве Lego и Shell, которое компания Lego расторгла в 2014 году под давлением «Гринпис», выступившей против планов компании Shell бурить скважины в Арктике. Для Lego как бизнеса – это потеря многомиллионной сделки. С точки зрения же общества, партнерство поставило бы под угрозу ценности подрастающего поколения.
Читайте также: Может ли система гарантирования вкладов работать лучше
Чтобы справляться с подобными конфликтами интересов, в основе стратегии и философии каждого бизнеса должны лежать принципы устойчивого развития и стремление проактивно реагировать на изменения. Нужно именно с этой позиции анализировать возникающие риски, каждый раз задавая себе вопрос: как те или иные перемены могут повлиять на наш бизнес?
Например, Киотский протокол повлиял на многих игроков автомобильной индустрии. Даже если вас напрямую не касаются проблемы сокращения выбросов CO2, косвенное влияние неизбежно. А ведь такую ситуацию финансовые аналитики прогнозировали еще в 2003 году, оценивая потенциальное влияние сокращения выбросов СО2 на разные компании. Уже тогда они говорили о том, что ряд автомобильных производителей окажутся в сложных условиях, если не учтут эти угрозы.
Корпоративное поведение определяет доверие клиентов и репутацию бренда. Менеджмент, акционеры, сотрудники, клиенты, партнеры, власти – все они могут позитивно или негативно влиять на репутацию компании. Важно оценивать то, как эти группы воспринимают бизнес, и коммуницировать с ними так, чтобы иметь хорошую репутацию.
Пока украинский бизнес начинает думать о том, как переходить на рельсы устойчивого развития, бывший мэр Вильнюса Артурас Зуокас в марте этого года съездил в Бутан, чтобы изучить опыт наращивания «валового национального счастья». И в стратегии развития Литвы до 2030 года уже фигурирует цель повысить уровень счастья в стране.
Комментарии посетителей