Сколько банков уйдет из Украины в 2016 году
Последним стал банк «Контракт». О его ликвидации регулятор сообщил в пятницу, 11 декабря.
Ранее Domik.ua рассказывал о рейтинге банков в Украине и том, каким финучреждениям можно доверять.
В следующем году ожидается уход еще до 50-ти небольших банков, рассказывает Виктор Суслов. На сайте Фонда гарантирования вкладов в разделе выведение банков с рынка числится порядка 60-ти учреждений. К выжившим учреждениям Нацбанк выдвигает особые требования. Регулятор разработал новый порядок оценки кредитных рисков, который вынудит акционеров банков увеличить капитал на $4-6 млрд, сообщает finclub. Сергей Терехин считает такое решение правильным вектором. В свою очередь Владимир Лановой считает такое требование непродуманным. «Украинская клиентура стала убыточная, не с кем работать. Именно кризис выгоняет эти банки из Украины», – объясняет он. Какие банки обанкротятся в 2016? В чем главная проблема украинской банковской системы? В разговоре с FaceNews экс-министеры экономики ответили на эти и другие вопросы.
Владимир Лановой: Иностранным банкам не с кем работать в Украине
Именно кризис и убыточная клиентура выгоняют иностранные банки из Украины, а не докапитализация, отмечает экс-министр экономики Владимир Лановой (1992 год).
Как Вы оцениваете требования, выдвинутые акционерам банков, о необходимости увеличивать капитал?
Эти требования достаточно непродуманные. Потому что во время кризиса, когда у банков падает ликвидность и прибыльность, плюс клиенты банков сейчас все в убытках и дефолтах, требовать откуда-то взять огромнейшие средства для докапитализации учреждений – это волюнтаристское решение.
Оно идет от Международного валютного фонда, но такие решения нам все-таки нужно самим принимать. То, что иностранные банки сейчас продают свои украинские «дочки», это тоже показатель. Но он связан не столько с докапитализацией, а скорее с тем, что украинская клиентура стала убыточная, не с кем работать. Именно кризис выгоняет эти банки из Украины.
Читайте также: Почему украинская экономика падает сильнее прогнозов
Почему же тогда Нацбанк на это идет?
Он думает только категориями самофинансируемых учреждений. Как будто другие участники, например, промышленные предприятия, которые владеют банками, имеют какие-то загашники. Как глава Нацбанка говорила одному из владельцев банка: продайте свои предприятия и вложите средства в фонд банка. Как Национальный банк может рекомендовать или требовать от владельцев предприятий их продавать? Это абсурд. Я повторюсь, что предприятия сегодня в гораздо большем кризисе, чем банки. Поэтому нужно, конечно, об этом решении спросить Нацбанк, но логики здесь, конечно, нет.
Почему банки начали увеличивать свой уставный капитал? К примеру, Райффайзен Банк Аваль – приблизительно на 3 млрд гривень. Стоит ли оценивать это как следствие плачевного финансового состояния Фонда гарантирования вкладов?
Не знаю, какой-то взаимосвязи я не вижу. Иностранные банки могут, если у них есть стратегия присутствия в Украине, увеличивать уставные фонды. По какой причине – трудно сказать.
Какие ключевые проблемы банковской системы?
Ключевая проблема – изменение регулирующих норм банковских учреждений, которые идут от Национального банка. Они требуют покупать облигации правительства, а не работать с клиентами. И второе: это перестройка Национального банка, который должен дать возможность банкам самим формировать свои фонды и работать с рынком, а не с протянутой рукой – с Национальным банком. А у нас эта тактика, к сожалению, остается. Такие методы урегулирования денежной массы приводят к очередным срывам и девальвации.
Говорят, что в будущем году продолжится ликвидация банков. К чему она может привести?
Это ложная линия, потому что должны быть разные банки. И большие, и маленькие. Они должны работать на отдельных рынках, к примеру, сберегательные банки, страховые банки. Они не обязательно должны быть все коммерческие и финансировать торговлю и бюджет. Поэтому дифференциация банковской системы обязательно произойдет, в том числе и по размеру капитала, объемам функций. Если денежная единица будет проваливаться, то любые разговоры о структуре, объемах, профилях банков не имеют смысла.
Читайте также: Инвестируем с умом: куда украинцам вложить деньги с минимальными рисками и стабильной прибылью
Виктор Суслов: Бизнес не желает больше проводить платежи по счетам банковской системы
В ожидании банкротства большого количества банков бизнес, пытаясь спасти деньги, начинает проводить большие объемы наличными деньгами, отмечает экс-министр экономики Украины Виктор Суслов (1997—1998 гг.).
Есть ли риски того, что иностранные банки просто оставят рынок Украины?
Конечно. Банкиры, в том числе иностранные, посчитают, насколько эффективно продолжить работу на украинском рынке и, исходя из этого, примут решение. Я думаю, что это не должно вызвать уход банков из Украины. В принципе, деятельность иностранных банков пока достаточно прибыльная.
Почему банки начали увеличивать свой уставный капитал? К примеру, Райффайзен Банк Аваль – приблизительно на 3 млрд гривень. Стоит ли оценивать это как следствие плачевного финансового состояния Фонда гарантирования вкладов?
Нет, это не имеет отношения к работе Фонда гарантирования вкладов. Увеличение уставных капиталов банков повышает финансовую устойчивость этих банков, дает им дополнительные объемы собственных, а не заемных средств, повышает способность выполнять обязательства перед вкладчиками.
Сегодня в украинском банковской системе очень непростая ситуация. По прогнозам, в следующем году ожидается уход еще до 50-ти небольших банков. Если одни банки банкротятся, то у других появляется шанс получить новую клиентуру. Идет перераспределение рынка банковских услуг. И прочные банки, а к таким банкам относятся иностранные банки, очень активно участвуют в этом перераспределении. Потому что кризис в Украине все равно со временем пройдет, экономика начнет свой рост и, исходя из этого, они рассчитывают на перспективу. В итоге они думают выиграть, даже если сейчас это связано с дополнительными расходами.
Значит, ликвидация небольших банков способствует стабильности в банковской системе в дальнейшем?
Она дает новую клиентуру, открывает новые рынки для более крепких, в основном иностранных банков. Вместе с тем нельзя сказать, что это только позитивный процесс, потому что банкротство такого количества банков приводит к большим потерям и для украинского бизнеса, и для украинских вкладчиков.
Какие банки могут обанкротиться в 2016 году?
Я не буду, естественно, говорить никаких названий. Но я хочу обратить внимание на классификацию банков, которую дал Нацбанк Украины. В том числе указав там банки неэффективные, которые практически не ведут деятельности, занимаются схемными операциями. Все эти банки, очевидно, могут прекратить свою деятельность. Этот доклад был представлен на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности.
Банкротство большого количества банков – это не безобидный процесс. В ожидании таких вот банкротств бизнес, пытаясь спасти деньги, уходит в теневую сферу, начинает проводить большие объемы наличными деньгами. В последнее время даже в Киеве многие магазины отказываются принимать банковские карточки, а требуют проводить оплату наличными деньгами. Это как раз свидетельство того, что бизнес не желает больше проводить платежи по счетам банковской системы, возникает большой оборот наличных денег, происходит тенизация экономики в целом.
Так что процесс идет пока в неблагоприятном направлении. Но я хочу заметить, что в целом требования Национального банка, связанные с наращиванием собственных капиталов в банках, правильные. В итоге, конечно, сократят количество банков, но те, кто выживут, будут более устойчивыми.
Читайте также: Следующий пошел: какой банк лопнул на этой неделе
Сергей Терехин: Фонд гарантирования вкладов – банкрот
Сейчас Фонд гарантирования вкладов – это странная структура, которая субсидируются за счет бюджета. Однако нельзя, чтобы дырки в бюджете закрывались за счет бюджетных ресурсов, подчеркивает экс-министр экономики Сергей Терехин (2005 г.).Как Вы считаете, существуют ли риски того, что иностранные банки просто оставят рынок Украины?
А почему они оставят? Я напоминаю, что это обязательство по имплементации очередного этапа банковских соглашений, и мы еще не достигаем его. Но вектор правильный. Понятное дело, что с рынка уйдут маленькие банки или те, у кого есть проблемы с акционерным капиталом, а концентрация это всегда была на пользу банковскому сектору. Единственное, плохо, что у нас нет института, так называемых специализированных банков, которые бы ориентировались на какой-то ограниченный банковский продукт. Допустим, муниципальные банки, которые занимаются приемом платежей и финансированием каких-то местных программ. Я бы посоветовал Нацбанку выступить с такой инициативой. Еще в конце 90-х годов была большая дискуссия, чтобы изменить закон о банке и банковской деятельности и ввести институт таких небольших специализированных банков.
Почему банки начали увеличивать свой уставный капитал? К примеру, Райффайзен Банк Аваль – приблизительно на 3 млрд гривень. Стоит ли оценивать это как следствие плачевного финансового состояния Фонда гарантирования вкладов?
Причина вот в чем – готовятся. Между прочим, это одно из требований нашего договора об Ассоциации. Единственное, что там переходной период до пяти лет. Это абсолютно правильное решение. Тем более, что никто не может прогнозировать, что будет с валютной политикой, что будет после 1 января, когда экономическая фаза Ассоциации начнется. Так что молодцы.
А вот по Фонду гарантирования я считаю, что это вообще сейчас какая-то странная структура, которая субсидируются за счет бюджета. Вообще Фонды гарантирования не так работают. Это абсолютно частная проблема банковской системы. То есть сейчас те нормативы по отчислениям, которые законом доведены до коммерческих банков, покрывают среднестатистические расходы Фонда. Приходится фактически налогоплательщикам тратить свои личные деньги на финансирование проблем менеджмента коммерческих банков. Этим же Фонд занимается. Поэтому с Фондом нужно что-то решать. Нельзя, чтобы дырки в бюджете закрывались за счет бюджетных ресурсов. Но прямых связей между увеличением уставных капиталов и проблемами в Фонде нет.
То есть Фонд гарантирования вкладов сам по себе банкрот?
Если ему дефицит бюджета покрывают за счет бюджетных займов, то кто же он? Понятное дело, что банкрот.
Какие ключевые проблемы банковской системы?
Гонтарева и Яценюк. Я не с политической точки зрения говорю, а исключительно с экономической. Что сейчас происходит? Наибольшим заемщиком у Национального банка является правительство. Если правительство забирает львиную часть кредита, то понятное дело, что этот кредит должен быть дорогим для других. А скажите, какая банковская система выжила бы, когда стоимость денег колеблется в пределах около 30% годовых в лучшем случае?
Банк-посредник берет у кого-то деньги, а потом отдает с большими процентами. На этом и живет. Если банки не имеют спроса на их кредитные услуги, то как они живут? Плохо. Но кто сейчас кроме компаний, которые каким-то образом связаны с банком, сможет перетравить 30% годовых? Могу вам сказать: это либо бюджетный бизнес, то есть коррупционный, который в конце истории покрывается налогоплательщиками, либо это оружие, наркотики, проституция.