В чем суть правительственной налоговой реформы
Были сделаны выводы, что система налогообложения еще не скоро преобразиться в лучшую сторону.
Ранее портал Domik.ua публиковал изменения в Налоговый кодекс, предложенных Минфином.
Налоговая реформа в Украине все больше напоминает имитацию действий, чем реальные шаги, направленные на исправление ошибок и недочетов в налогообложении. И пока вокруг изменений в действующий Налоговый кодекс велись длительные дискуссии, сам проект этих изменений постепенно «худел» и лишался многих норм, которые действительно были направлены на то, чтобы сделать налоговую систему Украины комфортной и понятной для налогоплательщиков.
При ближайшем рассмотрении, в сфере налогообложения нашей страны вместо прогресса наблюдается явный регресс. Так, в рейтинге Doing Business Всемирного банка, который украинские политики часто любят приводить как пример того, куда движутся реформы, Украина по-прежнему занимает далеко не самые престижные позиции. Причем, по индикатору «налогообложение» страна за год даже ушла на одну ступень вниз – со 106 на 107 место. В то время как другие государства добились за это же время вполне осязаемых успехов. Например, Словакия поднялась на 36 позиций, Черногория – на 33 позиции, Сербия – на 22 позиции, Узбекистан – на 2.
Мы же так и не использовали шанс «причесать» налоговую систему, а правительство с депутатами озабочены лишь тем, кто возьмет пальму первенства по продвижению налоговой реформы в Верховную Раду.
Мягкая перезагрузка
О том, что Министерство финансов презентует новый вариант налоговой реформы, стало известно еще в июле. Сам законопроект был обнародован только в августе. И вполне ожидаемо, что экспертное сообщество и представители бизнеса восприняли его без особого энтузиазма.
Причина столь прохладной реакции кроется в том, что текст правительственного документа на более чем 60-ти страницах посвящен по большей части администрированию налогов (и то, многие новшества в данном направлении далеки от революционных). Вместе с тем, о снижении налоговой нагрузки, о пересмотре архаичных принципов налогообложения, действующих в Украине – по сути, ни слова.
Львиная доля законопроекта посвящена передаче части полномочий Государственной фискальной службы Министерству финансов. В частности, планируется, что Минфин будет не только заниматься администрированием налогов, возмещением НДС, учетом налогоплательщиков, но и утверждением форм отчетности, нормативных актов, трактовкой законодательства. ГФС, в реальности, будет обладать только сервисными функциями и собирать налоги. Даже возможность проведения проверок оставят только областным управлениям фискальной службы.
Но самое главное, что Минфин получит базы данных налогоплательщиков, которые есть в распоряжении ГФС. И вот в этом кроется достаточно большой риск, поскольку на данный момент нет понимания, каким образом министерство будет распоряжаться этими базами, и какова вообще степень защиты от вмешательства в персональные данные налогоплательщиков и неправомерного их использования.
Если вспомнить многочисленные факты «ручного управления» электронной системой возврата НДС со стороны представителей фискальной службы (и это при том, что она должна быть полностью независима от человеческого фактора), нет совершенно никаких гарантий того, что подобные прецеденты не повторятся, когда базами будет управлять Минфин. А значит, есть явная угроза стабильности функционирования информационных систем, сбои и вполне предсказуемые последствия для налогоплательщиков – срывы сроков сдачи отчетности, потеря данных, штрафы и санкции.
В этой связи вызывает сомнения и жизнеспособность электронного кабинета налогоплательщика, о котором также идет речь в кабминовском законопроекте. Так или иначе, но без должного технического обеспечения на практике его нормальная работа вряд ли будет возможна.
Читайте также: Восемь предложений для долгосрочного развития экономики Украины
Убрать и возродить
Не менее резонансная инициатива – ликвидация налоговой милиции и создание на ее базе финансовой полиции, которая будет подчиняться Минфину. Эта идея не нова, и тоже муссировалась больше года. В ее адрес было высказано немало аргументов «за» и «против».
Но реструктуризация силового блока Государственной фискальной службы, как и прежде, выглядит как чисто техническая смена вывески. Во-первых, полномочия финансовой полиции до сих пор четко не определены. Во-вторых, неясно, как будет проходить отбор специалистов, по каким критериям (репутационным, в том числе), и как будет выстраиваться их мотивация. А ведь это вопросы, напрямую влияющие на эффективность работы нового органа и его защищенность от коррупции.
Планируется слияние двух реестров возмещения НДС, внедренных с начала 2016 года, в один. Намерение, в принципе, неплохое, так как оно должно хоть частично уменьшить путаницу с возвратом этого налога. Но, с другой стороны, представители бизнеса продолжают критиковать ГФС за умышленное препятствование возмещению НДС и считают, что предложенные поправки в НКУ эту проблему никоим образом не решают. Равно как и не снимают вопрос депонирования оборотных средств на НДС-счета, что приводит к изъятию значительных сумм из работающего бизнеса и бьет по карманам предприятий.
Система единого налога пока что останется без изменений. Хотя еще совсем недавно велись разговоры о том, чтобы ограничить применение упрощенки для отдельных видов бизнеса. Например, для IT-сферы.
Единственное, что правительство предложило упростить, – это налогообложение индивидуальной деятельности. Суть заключается в том, что микро-бизнес с оборотом до 400 000 гривен в год (эквивалент 250 минимальных зарплат) сможет вместо НДФЛ уплачивать фиксированный налог по ставке 10% от минимальной зарплаты (около 145 гривен в месяц). Пользоваться альтернативой подоходного налога смогут представители розничной торговли, а также те, кто предоставляют бытовые услуги, и крафтовые производители. Причем, для этого не потребуется регистрация СПД.
Но и здесь не обошлось без нестыковок. Так, предпринимателям на фиксированном налоге не придется вести учет доходов и расходов, но зато потребуется сдавать отчетность. В связи с этим не очень понятно, на основании каких данных будут заполняться декларации, и как будет отслеживаться, соблюдает физлицо предельный годовой оборот или нет?
Читайте также: Почему в Украине дешевеет гривна
Еще не финиш
В числе других инициатив – предложение установить для бизнеса с оборотом до 3 млн гривен в год налоговые каникулы сроком на пять лет, продлить сроки регистрации налоговых накладных по НДС, расширить перечень издержек для физлиц-предпринимателей на общей системе и т.д.
В то же время, более важные вопросы, такие как снижение ставок НДФЛ и единого соцвзноса, а также замена налога на прибыль новой моделью налога на выведенный капитал, остались за кадром. И это при том, что и пересмотр размера ЕСВ, и тем более, отказ от «классического» налога на прибыль горячо поддерживались средним бизнесом и многими общественными активистами. Однако в правительстве не рискнули идти против лоббистов со стороны крупных корпораций, для которых подобные новации означают вынужденный вывод активов из тени, без гарантии возможности нормально вести деятельность.
Впрочем, есть информация, что проект налоговой реформы Кабмина не окончательный, и он еще будет всесторонне дорабатываться. Кроме того, представители парламентского комитета по налогам и таможенной политике готовят свой вариант реформы, с учетом поправок и пожеланий именно со стороны бизнеса.
А это означает, что грядущей осенью мы с большой вероятностью станем свидетелями очередной налоговой эпопеи. Вопрос лишь в том, кто отстоит свою позицию – правительство или депутаты. Ведь это напрямую повлияет на то, с какими налогами страна будет жить в 2017 году.