Время – деньги
Какого ценного ресурса нам всегда не хватает и который нужно увеличить? Времени! Почему выражение «время - деньги» является ключевым в теории рынка труда? Эти вопросы в своей лекции освещает Ольга Купец.
Ранее Domik.ua рассказывал об итогах работы украинского бизнеса в 2015 году .
Нам нужно понимать, что влияет на желание людей работать. Люди всегда хотят максимизировать свою полезность или, другими словами, счастье, удовольствие от жизни и потребления благ. Но есть бюджетные ограничения - то, что вы можете себе позволить, исходя из своего дохода. Вы можете иметь какой-то нетрудовой доход - стипендии, социальные пособия или доходы от собственности, аренды, дивиденды, проценты с банка и тому подобное. Огромный компонент дохода - это трудовой доход, который зависит от количества отработанного времени. Вы распределяете этот общий фонд времени между продуктивной работой и досугом. Следовательно, мы можем говорить, что предложение труда (то, сколько мы хотим работать), - это обратная сторона спроса на досуг. И досуг мы можем считать же нормальным благом, как и другие стандартные товары.
Какова цена досуга? Здесь мы вспоминаем, что такое альтернативная стоимость. Час досуга - это то же самое, что вы могли бы за этот час заработать. То есть, если вы свободно выбираете, сколько работать, сколько отдыхать, то час отдыха для вас будет стоить столько же, сколько час работы.
Итак, мы выходим на такую основную формулу: альтернативная стоимость часа досуга равна стоимости часа работы, или просто почасовой зарплаты. Иначе говоря, время - это деньги. Меньше отдыхаете - больше работаете, больше зарабатываете. Больше отдыхаете - меньше работаете и, соответственно, меньше зарабатываете.
Всегда ли вы можете свободно выбирать, сколько работать? Очень часто есть нормированный рабочий день. Согласно нашему Кодексу законов о труде нормативная продолжительность рабочей недели 40 часов, а рабочий день - 8 часов. Какие у вас есть варианты? Вы можете работать 8 часов или не работать.
Если вы хотите меньше работать, то есть вы счастливы от того, что работаете 4 часа, а вас заставляют работать восемь, что вы делаете? Вы ходите на работу, делая вид, что работаете, но на самом деле симулируете или уклоняетесь от работы, осуществляете саботаж. Или если наемным работником вы не можете найти работу с тем количеством часов, которое бы вы хотели, вы ищете другой вариант. Вы можете стать самозанятым. Кстати, женщины очень часто переходят в самозанятость из-за того, что благодаря ей предоставляется возможность гибкости. Другой вариант - безработица или отказ от участия в рынке труда.
Что думают работодатели и работники по поводу возможности автономии времени? Чтобы работники могли выбирать, когда работать, чтобы делать график более гибким. Иногда работодатели думают: если дать работникам больше возможностей выбирать время, это приведет к уклонению от работы. Работники, наоборот, могут жаловаться, что такой гибкий график работы может привести к переутомлению, стрессам и другим вредным последствиям.
Мы, экономисты, всегда говорим, опираясь на цифры и эмпирические исследования. Эмпирические исследования показывают, что на самом деле автономия не вызывает переутомления, если правильно построены цели. Но такая автономия позволяет повышать производительность работников компаний и сокращать расходы от снижения текучести кадров, потому что люди будут довольны такой работой. Особенно, если она дает возможность совмещать работу с семейными обязанностями. Можно даже сократить расходы на заработную плату, если считать, что такая автономия - это льгота для работника.
Читайте также: Украинцы продают свой бизнес: купить можно ферму и даже целый приют
Более половины людей в скандинавских странах работают с возможностью выбирать время работы полностью или частично. С одной стороны, Швеция, Нидерланды, Дания, Финляндия, Норвегия, с другой - Испания и Франция, Италия, где зарегулирован рынок труда и меньше людей имеют автономию выбирать время.
Согласно опросу Headhunter, 95% респондентов в Украине сказали, что хотели бы иметь гибкий график работы. Половина респондентов сказали, что у них на практике нормированный рабочий график. Тогда они будут или саботировать работу, или брать какие-то дополнительные работы, чтобы удовлетворить свое желание заработать достаточное количество денег. Также этих же людей спрашивали, какие плюсы/минусы гибкого графика. И большинство говорили о плюсах.
С другой стороны, есть определенные сомнения. Работники подчеркивали, что существует проблема недоверия со стороны работодателя к такому работнику. Затем их спросили: «Кто больше выигрывает?». Только 30% сказали, что только они выигрывают - на самом деле выигрывают и работодатели, и работники. Работодатели также очень часто понимают, что в нынешних условиях нужно переходить к гибкому графику работы. Не для всех он подходит: больше - для представителей творческих профессий, для студентов, например, фрилансеров. Ну, и для категорий работников, которым это действительно нужно. Вопрос тогда: почему же люди понимают, что это для них полезно? Работодатели также понимают, что это нужно.
На пути трудовое законодательство. Почему оно тогда не либерализируется? Потому что есть, например, профсоюзы, настроенные против гибкости. Они боятся, если дать больше гибкости не только во времени, но и в формах занятости, следствием этого будет безработица.
Считается, что безработица - это проблема, поскольку высокий уровень безработицы свидетельствует о плохом состоянии здоровья экономики. Если 25% людей, которые хотели бы работать, ищут работу, но не могут найти, это означает, что экономика неэффективно использует ресурсы. Если бы задействовать этих 25%, можно было бы увеличить валовой внутренний продукт и выйти на другой уровень развития. Более того, кроме таких макропроблем, есть проблемы на микроуровне, на уровне индивидов. Потому что безработица имеет значительные негативные последствия для отдельных работников, для семей, для общества в целом.
Например, этот график показывает удовлетворенность жизнью в Германии во времени для занятых лиц и для безработных. Людей просили оценить уровень своего удовлетворения жизнью от 0 до 10. И вы видите, что очень большая разница между занятыми и безработными. Безработные недовольны жизнью. Также они могут терять и социальные контакты, необходимые, чтобы найти работу, квалификацию, доходы, статус. И это может привести либо к росту уровня преступности, или с другой стороны, к самоубийству. В странах с протестантской религией люди более несчастны, если они безработные, поскольку социальная норма этой религии - люди должны работать.
Есть три вида безработицы: фрикционная, если люди увольняются по собственному желанию, ищут работу. Структурная безработица - уже более серьезная. Она вызвана тем, что происходят изменения в структуре спроса на труд и предложения, например, по профессии. У нас структурная молодежная безработица: очень много выпускается людей с высшим образованием, а нужны работники рабочих профессий. И есть циклическая безработица, которая возникает из-за экономического спада, сокращения количества вакансий, создания рабочих мест и, соответственно рост увольнений. Циклическая безработица вызывает наибольшее беспокойство, потому что она вынужденная, долговременная и борьба с ней требует мер, выходящих за рамки рынка труда.
Всегда ли стоит бояться безработицы и предотвращать ее? Как уже упоминалось, профсоюзы боятся изменить трудовое законодательство, так как они боятся безработицы. В рыночной экономике безработицы, в принципе, неизбежным явлением, особенно, если страна развивается, происходят технологические изменения, инновации. Работников увольняют из-за таких технологических изменений. Некоторые выигрывают, те, кто имеет необходимое образование и навыки, но есть люди, чьи рабочие места исчезают. Если мы будем избегать безработицы, мы, фактически, законсервируем эти технологические изменения, поскольку нельзя достичь инноваций и технологических изменений без ликвидации определенного количества рабочих мест. Мое личное мнение, что определенная безработица неизбежна, и не нужно вмешиваться, ее предотвращать. Нужно уже вмешиваться, чтобы помогать людям, которые потеряли работу, быстро найти новую с учетом упомянутых процессов. Если безработица фракционная, если человек самостоятельно освободился, это является проявлением поиска на рынке труда. Люди увольняются, потому что хотят найти лучшую работу. Лучшую работу там, где они получают выше заработную плату, там, где они могут работать более продуктивно. То есть это может иметь и позитив - безработицу.
Читайте также: Персональный защитник: как бизнес оценивает работу профильного омбудсмена
На данный момент в Украине 1 655 000 безработных, почти 16,5 миллионов занятых, и 11 миллионов неактивных. Занятые - это люди, которые работали хотя бы один час по найму у работодателя, на семейном предприятии или в личном хозяйстве. Безработные - это люди, которые не имели работы, искали ее в течение последних четырех недель и готовы приступить в течение следующих двух. И кто такие экономически неактивные? Это люди, которые не работают, не ищут работу. Это могут быть и незанятые студенты, и неактивные пенсионеры, домохозяйки.
Очень интересная категория, если здесь посмотреть, — люди, которые не знают, где и как искать работу, были безработными, а затем разуверились. На основе этих данных мы рассчитываем основные показатели на рынке труда, уровень экономической активности, сколько у нас людей со всего населения работают или хотят работать: это 62,4%. Уровень занятости - 56,7%. И уровень безработицы - мы берем уже количество безработных не ко всему населению, а только к экономически активному. В 2015 году в среднем уровень безработицы составляет 9,01%. Есть еще интересный показатель в Украине - уровень зарегистрированной безработицы. Это, по данным Государственной службы занятости, мы берем, сколько людей зарегистрировано - 490 000, делим на трудовые ресурсы. Это люди, которые не работают или работают. А если не работают, их можно заставить работать. То есть это еще такой советский подход - трудоспособное население, но необязательно то, что хочет работать и работает. В результате имеем очень интересный показатель: уровень безработицы — 2% зарегистрированного по сравнению с 9% по методологии Международной организации труда.
Мы видим, что у нас две трети людей не зарегистрированы. Они вообще не покрываются услугами службы занятости или определенными основными информационными, консультационными. Уровень зарегистрированной безработицы больше показывает эффективность работы Государственной службы занятости, но есть много проблем с уровнем безработицы по методологии МОТ.
Уровень безработицы в Украине и развитых странах в 2015 г.
Украина не хуже других, она внутри, на уровне со многими развитыми странами. Где большую автономию дают? Норвегия, Нидерланды, Швеция. Мало гибкости времени Испания, Греция, Франция. На этой неделе во Франции идут забастовки. Профсоюзы выводят людей, молодежь против того, что правительство предлагает либерализовать трудовое законодательство, чтобы дать больше гибкости работодателям создавать рабочие места для тех же людей, которые не имеют рабочих мест.
Есть аббревиатура ЗЗЗ - законодательство по вопросам защиты занятости. Это, с одной стороны, правила найма на работу. Четко прописывается, можно ли и в каких случаях заключать срочные трудовые договоры, есть ли какие-то специальные условия для найма и вообще трудовых отношений с отдельными категориями работников. Например, несовершеннолетние или женщины. И, с другой стороны, порядок увольнения, выходное пособие, и санкции за несправедливое увольнение. Doing Business рассматривают показатели найма плюс увольнения, но также рабочее время, что влияет, различные регулировки рабочего времени. И с 2016 года включили еще четвертый компонент: некоторые показатели качества работы.
С одной стороны, цель трудового законодательства - защитить работников от увольнения, от произвола работодателей. Может, способствовать исправлению этих искажений. Особым искажением является монопсония, когда есть единственный работодатель, который диктует условия. Законодательство позволяет исправить это. Оно может стабилизировать уровни занятости и безработицы во время колебаний, во время бизнес-цикла, защитить определенные уязвимые группы населения, и также может дать стимул работодателям и работникам вкладывать инвестиции в образование, в обучение, в профессиональную подготовку. Потому что тогда работники будут понимать, что они долго работают и защищены. Есть смысл вкладывать инвестиции и время в обучение, и так же думают работодатели.
Но на самом деле эмпирические исследования показывают, особенно в странах с переходной экономикой или в небогатых странах, больше минусов жесткого законодательства. Потому что жесткое законодательство может увеличить безработицу среди незащищенных групп, и особенно среди молодежи. Чрезмерная защита может привести длинную продолжительность безработицы и распространения сегментации рынка труда. Получается, существуют две группы - инсайдеры и аутсайдеры. Инсайдеры - это люди, которые работают в формальном секторе, они полностью защищены законодательством по защите занятости, их сложно уволить, они получают все выгоды: и оплаченные больничные, и пенсионное страхование. И есть большая группа аутсайдеров - это люди, которые не попали на этот рынок. Это как второстепенно-вторичный рынок, и это неформальная занятость: люди, которые работают и не защищены этим законом, или это безработные - люди, которые вообще не могут найти никакую работу.
Для большего количества стран, чем больше у нас индекс сложности найма на работу (не только найма, но и трудоустройства всех трудовых отношений), чем больше регулирования на рынке труда, тем больше уровень неформальной занятости. То есть, с одной стороны, законодательство пытается защитить работников, но, с другой стороны, выталкивает большое количество людей в неформальный сектор. Они не оформлены, не платят никакие взносы, не претендуют потом на помощь в случае безработицы, не имеют оплачиваемых больничных. И получается, что одни люди очень защищены, а другие совсем не защищены. И также это жесткое законодательство вмешивается в процессы создания ликвидации рабочих мест - если сложно нанять человека, а потом еще сложнее уволить.
Читайте также: THE ECONOMIST: уроки, которые мы должны извлечь из панамского оффшорного скандала
Будет ли работодатель, который не уверен в стабильности занятости, создавать рабочее место? Он его либо не будет создавать вообще, либо будет создавать в неформальном секторе, опять же. Это негативно влияет на производительность труда и стимулирует рост неформальной занятости.
В 2014 году мы проводили опрос предпринимателей, работодателей в четырех секторах - агропроизводство, агропереработка, возобновляемая энергетика и IТ, и спрашивали о наибольших проблемах, связанных с наймом работников. Есть проблемы с общим уровнем безработицы, минимальная заработная плата упоминается. Если же относительно небольшие проблемы, то почему?
Источник: Всемирный банк, Навыки для современной Украины, 2016 (на основе опроса 702 компаний в рамках исследования STEP 2014)
Свежее исследование, опрос Headhunter в феврале 2016 показывает, как принято вести себя во время сокращений в компании. У нас, если увольняют, то должны выплачивать одно выходное пособие, но очень часто предлагают уволиться по собственному желанию. Вы увольняетесь по собственному желанию - никакого выходного пособия. Часто увольнение задним числом может быть. Некоторые компании действительно выплачивают оклады какие-то, здесь 20% вообще в любой момент могут уволить. Ну, и только некоторые компании способствуют трудоустройству. То есть на самом деле компании украинские научились обходить Кодекс законов о труде, но выход ли это. На бумаге у нас очень жесткое законодательство, в реалиях оно может быть очень мягким: это зависит от работодателей. И вот вопрос тогда, когда у нас такое жесткое законодательство, как это влияет на потенциальных инвесторов из-за рубежа?
Иностранная компания не может нарушать трудовой кодекс, который также достаточно жесткий. И если она хочет заходить, она просто посмотрит, есть ли какие-то ограничения по срочным контрактам. Например, премии за овертайм 100%. Вы видели, чтобы компании платили двойную ставку за овертайм? У нас это не работает. Но если компания входит и работает по правилам, она должна ее выплачивать. Ограничения по работе в выходные дни, в ночное время. Нужно предупредить обязательно третью сторону, обычно это профсоюзы или государственная служба занятости, об увольнении - или одного человека, или девять человек. Нужно выплатить исходное пособие. Нужно за два месяца предупредить ту же третью сторону или самого работника об увольнении. То есть это все увеличивает расходы. Инвестор еще не зашел, но он может рассчитать, что расходы на аренду и трудовые отношения будут больше. Лучше заплатить, возможно, в пять раз большую зарплату, но меньше иметь расходов, связанных с этим слишком жестким законодательством.
Этот график показывает, что либерализация трудового законодательства плюс, конечно, много других реформ в Польше, принесли свои плоды. Если мы посмотрим 2004-2009 годы, были созданы рабочие места в то время, как в Украине рабочие места были чисто ликвидированы.
Согласно классической экономической теории, если зарплата увеличивается и превышает равновесную, то это приводит к сокращению занятости. С другой стороны, есть некоторые сторонники роста минимальной зарплаты как инструмента в борьбе с бедностью. Ожидается, что таким образом защитят работников, получающих минимальную зарплату. Но на самом деле, если посмотреть два исследования (Дэвид Ньюмарк, это гуру в сфере оценки воздействия минимальной зарплаты в развитых странах, и Гиндлинг - в развивающихся странах), показывается, что либо нет вообще никакой связи, или очень часто есть отрицательная связь. Повышение заработной платы приводит к сокращению занятости. И в первую очередь оно влияет на работников с низким уровнем образования i именно они квалификации. То есть это якобы инструмент борьбы с бедностью, но на самом деле страдают самые бедные, потому что теряют работу.
В развивающихся странах, минимальную зарплату многие люди вообще не получают, потому что они являются самозанятыми, и там уже нельзя сказать, сколько ты сам себе должен заплатить. Работники не являются наемными, и вообще не подпадают под законодательство о минимальной заработной плате.
И было эмпирическое исследование для России. В 2007 году там в два раза повысили минимальную заработную плату на федеральном уровне плюс позволили еще увеличивать на региональном уровне. И чем больше часть людей, которые ранее получали ниже минимальной заработной платы, тем больше неформальная занятость в регионе, тем больше уровень безработицы, тем меньше уровень занятости среди молодежи, тем больше уровень безработицы среди молодежи и тем больше уровень безработицы среди женщин. Увеличили минимальную заработную плату, но очень пострадали молодежь и женщины и существенно увеличилась неформальная занятость.